конспект ООД по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматика"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Игнатьева Надежда Александровна

развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связанной речи – диалогической; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_stranu_grammatiki.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

на тему: «Путешествие в страну Грамматика»

для  воспитанников подготовительной к школе группы

Подготовила:

Игнатьева Надежда Александровна,

воспитатель

2016- 2017 учебный  год

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связанной речи – диалогической; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Образовательные:

-упражнять в умении различать гласные звуки, твердые согласные и мягкие согласные звуки;

- упражнять в умении определять позицию звука в слове, делить слова на слоги;

- упражнять  в составлении из слов предложения;

-закреплять понятие «звук», «слог», «слово», «предположение»;

-закрепить знания детей  о существительных (слова – предметы), прилагательных (слова – признаки), глаголах (слова – действия).

        Развивающие:

-развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

-воспитывать инициативу, стремление к активной деятельности;

-воспитывать внимание к собственной речи.

Приоритетное направление: обучение грамоте.

Интеграция: с образовательной областью «Познание» (ФЭМП)

Используемое оборудование: проектор,  флешкарта, доска для слайдов.

Используемый материал: предметные картинки,  карточка со словами для составления предложений, конверт.

Раздаточный материал: Конверт 1: кружки красного, синего, зеленого цвета («бусины»). Конверт 2:  карточки со звуковыми схемами, фишка синего цвета.  Конверт 3:  картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого (мягкого) согласного звука, и предметов, названия которых состоят из двух, трех слогов, фишка красного цвета;

Конверт 4:  карточки с  цифрами 1,2,3.

Карточка с буквами, у которых некоторые элементы отсутствуют.

Полоска бумаги для записи схемы предложения; простой карандаш – на каждого ребенка.

Форма организации деятельности: групповая.

Место проведения: групповая комната.

Вводная часть: дети стоят на ковре в кругу.

Педагог:- Ребята, посмотрите,  сколько  много  гостей пришло сегодня к нам! Давайте с ними поздороваемся!

И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Мы с вами сейчас расскажем наше приветствие:

Придумано кем – то
Просто и мудро,
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Педагог: А теперь, можем занимать свои места.

Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо, из волшебной страны «Грамматика», города «Звукинск», от мудрейшего хранителя знаний, самого  Пиши-Читая.

Письмо Пиши-Читая (Слайд1-2)

«Дорогие ребята! В волшебной стране «Грамматика», в городе «Звукинск» побывал дед Буквоед и всех перессорил, все перепутал.

Я знаю,  что вы умные, смелые ребята и прошу вас о помощи навести порядок в городе. А в награду вы получите ключ от сундучка с сюрпризом. Удачи вам. Ваш друг Пиши-Читай.»

Педагог: Ну что, ребята поможем  «Пиши – Читаю» навести порядок в городе?

Дети:Да

Педагог:Ребята, для того что бы попасть в волшебную страну, нам необходимо произвести обратный счет от числа 10  до числа  1, мы отправляемся в путь. 

Дети:  в разброс  дети считают  от 10 до 1 (обратный счет)

(звучит фонограмма звуков природы).

( на слайде 3  карта страны «Грамматика»)

Педагог: Вот мы с вами и оказались в стране «Пиши-Читая.  В городе волшебной страны, который называется «Звукинск». А вы знаете, что в этом городе  живут звуки.  Как вы думаете какие это звуки?

Дети: в городе «Звукинске» живут гласные и согласные звуки.

Педагог: Дед Буквоед рассыпал бусы, а ведь каждая бусина обозначает какой – то звук. Нужно собрать бусины. Каким звукам соответствуют красные бусины?

Дети: красные бусины соответствуют гласным звукам.

Педагог: Каким звукам соответствуют синие и зеленые бусины?

Дети: синие бусины соответствуют – твердым согласным, зеленые бусины соответствуют  - мягким согласным.

Педагог:  Правильно, молодцы. У вас на столах лежат карточки с  изображенными  ниточками  разного цвета  (красная, зеленая, синяя) для бус и конверт 1:  по три бусины красного, синего, зеленого цветов. Я буду называть звук, а вы  какой звук услышите, такой кружок – бусину и выложите на соответствующею  по цвету ниточку.

(Педагог называет звуки. Дети выкладывают кружки – бусины, обозначающие звуки: гласные – красные кружки на красную ниточку, твердые согласные – синие, на синею ниточку, мягкие согласные – зеленые, на зеленую ниточку.)

Педагог: Молодцы справились с заданием. Теперь следующее задание.

(на слайде появляется предметная картинка:

Педагог: Ребята,  посмотрите звук «р» потерялся, поможем отыскать ему свое место в слове.

Дети: Да.

Педагог: Давайте произнесем этот звук «р», а теперь громко, тише.

Кто издает такой звук?

Дети: выполняют задание вместе с педагогом, производят звук «р»

Такой звук может издавать тигр, собака и т.д.

Педагог: У вас на столах лежит конверт 2: в нем карточка и фишка синего цвета, вам необходимо  определить,  где находится звук «р», в начале, в середине, в конце слова и  разместить синею фишку на звуковой  схеме.

Дети: выполняют задание. 

