"Формирование и развитие речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми 1 младшей группы и их родителями"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Доклад из собственного опыта работы по формированию и развитию речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми 1 младшей группы и их родителями. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование и развитие речевой активности и сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность
с детьми 1 младшей группы и их родителями».
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Это дает возможность шире использовать игровую деятельность для решения воспитательных и образовательных задач. Разнообразие игр способствует включению их в различные виды и формы деятельности дошкольников. Особое значение играют театрализованные игры для развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития речевой активности и, что немаловажно, для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям пребывания в мини-центре.
Работу по использованию театрализованных игр с детьми младшего дошкольного возраста построила на следующих принципах:
1. Принцип создания развивающей среды – создание в группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
4. Принцип наглядности – дошкольник воспринимает мир через окружающие его предметы, постоянно действуя ими.
5. Принцип индивидуального подхода к детям – организация работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Принцип преемственности и взаимодействия взрослых с ребенком в условиях мини-центра и в семье.
Соответственно практическая работа, основанная на данных принципах, велась в трех направлениях:
1. Создание развивающей среды.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
При создании развивающей среды в группе оборудовали театральный центр, в котором появился волшебный сундучок для ряжения и несколько видов театра:
- театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
- настольный театр;
- кукольный театр;
- театр на ложках;
- театр на стаканах;
- фланелеграф;
- театр масок;
- пальчиковый театр.
Также для развития театрализованных игр широко использовали «Дом книги» (книги с иллюстрациями), атрибуты музыкального и художественного центров.
Всё это стимулировало желание детей заниматься театрализованной деятельностью, формировало любознательность, познавательную и речевую активность.
Работу по театрализации интегрировала с другими видами детской деятельности:
- Чтение художественной литературы: «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Игрушки» А.Барто;
- Рассматривание иллюстраций: сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам, рассматривание игрушек;
- Дидактические игры по различным направлениям;
- Танцевальное и песенное творчество: разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;
- Художественное творчество: лепка, рисование, аппликация по сюжетам потешек, стихов, сказок;
- Подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса» и тд
Итак, систему работы по развитию театрализованной деятельности разделила на этапы:
1.Знакомство с волшебным сундучком для ряжения.
2.Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.
3.Освоение специальных умений и навыков (мимика, жесты, движения, интонация, работа в костюме).
4.Самостоятельное выступление или с помощью взрослого.
Малыши с удовольствием наряжались и «выступали» в группе, представляя себя настоящими артистами. Сначала читали маленькие стихи, потешки и играли, превращаясь в мишек, кошечек, петушков и воробушков, подражая им голосом и специфичными движениями. Это их забавляло и вызывало большой интерес. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных мишек, они учились, причем незаметно для себя. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее использовали свои возможности и значительно легче справлялись со многими задачами. Кроме того, игры с ролью активизировали и развивали воображение детей, готовя их к самостоятельной творческой игре.
Далее в играх-драматизациях дети, исполняя роль в качестве «артиста», старались с помощью взрослого создать образ животных, людей, литературных персонажей, используя различные средства выразительности. После этого учились ролевым диалогам на основе текста, небольшим инсценировкам стихов, потешек, отрывков сказок.
В процессе работы по театрализованной деятельности стремилась выполнять
основные требования к её организации:
- Продуманное содержание и разнообразие тематики.
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
- Активность детей при подготовке и проведении игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Заключительным этапом работы был проект «По дорогам сказок». Целью проекта было развивать речевую активность детей путём использования разных видов деятельности. Продукт проекта: драматизация сказки «Колобок».
Проект был краткосрочным, продолжительностью в 2 недели. Для реализации проекта был разработан план мероприятий:
- чтение сказки «Колобок»;
- настольное лото по сказкам «Разложи верно»;
- просмотр мультфильма «Колобок»;
- занятие по лепке «Друзья Колобка»;
- дидактическая игра «Назови овощи и фрукты;
- изучение музыкальной композиции «Песенка Колобка»;
- распределение заданий родителям по подготовке костюмов и атрибутов для инсценировки сказки «Колобок».
Итог работы по проекту - драматизация сказки «Колобок».
На нашу просьбу в пошиве, оформлении костюмов и атрибутов для сказки откликнулись не только мамы, но и бабушки. Многие костюмы шились дома, а дети помогали (по словам родителей) в его украшении. Все родители старались расшить костюм своего ребенка так, чтобы он был лучшим. И у них это получилось.
Показ сказки «Колобок» стал настоящим праздником и для детей и родителей. «Артистам» так понравилось выступать, что они согласились показать сказку всем детям мини-центра и даже ученикам 1 класса, которые были в восторге от увиденного.
Такая форма работы в рамках проектной деятельности позволила объединить стремления всех участников проекта, сблизить родителей с детьми, друг с другом и педагогами мини-центра. Родители стали больше интересоваться жизнью в группе, спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать, как их можно обыграть, в какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы предлагают помочь сшить ещё костюмы, а папы сделать декорации для новых выступлений. Это способствует обогащению их внутреннего мира, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, педагогов и родителей.
Помня о том, что театрализованные игры положительно влияют в целом на развитие личности младших дошкольников и:
- в процессе театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- происходит коррекция поведения;
- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Решили на достигнутом не останавливаться. И в дальнейшем, хотим продолжить работу с детьми, ставить новые спектакли, разнообразить виды театров, привлекать родителей непосредственно к участию в самом спектакле.
Ведь всем известно, что ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, все это помогает осуществить театрализованная деятельность. Театр является одной из важных сторон жизни ребенка, развивающих его интеллектуально и духовно. И как хочется, чтобы театр для детей был ярким праздником, восторгом, сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Зимняя прогулка" с детьми младшей группы при участие родителей (для родительского собрания)
Цели:1.Учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы несложными предложениями, состоящими из двух-трех слов, сопровождать речью игровые действия.2. Закрепить знания детей о в...
Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...
Перспективное тематическое планирование по развитию продуктивной деятельности и детского творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование) во второй младшей группе
Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младших и средних группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016Литвинова О...
Мастер-класс: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии связной речи старших дошкольников посредствам музыки.Задачи:1. Представить педагогам инновационные методы и приемы дл...
«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через игру». Консультация для родителей (младшая группа)
Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно ч...