Составление рассказа по картине П. Меньшиковой «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Образовательная деятельность по развитию речи с использованием кинетического песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказа по картине П. Меньшиковой «Ежи»
Программное содержание:
- Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
- Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
- Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине. Обогащать словарный запас детей.
Задачи:
- образовательные: развивать связную речь, закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.
- развивающие: развивать зрительное внимание, координацию движений, прослеживающую функцию глаза. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:
ВСЕЯДНЫЙ, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, СЕМЕЙСТВО, СЕМЬЯ.
Оборудование:
Картины животных: кошка, еж, медведь, лиса, волк, заяц. Сюжетная картина П. Меньшиковой «Ежи» (из серии «Дикие животные»), пластмассовые контейнеры с кинетическим песком, формочки, семена подсолнуха, бусины.
Ход ООД
На доске развешаны картины с изображением животных: зайца, ежа, волка, лисы, медведя кошки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины. Кто тут изображен?
Дети: Животные.
Воспитатель: Да, правильно. Назовите всех изображенных животных.
Дети: Заяц, кошка, лиса, медведь, волк, еж.
Воспитатель: Верно! Теперь подумайте и скажите, кто, где живет?
Дети: Заяц, медведь, лиса, волк и еж – в лесу, а кошка – в доме.
Воспитатель: А кто из вас уже догадался кто из животных тут лишний?
Дети: Кошка.
Воспитатель: А почему?
Дети: Кроме кошки все животные дикие, а она домашняя.
Воспитатель: Правильно! (воспитатель убирает картинку с кошкой) Все эти животные дикие. А почему их так называют?
(ответы детей)
Воспитатель: Дикие животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду. (воспитатель убирает все картины, кроме ежа)Ежи – удивительные животные. Они умеют сворачиваться в клубок и фыркать. Мордочка у ежей вытянутая, нос острый, глаза круглые, черные. Тело ежа покрыто иголками. На лапках острые когти. Скажите, ребята, а как называется мама ежей?
Дети: Ежиха.
Воспитатель: А как называются маленькие ежики?
Дети: Ежата.
Воспитатель: Правильно. Может, вы знаете, где живет ежик?
Дети: В норке.
Воспитатель: Да, ежи живут в норках у корней деревьев. В своей норке ежи делают подстилку из сухой травы, листьев или мха. А чем питается еж вы знаете?
Дети: Ягодами и грибами.
Воспитатель: Молодцы ребята. Ежи действительно питаются грибами и ягодами и не только. Вообще ежи всеядны. Они едят и растительную пищу (траву, грибы, ягоды) и живую (мышей, змей, насекомых).
(Воспитатель вывешивает картину П. Меньшиковой «Ежи» из серии «Дикие животные»)
Воспитатель: Посмотрите на эту картину внимательно. Рассмотрите ее и скажите, как бы вы ее назвали?
Дети: «Ежиха с ежатами», «Ежи на прогулке», «Семейство ежат».
Воспитатель: Хорошо, а сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать четко, полными предложениями. Договорились?
Дети: Да!
Воспитатель: Кого вы видите на картине?
Дети: На картине мы видим ежей.
Воспитатель: Сколько ежей здесь изображено?
Дети: На картине изображено четверо ежей.
Воспитатель: Как их можно назвать одним выражением?
Дети: Семья ежей.
Воспитатель: Как вы думаете, какое на картине время года?
Дети: Лето. (растет земляника)
Воспитатель: Что делает ежиха?
Дети: Ежиха увидела в траве жуков.
Воспитатель: Что делают ежата?
Дети: Один ежонок пьет воду из ручья, другой смотрит на лягушку, а третий поймал червяка.
Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас сделаем небольшую разминку.
Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик»
Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.
(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(произнести «пых», «пых», «пых»)
Смотрел влево, смотрел вправо,
(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Оглянулся он ещё через левое плечо,
(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)
Через правое ещё.
(повернуть голову вправо, посмотреть назад)
Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.
(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
Воспитатель: Отлично размялись. Ребята, а давайте придумаем рассказ по этой картине? Рассказ мы с вами будем составлять по цепочке: начинает один, продолжает другой и так далее. А что бы вам было легче рассказывать, используйте план: 1. Где происходит действие? 2. Кто изображен на картинке? 3. Опишите ежиху и ежат. Что каждый из них делает? Давайте я первая начну рассказ: «В теплый летний вечер ежиха вывела своих ежат на лесную полянку.»
1 ребенок: На полянке течет ручей, растет земляничка.
2 ребенок: Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие.
3 ребенок: Один ежик пьет воду из ручья.
4 ребенок: Другой ежик смотрит на лягушку, наверно хочет ее сьесть.
5 ребенок: А третий поймал червяка и сейчас его сьест.
6 ребенок: Хорошо ежатам на полянке.
Воспитатель: Какой интересный у нас получился рассказ! А вам он понравился?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю закончить наше занятие поделкой из кинетического песка. Вы согласны? Тогда берите стульчики и садитесь за столы. Но для того чтобы начать заниматься нам нужно размять наши пальчики. Сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в замок)
На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть вправо, влево)
А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)
Воспитатель: Перед вами кинетический песок. Вы хорошо знаете, что это за песок, и какими свойствами он обладает. Для начала нам нужно разровнять песок ладошкой, а затем трафаретом вырезать фигурку ежика. Готово? На ваших столах стоят маленькие коробочки семенами подсолнечника. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: Сделать ежику иголочки.
Воспитатель: Правильно. Возьмите семечки и втыкайте их острием в песок, имитируя иголочки. Отлично получилось, только мне кажется, что у наших ежат чего-то не хватает. Чего?
Дети: Носика и глазок.
Воспитатель: Да. Для этого возьмите черные бусины и прикрепите их на нужные места.
Какие милые ежата у вас получились. Мне они очень понравились. А вам? (ответы детей) Наше занятие подошло к концу, да и вашим ежатам пора отправляться в лес. Сейчас осень, а значит, самое время делать запасы на зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"
Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...
- Мне нравится (1)