Доклад Карты Проппа
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_kartochkam_proppa.docx110.32 КБ

Предварительный просмотр:

Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста.

     Сказки — это  первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.

    Но не все так просто! Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача родителей, попытаться заинтересовать  ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и конечно же запомнить это.

     Помогут нам в этом карты Проппа. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки»  проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.  Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки,  разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

     Как же работать с картами Проппа?

Для начала вам необходимо подготовить карточки Проппа. Вы можете  распечатать их из приложения к данной статье. Далее, читайте с ребенком сказку и сопровождайте  чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После  этого, покажите своему ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.
    Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.

Слайд №

Для примера  рассмотрим сказку "Красная Шапочка":

  1. Карта - Жили - были.  Карты Проппа

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой. Карты Проппа

  1. Карта  - Герой покидает дом. 

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

  1. Карта - Запрет. Карты Проппа

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".

  1. Карта - Нарушение запрета. Карты Проппа

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке,  которая живет на краю  

          деревни.

  1. Карта - Враг начинает действовать. Карты Проппа

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку  и съел бабушку.

Карты Проппа

  1. Карта - Появляется Ложный Герой. 

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

  1. Карта - Разоблачение Ложного Героя. Карты Проппа

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на  последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" —  «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

  1. Карта - Появление друга - помощника. Карты Проппа

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

  1. Карта  -Враг оказывается поверженным. Карты Проппа

Охотник  вбежал в дом и убил волка.

  1. Карта - Счастливый конец.  Карты Проппа

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

  1. Карта - Мораль.Карты Проппа

 А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумывайте  героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1.  Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

2.  Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

3.  В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

4.  В сказку вводится антигерой (враг)  – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

5.  Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была  подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Доклад "Карты Проппа"

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию....

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...