Роза – слайд 4

Морковь – слайд 5

Корова- слайд 6

Помидор- слайд 7

Педагог: Молодцы справились с заданием.  Следующее задание, дед Буквоед разбросал по всему городу картинки. На них изображены предметы, названия которых начинаются с согласных звуков: с твердых или мягких. Давайте разберем картинки.  

( на  магнитной доске расположены сюжетные картинки, педагог вызывает двух детей: мальчика и девочку)

Педагог: Мальчик (имя ребенка), соберет в синий прямоугольник - картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого согласного звука.

Девочка, (имя ребенка),  соберет в зеленый прямоугольник - картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с мягкого согласного звука.

 (дети  выполняют задание. Затем педагог вместе с группой детей проверяет правильность его выполнения)

Педагог: Молодцы, и с этим заданием справились.А теперь я предлагаю отдахнуть.

Физминутка  ( проводят дети (мальчик и девочка) поочередно)

Гласные тянутся в песенке звонкой. (потягиваются)

Могут заплакать и закричать.(выполняют наклоны)

Могут в кровати баюкать ребенка. (баюкают)

Но не желают свистеть и ворчать.(повороты)

А согласные согласны   (шаг на месте)

Шелестеть, шептать, скрипеть.  (приседание)

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.(повороты головой)

Педагог: Среди звуков мы навели порядок. Когда гласные звуки дружат с согласными, что получается?

Дети: Когда гласные звуки дружат с согласными получаются слоги.

Педагог: Ребята у вас на столах лежит конверт №3: в нем находятся картинки с изображением  предметов и фишка красного цвета,  вам необходимо слева от фишки выложить картинки с изображением предметов, в названии которых два слога, справа, от фишки – картинки с изображением предметов, в названии которых три слога. Будьте внимательны!

Дети: (выполняют задания, педагог проверяет правильность выполнения задания)

Педагог:  Молодцы, у всех получилось. Следующее задание,  скажите, что получиться, если слоги тоже будут дружить?

Дети: если слоги тоже будут дружить получаться слова.

Педагог:  Верно. Давайте поиграем со словами. Если услышите слово – предмет – покажите карточку с цифрой 1; слово- признак – покажите карточку с цифрой 2; слово- действие – покажите карточку с цифрой 3.

(Проводится игра)

Педагог: Молодцы и с этим заданием мы справились. В славном городе «Звукинск» даже слова дружат, и тогда получается….

Дети: получается предложение.

Педагог:  Верно.  Хотела вам прочитать несколько предложений, но ничего не могу понять. Наверное, это опять происки деда Буквоеда. Помогите словам, занять свое место в предложении. Предлагаю поиграть. Я буду кидать вам мяч и называть слова, а вы должны в  правильной последовательности их  произнести, вернув мяч мне обратно.

- Прислать, книга, пять.

-Купить, шар, мама, три.

-Приехать, папа, через, день, шесть.

-Дружить, всем, надо.

Дети: -Прислали пять книг.

-Мама купила три шара.

-Папа приедет через  шесть дней.

-Надо всем дружить.

Педагог: Вы правильно составили предложения. Давайте последнее предложение запишем и отправим деду Буквоеду.  (Один ребенок вызывается к доске и строит  схему предложения из карточек, остальные дети производят схему на местах)

Вам нужно на листке бумаги записать схему предложения. Будьте внимательны!

Дети: (выполняют задания)

(педагог подводит итоги)

Педагог: Вижу и с этим заданием вы справились, молодцы. Вы знаете, что слова состоят из звуков. Звуки мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем?

Дети: пишем и читаем буквы.

Педагог:  Верно. Хотела вам буквы показать, но и тут дед Буквоед побывал: стер у каждой буквы часть. У вас на столах лежит конверт №4, в нем: карточка с изображением   испорченной буквы,  помогите восстановить букву, допишите ее. Мы их тоже отправим деду Буквоеду. Чтобы буквы получились красивыми, надо пальцы потренировать.

(Заранее подготовленный ребенок проводит пальчиковую гимнастику. По окончании раздает карточки, дети дорисовывают недостающие элементы букв. Затем складывают карточки в конверт)

Педагог: Молодцы справились с заданием. Вы помогли жителям города «Звукинск» навести порядок. Буквы и предложения мы положили в конверт. Отправим их деду Буквоеду – пусть он тоже научится дружить со звуками, буквами и словами.

(подведение итога занятия)

Ребята,  жителям какого города в волшебной стране «Грамматика» мы сегодня помогали?

Вам понравилось выполнять задания?

Кому какое задание понравилось больше всего?

Что запомнилось?

Какое задание показалось вам сложным, легким?

Дети:  (ответы детей)

Педагог:  Ребята, посмотрите, хранитель волшебной сраныПиши – читай, за то что мы ему помогли, прислал нам  волшебный  сундучок, в котором находятся подарки.    (вручение подарков -  тетради по развитию речи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте "По страничкам Азбуки"

итоговое занятие для подготовительной группы, было показано для учителей начальных классов...

Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)

В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Прогулка в страну Грамматика"

Прогулка в страну ГрамматикиЦели:Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов,  графическом изображении конструкций предложений, подборе ...