Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Формирование правильной речи является одной из основных задач

дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

В этом возрасте происходит значительный скачок в развитии речи.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Целью моей работы как педагога по развитию речи детей младшего

дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ

грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей решается мною ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные моменты.

Работая воспитателем в группе детей раннего возраста, я веду систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. В своей работе по речевому развитию детей раннего возраста я широко использую игры в различных видах деятельности:

- в процессе организованной образовательной деятельности на игровой основе;

- в совместной с воспитателем деятельности в режимных моментах;

- в самостоятельной игровой деятельности детей в предметно - развивающей среде.

В ходе работы с детьми по речевому развитию, я часто пользуюсь

литературой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО и способствует развитию связной речи. Это такие книги, как «Развитие речи в детском саду в

первой младшей группе» под редакцией В. В. Гербовой, «Развитие игровой деятельности в первой младшей группе» под редакцией Н. Ф. Губановой,

сборник речевых игр и упражнений «Придумай слово» под редакцией О. С.Ушаковой и др.

В целях речевого развития малышей мною активно используются

дидактические игры:

1. Игры с предметами или игрушками.

Например, в игре «Чудесный мешочек» дети учатся называть предметы и их

отдельные признаки; в игре «Чего не стало?» дети учатся образовывать

формы родительного падежа множественного числа существительных.

В этих играх я использую игрушки и реальные предметы. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, их признаками, в результате этого совершенствуется речь детей, правильное произношение звуков.

2. Настольно-печатные игры.

Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы.

В игре «Животные и их детёныши» детей знакомлю с животными, в

результате чего расширяется словарный запас (кот, кошка, котенок,

воспитываю правильное звукопроизношение; в игре «Мои первые слова»

малыши находят среди разных карточек одну, которая обозначает действия,

относящиеся к предметам, изображённым на картине (кто осматривает

больных, лечит их, делает уколы – врач). В результате чего у детей

пополняется словарный запас, развивается память.

3. Словесные игры

Направлены на воспитание правильного звукопроизношения, уточнение и активизацию словаря. Например, в играх «Чей это голос?»,«Кто как кричит?» дети учатся различать взрослых животных и их детёнышей по звукоподражаниям. (Как кукарекает петушок, как кудахчет курочка, как лает собачка)

Так же в развитии речи детей младшего дошкольного возраста большую роль играют игры – инсценировки. В этих играх дети одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя конкретной роли. Так например в своей группе я организовывала с детьми игру – инсценировку по сказке «Теремок». Для того чтобы дети вошли в роль вношу в группу теремок и игрушки (можно из настольного театра по количеству детей). Расставляю их на ковре, даю детям возможность рассмотреть игрушки, познакомиться с ними. Во время рассказывания сказки, по мере называния животных дети брали игрушки и действовали с ними проговаривая слова и звуки от лица своего персонажа. В следствии этих игр дети проявляют интерес к инсценированию сказки, учатся правильно произносить гласные звуки в звукоподражаниях.

Как в свободной деятельности, так и в организованной бразовательной

деятельности на игровой основе с детьми младшего возраста я провожу игры – драматизации. Например, для игры – драматизации по сказке «Курочка Ряба» предлагала детям разместить стулья на ковре полукругом, вношу в группу костюмы и игрушки. Желающие выбирают костюмы и наряжаются в них. Наряжая детей, я напоминаю им эпизоды из сказки, реплики персонажей, задаю детям вопросы – «кем стала Даша?» (мышкой,«кем стал Саша?» (дедом). В такой игре ребёнок, принимая на себя роль того или иного персонажа, продолжает рассказывать сказку.

В утренние, дневные и вечерние часы я организовываю игры – ситуации.

Так, в играх с куклами«Укладываем куклу спать»«Кукла заболела» и

других дети запоминают имена кукол, с которыми я их знакомлю, сами могут Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение самостоятельно придумывать имена новым куклам (мою куклу зовут Даша, я её мама и тд.). В играх с машинами и другим транспортом «Ремонт машины»«Грузовая машина везёт грузы» и тд. ребята осваивают игровые действия, замещают действие словом. В процессе этих игр пополняется словарный запас такими словами(как заводится твоя машина, куда едет машина) формируются грамматические навыки, воспитывается звуковая культура речи.

Всё это является предпосылками для становления связной речи.

На данном возрастном этапе очень важно ритмическая организация

деятельности детей. Поэтому я чередую игры, требующие положения сидя за столом и лёжа на ковре с подвижными играми. Перехожу от совместных игр к индивидуальным.

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности.

Поэтому я использую в своей работе разнообразные игровые приёмы,

пальчиковые игры, игры на развитие мелкой и общей моторики, которые в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается связная речь.

