Презентация. Обобщение опыта работы по развитию творчества. Театрализованная деятельность.
презентация по развитию речи на тему
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bikbulatova_t._v._metodicheskaya_razrabotka_teatralnaya_deyatelnost.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого – он засушенный цветок ». В.А. Сухомлинский Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! » С.И. Мерзлякова
Для современного этапа развития дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания поиск пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа
На первое место выходят: принцип интеграции содержания дошкольного образования интеграции видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной принцип деятельностного подхода принцип обучения - учить играя
В брошюре ЮНЕСКО, посвященной формированию языка в дошкольном возрасте, говорится, что развитие речи — важнейшая предпосылка успешного школьного обучения. Одно из основных правил речевого развития — все время вступать с ребенком в контакт, говорить обо всем, что окружает , используя специально обращенную к ребенку речь, адаптированную к его потребностям, возможностям, варьируя формы выражения и мимику .
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию дошкольника в гармонично развитую личность. Театрализованная деятельность и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения : учить играя . В современных условиях игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.
Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Театрализованная деятельность, к сожалению, не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Воспитатели используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям . В первую очередь это связано с недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника .
Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии Художественное развитие П ознавательное развитие Развитие социально- коммуникативных качеств личности, нравственное воспитание Речевое развитие Развитие воображения, фантазии Развитие движений Развитие внимания Развитие памяти Развитие восприятия
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в любую НОД; в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время ( в работу различных студий и кружков, в содержание праздников, развлечений и досугов ); осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
В о время непосредственно образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре Театрализованная игра в О ОД
организация игр и игровых ситуаций на прогулке, в игровых комнатах чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне О ОД в течение дня игры-рисования на свободную тему строительные игры с драматизацией Совместная деятельность детей и взрослых
Исследование, проведенное Г.А. Волковой убедительно показало, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование , приплясывания , напевание и т.д .) Самостоятельная деятельность детей
Трудности Перегрузка детей информацией в процессе театрализованной деятельности . Господство старых методов, построенных на механическом воспроизведении интонаций, жестов, движений, мимики и копировании их за педагогом . Отсутствие у детей потребности самостоятельно решать задачи, связанные с созданием художественного образа. Обучение, построено на основе копирования заданного педагогом образца. В старшем дошкольном возрасте, в связи с появлением самооценки, ребенок начинает сам оценивать себя, свои действия. Таким образом, методы работы с детьми и содержание театрализованной деятельности требуют совершенствования
Т еатрализованная игра Беседа Техника речи Коррекционная ритмика Творческая игра Психогимнастика (этюды) И нсценирование произведения Постановка спектакля Выступление Просмотр спектаклей с участием детей Формы работы
Методические пособия т. С. Григорьевой А.В. Щеткина и другие предлагают разные формы и приемы работы с детьми по театрализованной деятельности. В своей работе я пользовалась этими пособиями и хочу поделиться наиболее удачными моментами и своими наработками, принесшими положительные результаты . Основой совместной деятельности с детьми стала работа по развитию артикуляционного аппарата, физиологического и речевого дыхания, игры с пальчиками , работу над этюдами, сочинение и постановку сказок .
Опыт показал, что моим воспитанникам наиболее интересны игры-драматизации, в этом случае они играют сами - используя интонацию, мимику и пантомиму. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт. Интересны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, эмоций, фантазии, памяти, внимания: покажи, что ты удивился, расстроился, что тебе весело. Здесь активно использую картинки с изображением эмоций и схемы эмоций.
Театральная игра – направлена на развитие воображения детей, на умение фантазировать, придумывать, сочинять, умение выступать перед публикой, а также совершенствуется память, внимание . Театрализованная игра «Теремок», «Воображаемое путешествие», «Семь сыновей», «Ходим кругом», «Полет на луну», «Корабль», «Вкусные слова», «Цирк зверей». «Вкусные слова» Педагог « я буду вам давать угощение, а вы должны определить и сказать, что это». Педагог берет например (воображаемую) конфету и, называя по имени ребенка, угощает его. Тот берет угощение, называет его, благодарит и съедает.
Техника речи включает следующие упражнения : Артикуляционная гимнастика; Разогревающий массаж лица и мимических мышц; Речевые упражнения на произношением согласных и гласных ( чистоговорки , скороговорки); Упражнения на развитие дыхания ; Речевые упражнения с движениями; Речевые и пальчиковые игры и сказки . Коррекционная ритмика : Развитие творческого воображения; Развитие фонематического слуха; Словотворчество; Точное сочетание темпа музыки с ритмом речи и движений.
Психогимнастика Цель: развитие эмпатии , активизация воображения и образного представления, тренировка выразительности мимики и движений . 2-3 минуты. Созданные в сознании картины увлекают детей и требуют воплощения. Данные игры и упражнения показывают, как постепенно, от занятия к занятию, у детей формируются образность и выразительность мимических и пантомимических движений, а главное, снимается закомплексованность, боязнь показаться смешным и оригинальным. Этюды «Осенние листочки», «Котенок принюхивается», «Тропинка», «Дождь», «Игра в снежки», «Бабочки и слоны» и многое другое.
Творческие игры моделирование и анализ ситуации . Игра «Путешествие в выдумляндию », «Новогодний хоровод», «Море волнуется», «На что похоже» и др. Цель: учить детей формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании. Задания предполагаемые в этих играх: решить определенную проблему, выдвинуть гипотезу, продолжить рассказ или сочинить свой; нарисовать несуществующий образ, свои эмоции, чувства, - все это предполагает свободу мысли, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказывать не совсем традиционный ответ.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающие разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно).
Родители – участники воспитательно-образовательного процесса.
Организация работы с родителями Э ффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей. Поэтому педагоги должны предварительно договориться с родителями группы о времени ухода детей домой, которое будет удобным для большинства из них. Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 25 минут. Это должно стать доброй традицией в ежемесячном общении детей, педагогов и родителей. Постановка спектаклей для родителей может быть приурочена и к определенным праздникам .
Работа с детьми старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами грима Содержание и методика работы с детьми 5-7 лет.
Правила подготовки к спектаклю Не перегружать детей Не навязывать своего мнения Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях
Специфические компоненты системы работы по театрализованной деятельности Эмоциональное погружение в произведение Отражение прочитанного в видах деятельности Собственно драматизация произведения
Анализ проделанной работы позволяет сделать следующие выводы: - во время занятий театрализованной деятельностью у детей развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; - стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; - участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их .
Основные параметры диагностики детей старшей группе (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства, пантомимические навыки, умеет проявлять творческую инициативу , импровизировать) средней группе (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
В данной работе освещены значение, актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....
Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...
Презентация опыта работы на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста».
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинк...
Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок» Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...
Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей на основе знакомства с русским народным творчеством»
Сейчас, как никогда важно, прививать детям интерес к народной культуре: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции. В настоящее время наши ...
Презентация. Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности.
Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности....