Лексическая тема "ЛЕС"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Сирачова Лилия Дамировна

В папке собраны речевые игры, тексты для самостоятельного чтения, физминутки, тексты для пересказа, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_les1.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

 «Лес»


Словарь:

Существительные: лес, парк, бор, роща, дерево, береза, рябина, дуб, клен, липа, осина, ель, сосна, тополь, кедр, ива, куст, корень, ствол, кора, ветка, лист, листва, хвоя, крона, плод, семена, сережка, желудь, шишка, пень, насекомые, животные, птицы.

Прилагательные: лиственный, хвойный, крупный, мелкий, резной, продолговатый, могучий, крепкий, молодой, старый, низкий, высокий, пышный, белоствольный, стройный, ветвистый, раскидистый, вечнозеленый, березовый, дубовый, сосновый, срубленный, багряный, лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, зимний, весенний, летний, осенний,.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, осыпаться, сбрасывать, лететь, шелестеть, шуршать, беречь, ухаживать, сохранять, сажать,

Наречия: высоко, низко, широко, узко.


Игра «Умный Словесник»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов

- Назовите ласково. (лесок, лесочек)

- Кто ухаживает за лесом? (лесник)

- Кто выращивает лес? (лесовод)

- Как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные)

- Назовите родственные слова.

Лес -  лесок, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье)

Сосна – сосенка, сосновый, сосняк, сосенка.

Ветка – веточка, ветвистый, разветвились, ветви.

Игра «Кто больше назовет действий»

Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действие предмета.

- Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует….)

- Сосна что делает? (шумит, качается, растет, стоит, зеленеет, радует, пахнет…)


Игра «Подбери определение к слову»

Цель: упражнять в подборе прилагательных

- Лес какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, хвойный, лиственный, смешанный, березовый, дубовый, сосновый, нужный, зеленый ….)

Игра «Подбери слово»

Цель: упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными

Сосновый – запах, бор, ствол.

Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель

Сосновое – полено, кресло, бревно.

Сосновые – иголки, шишки

Игра «Наоборот»

Цель: подбор антонимов.

Высокая – низкая

Полезный – вредный

Прямой – кривой

Солнечная – пасмурная

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Тонкий - толстый

Игра «Кто больше»

Цель: подбор синонимов.

Сильный – мощный, могучий.

Дремучий – глухой, густой, частый.

Лес – бор, дубрава, чаща, роща, дебри, джунгли.

Красивый – прекрасный, пригожий, великолепный, живописный, восхитительный

Дивный – чудесный, волшебный, сказочный, удивительный, очаровательный, чарующий.

Аромат – благоухание, запах.

Целебный (запах) – лечебный.

Исцеляет – лечит.

Польза – прок, толк, выгода.

Колышутся (ветки) – качаются, наклоняются, шевелятся.

Игра «Правильно произносите слова»

Цель: согласование существительных с числительными

Одно дерево, два, дерева, ….., пять деревьев

Одна сосна, две сосны, …., пять сосен

Игра «Изобрази движением»

Изобрази движением иву, иголку, шишку….


Игра «Составьте предложение и распространите его»

На опушке выросла (какая?) … сосна.

(какая? высокая, стройная, красивая)

У нее (какой?) …. ствол.

(Какой? длинный, прямой, голый)

Только вверх растут (какие?) … ветки.

(Какие? густые, пушистые, иглистые)

На (каких?)  … ветках висят (какие?) …. шишки.

(Какие? круглые, коричневые, не очень крупные)

(Какой?) … запах (чей?) … хвои целебен (для кого?) ….

(Какой? свежий, ароматный, приятный)

(Чей? сосновый)

(Для кого? для людей, для животных)

Игра «Составь предложение»

Цель: упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи.

Составьте предложения  с разными значениями слов ШИШКА, ИГОЛКИ


Тексты для самостоятельного чтения.

В лесу

Боря и Оля пошли в лес и забрели в чащу. Там тень. Оля села на пенек. Весь день гуляли дети. Только вечером вернулись домой.

В роще.

За нашей деревней есть березовая роща. Мы часто ходили туда. Хорошо в роще осенью! Стучат пестрые дятлы.

В лесу

В лесу тихо. Вот ель. На ветках шишки. А тут старый дуб. Митя полез на дерево. Там дупло. В дупле орехи и шишки – это белка запасла еду на зиму. Без запасов плохо зимой белкам.

Клен.

В зеленом русском лесу растет живописный клен. Гладкий и чистый ствол. Это праздничное дерево. Клен любит солнечный и яркий свет. Ясным летним днем хорошо отдохнуть под развесистым чистым кленом


Физминутки

Дует, дует ветер, дует – задувает,

(плавные движения рук вверх, вниз)

Желтые листочки с дерева сдувает,

(кружатся на месте)

И летят листочки, кружат по дорожкам…

 (бегут вокруг деревьев)

Падают листочки прямо нам под ножки

(медленно приседают и кладут листья под деревья)

Дует ветер нам в лицо:

(дети машут руками «к себе»)

Закачалось деревцо

(руки вверх – наклоны)

Ветерок все тише, тише …

(постепенно приседают)

Деревце все выше…

(медленно поднимают руки вверх)


Тексты для пересказа

Русские леса

Хороши русские леса. Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах  раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поют птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

Золотой дождь.

Все лето листья деревьев подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали, как солнышко, золотыми.

Налились. Отяжелели.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

По колено в листьях стоят деревья. Листья шуршат, летят, качаются, бегут.

Шумит золотой дождь.


В еловом лесу.

Раз мы гуляли в лесу и забрели  в густую темную чащу. Стало жутковато. Захотелось скорее выйти оттуда. Скоро мы  заметили узкую извилистую тропинку и пошли по ней. Тропинка вывела нас на широкую зеленую полянку, покрытую высокой густой травой. Здесь на сочной зеленой травке мы и решили отдохнуть.

Кто сажает лес.

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились дубки. Еще совсем  маленькие, всего три листика торчат из земли.

А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает. А кто?

Долго не мог я угадать.

Однажды осенью шел я с охоты, смотрю – мимо меня низки-низко пролетела сойка. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто? И потом полетела к реке.

Я подошел к пню, а между корнями в ямке лежат два желудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок!

Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастет.

Загадки

Летом одевается,

Зимой раздевается

(лиственный лес)

Весной – в цветном платьице,

Зимой – в белом сарафане.

(лиственный лес)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает

(лес)

Много рук, а нога одна

(дерево)

Его весной и летом

Мы  видим одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(дерево)

Позже всех лесных друзей

Сбросит он листву с ветвей

(дуб)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

(береза)

Скороговорки

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

На горе дубы, под горой грибы.

Пословицы и поговорки

Лес – богатство и краса: береги свои леса.

Лес рубят – щепки летят.

Была правда, да в лес ушла.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Лесом шел, а дров не видал.

Лес не школа, а всех учит.

По лесу надо с умом ходить.

Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

За один раз дерево не срубишь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...