Например, игры по развитию общей моторики«Ножками потопаем»,

«Две подружки»«Весёлые лягушата».

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с

забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Солнышко и дождик»«Лохматый пес»,

«Зайка беленький сидит»«Птички летают».

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков,

слов или фраз. Это такие игры, как «Птичий двор», в которых дети

подражают голосам домашних птиц (кря-кря-кря, ку-ка-ре-ку, пи-пи-пи,

«Самолёты»«Пароходы», в них дети подражают движениям и речи

взрослого – повторяют звуки «у-у-у-у, ы-ы-ы-ы»

Для речевого развития детей большое значение имеют пальчиковые игры,

как «Зайка»«Кошки – мышки»«Моя семья»«Лапки – царапки» и др.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое

развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к

письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Зайка»

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать ушки)

«Машинка»

Заведу мою машину («мотор»)

Би-би-би налью бензину( 3 хлопка, топать)

Крепко – крепко руль держу («держать руль»)

На педаль ногою жму (топать правой ногой)

Одним из важных условий обучения детей на раннем этапе является

развивающая предметно – пространственная среда. Она должна

соответствовать требованиям ФГОС ДО.

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной

среде :

1. Развивающая предметно - пространственная развивающая среда

обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Она предполагает:

доступность для воспитанников всех помещений организации, где

осуществляется образовательный процесс.

свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам,

пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

В своей групповой комнате я оборудовала центр развития «Игротека». В нём находятся материалы по сенсорике (крупная мозаика, вкладыши, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки, настольно – печатные игры).

Материалы по речевому развитию и познавательной деятельности (наборы картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель).

Развивающая предметно – пространственная среда организована мной так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Таким образом, игра – это основное свойство развития речевой

деятельности младших дошкольников. В процессе разнообразных игр у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь, формируется её грамматический строй, воспитывается звуковая культура.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshih_doshkolnikov.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Формирование правильной речи является одной из основных задач

дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

В этом возрасте происходит значительный скачок в развитии речи.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Целью моей работы как педагога по развитию речи детей младшего

дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ

грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей решается мною ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные моменты.

Работая воспитателем в группе детей раннего возраста, я веду систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. В своей работе по речевому развитию детей раннего возраста я широко использую игры в различных видах деятельности:

- в процессе организованной образовательной деятельности на игровой основе;

- в совместной с воспитателем деятельности в режимных моментах;

- в самостоятельной игровой деятельности детей в предметно - развивающей среде.

В ходе работы с детьми по речевому развитию, я часто пользуюсь

литературой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО и способствует развитию связной речи. Это такие книги, как «Развитие речи в детском саду в

первой младшей группе» под редакцией В. В. Гербовой, «Развитие игровой деятельности в первой младшей группе» под редакцией Н. Ф. Губановой,

сборник речевых игр и упражнений «Придумай слово» под редакцией О. С.Ушаковой и др.

В целях речевого развития малышей мною активно используются

дидактические игры:

1. Игры с предметами или игрушками.

Например, в игре «Чудесный мешочек» дети учатся называть предметы и их

отдельные признаки; в игре «Чего не стало?» дети учатся образовывать

формы родительного падежа множественного числа существительных.

В этих играх я использую игрушки и реальные предметы. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, их признаками, в результате этого совершенствуется речь детей, правильное произношение звуков.

2. Настольно-печатные игры.

Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы.

В игре «Животные и их детёныши» детей знакомлю с животными, в

результате чего расширяется словарный запас (кот, кошка, котенок,

воспитываю правильное звукопроизношение; в игре «Мои первые слова»

малыши находят среди разных карточек одну, которая обозначает действия,

относящиеся к предметам, изображённым на картине (кто осматривает

больных, лечит их, делает уколы – врач). В результате чего у детей

пополняется словарный запас, развивается память.

3. Словесные игры

Направлены на воспитание правильного звукопроизношения, уточнение и активизацию словаря. Например, в играх «Чей это голос?»,«Кто как кричит?» дети учатся различать взрослых животных и их детёнышей по звукоподражаниям. (Как кукарекает петушок, как кудахчет курочка, как лает собачка)

Так же в развитии речи детей младшего дошкольного возраста большую роль играют игры – инсценировки. В этих играх дети одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя конкретной роли. Так например в своей группе я организовывала с детьми игру – инсценировку по сказке «Теремок». Для того чтобы дети вошли в роль вношу в группу теремок и игрушки (можно из настольного театра по количеству детей). Расставляю их на ковре, даю детям возможность рассмотреть игрушки, познакомиться с ними. Во время рассказывания сказки, по мере называния животных дети брали игрушки и действовали с ними проговаривая слова и звуки от лица своего персонажа. В следствии этих игр дети проявляют интерес к инсценированию сказки, учатся правильно произносить гласные звуки в звукоподражаниях.

Как в свободной деятельности, так и в организованной бразовательной

деятельности на игровой основе с детьми младшего возраста я провожу игры – драматизации. Например, для игры – драматизации по сказке «Курочка Ряба» предлагала детям разместить стулья на ковре полукругом, вношу в группу костюмы и игрушки. Желающие выбирают костюмы и наряжаются в них. Наряжая детей, я напоминаю им эпизоды из сказки, реплики персонажей, задаю детям вопросы – «кем стала Даша?» (мышкой,«кем стал Саша?» (дедом). В такой игре ребёнок, принимая на себя роль того или иного персонажа, продолжает рассказывать сказку.

В утренние, дневные и вечерние часы я организовываю игры – ситуации.

Так, в играх с куклами«Укладываем куклу спать»«Кукла заболела» и

других дети запоминают имена кукол, с которыми я их знакомлю, сами могут Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение самостоятельно придумывать имена новым куклам (мою куклу зовут Даша, я её мама и тд.). В играх с машинами и другим транспортом «Ремонт машины»«Грузовая машина везёт грузы» и тд. ребята осваивают игровые действия, замещают действие словом. В процессе этих игр пополняется словарный запас такими словами(как заводится твоя машина, куда едет машина) формируются грамматические навыки, воспитывается звуковая культура речи.

Всё это является предпосылками для становления связной речи.

На данном возрастном этапе очень важно ритмическая организация

деятельности детей. Поэтому я чередую игры, требующие положения сидя за столом и лёжа на ковре с подвижными играми. Перехожу от совместных игр к индивидуальным.

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности.

Поэтому я использую в своей работе разнообразные игровые приёмы,

пальчиковые игры, игры на развитие мелкой и общей моторики, которые в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность детей, тем лучше развивается связная речь.

Например, игры по развитию общей моторики«Ножками потопаем»,

«Две подружки»«Весёлые лягушата».

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с

забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Солнышко и дождик»«Лохматый пес»,

«Зайка беленький сидит»«Птички летают».

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков,

слов или фраз. Это такие игры, как «Птичий двор», в которых дети

подражают голосам домашних птиц (кря-кря-кря, ку-ка-ре-ку, пи-пи-пи,

«Самолёты»«Пароходы», в них дети подражают движениям и речи

взрослого – повторяют звуки «у-у-у-у, ы-ы-ы-ы»

Для речевого развития детей большое значение имеют пальчиковые игры,

как «Зайка»«Кошки – мышки»«Моя семья»«Лапки – царапки» и др.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое

развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к

письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Зайка»

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)

— Вот, вот, вот! (показать ушки)

«Машинка»

Заведу мою машину («мотор»)

Би-би-би налью бензину( 3 хлопка, топать)

Крепко – крепко руль держу («держать руль»)

На педаль ногою жму (топать правой ногой)

Одним из важных условий обучения детей на раннем этапе является

развивающая предметно – пространственная среда. Она должна

соответствовать требованиям ФГОС ДО.

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной

среде :

1. Развивающая предметно - пространственная развивающая среда

обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Она предполагает:

доступность для воспитанников всех помещений организации, где

осуществляется образовательный процесс.

свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам,

пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

В своей групповой комнате я оборудовала центр развития «Игротека». В нём находятся материалы по сенсорике (крупная мозаика, вкладыши, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки, настольно – печатные игры).

Материалы по речевому развитию и познавательной деятельности (наборы картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель).

Развивающая предметно – пространственная среда организована мной так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Таким образом, игра – это основное свойство развития речевой

деятельности младших дошкольников. В процессе разнообразных игр у детей обогащается словарный запас, развивается связная речь, формируется её грамматический строй, воспитывается звуковая культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...

"Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

На современном этапе развития дошкольного образования экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений, так как через любовь к родной  природе мы формируем такие качества харак...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОСФормирование правильной речи является одной из основных задачдошкольного образования.Согласно Федеральному государственному образовательном...

Статья по теме «Развитие речевой активности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС

Формирование правильной речи является одной из основных задачдошкольного образования.Согласно Федеральному государственному образовательному стандартудошкольного образования: «Речевое развитие...

Значение работы по формированию звуковой культуры речи с дошкольниками в условиях реализации ФГОС

Статья рассказывает о средствах интонационной выразительности и развитии звуковой культуры речи у дошкольников. Приводятся примеры, используемых упражнений и интерактивных игр....