Составление рассказа по картине П. Меньшиковой «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гончарова Ольга Викторовна

Образовательная деятельность по развитию речи с использованием кинетического песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по картине П. Меньшиковой «Ежи»

Программное содержание:

  • Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
  • Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
  • Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине. Обогащать словарный запас детей.

Задачи:

  • образовательные: развивать связную речь, закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.
  • развивающие: развивать зрительное внимание, координацию движений, прослеживающую функцию глаза. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным

Словарная работа:

Ввести в активный словарь детей слова:

ВСЕЯДНЫЙ, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, СЕМЕЙСТВО, СЕМЬЯ.

Оборудование:

Картины животных: кошка, еж, медведь, лиса, волк, заяц.  Сюжетная картина П. Меньшиковой «Ежи» (из серии «Дикие животные»), пластмассовые контейнеры с кинетическим песком, формочки, семена подсолнуха, бусины.

Ход ООД

   На доске развешаны картины с изображением животных: зайца, ежа, волка, лисы, медведя  кошки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины. Кто тут изображен?

Дети: Животные.

Воспитатель: Да, правильно. Назовите всех изображенных животных.

Дети: Заяц, кошка, лиса, медведь, волк, еж.

Воспитатель: Верно! Теперь подумайте и скажите, кто, где живет?

Дети: Заяц, медведь, лиса, волк и еж – в лесу, а кошка – в доме.

Воспитатель: А кто из вас уже догадался кто из животных тут лишний?

Дети: Кошка.

Воспитатель: А почему?

Дети: Кроме кошки все животные дикие, а она домашняя.

Воспитатель: Правильно! (воспитатель убирает картинку с кошкой) Все эти животные дикие. А почему их так называют?

(ответы детей)

Воспитатель: Дикие животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду. (воспитатель убирает все картины, кроме ежа)Ежи – удивительные животные. Они умеют сворачиваться в клубок и фыркать. Мордочка у ежей вытянутая, нос острый, глаза круглые, черные. Тело ежа покрыто иголками. На лапках острые когти. Скажите, ребята, а как называется мама ежей?

Дети: Ежиха.

Воспитатель: А как называются маленькие ежики?

Дети: Ежата.

Воспитатель: Правильно. Может, вы знаете, где живет ежик?

Дети: В норке.

Воспитатель: Да, ежи живут в норках у корней деревьев. В своей норке ежи делают подстилку из сухой травы, листьев или мха. А чем питается еж вы знаете?

Дети: Ягодами и грибами.

Воспитатель: Молодцы ребята. Ежи действительно питаются грибами и ягодами и не только. Вообще ежи всеядны. Они едят и растительную пищу (траву, грибы, ягоды)  и живую (мышей, змей, насекомых).

(Воспитатель вывешивает картину П. Меньшиковой «Ежи» из серии «Дикие животные»)

Воспитатель: Посмотрите на эту картину внимательно. Рассмотрите ее и скажите, как бы вы ее назвали?

Дети: «Ежиха с ежатами», «Ежи на прогулке», «Семейство ежат».

Воспитатель: Хорошо, а сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать четко, полными предложениями. Договорились?

Дети: Да!

Воспитатель: Кого вы видите на картине?

Дети: На картине мы видим ежей.

Воспитатель: Сколько ежей здесь изображено?

Дети:  На картине изображено четверо ежей.

Воспитатель:  Как их можно назвать одним выражением?

Дети: Семья ежей.

Воспитатель: Как вы думаете, какое на картине время года?

Дети: Лето. (растет земляника)

Воспитатель: Что делает ежиха?

Дети: Ежиха увидела в траве жуков.

Воспитатель: Что делают ежата?

Дети: Один ежонок пьет воду из ручья, другой смотрит на лягушку, а третий поймал червяка.

Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас сделаем небольшую разминку.

Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики  «Ёжик»

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы - опятки.

(ходьба на месте, повороты головы вправо и влево)

Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.

(прищуриться и открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, вниз глядел,

(посмотреть вверх- вниз)

Сам тихонечко пыхтел.

(произнести «пых», «пых», «пых»)

Смотрел влево, смотрел вправо,

(голова неподвижна, посмотреть влево – вправо)

Вдруг увидел гриб на славу!

(закрыть и широко открыть глаза)

Оглянулся он ещё через левое плечо,

(руки спрятать за спину, повернуть голову влево, посмотреть назад)

Через правое ещё.

 (повернуть голову вправо, посмотреть назад)

Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

(ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

Воспитатель: Отлично размялись. Ребята, а давайте придумаем рассказ по этой картине? Рассказ мы с вами будем составлять по цепочке: начинает один, продолжает другой и так далее.  А что бы вам было легче рассказывать, используйте план: 1. Где происходит действие? 2. Кто изображен на картинке? 3. Опишите ежиху и ежат. Что каждый из них делает? Давайте я первая начну рассказ: «В теплый летний вечер ежиха вывела своих ежат на лесную полянку.»

1 ребенок: На полянке течет ручей, растет земляничка.

2 ребенок: Ежата разбежались по полянке и каждый нашел себе занятие.

3 ребенок: Один ежик пьет воду из ручья.

4 ребенок: Другой ежик смотрит на лягушку, наверно хочет ее сьесть.

5 ребенок: А третий поймал червяка и сейчас его сьест.

6 ребенок: Хорошо ежатам на полянке.

Воспитатель: Какой интересный у нас получился рассказ! А вам он понравился?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю закончить наше занятие поделкой из кинетического песка. Вы согласны? Тогда берите стульчики и садитесь за столы. Но для того чтобы начать заниматься нам нужно размять наши пальчики. Сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (пальцы в  замок)

На спине иголки очень – очень колкие. (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, (повертеть  вправо, влево)

А колючки тоже на ежа похожи. (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы. (погрозить пальчиком)

Воспитатель: Перед вами кинетический песок. Вы хорошо знаете, что это за песок, и какими свойствами он обладает. Для начала нам нужно разровнять песок ладошкой,  а затем трафаретом вырезать фигурку ежика. Готово? На ваших столах стоят маленькие коробочки семенами подсолнечника. Как вы думаете, для чего они нужны?

Дети: Сделать ежику иголочки.

Воспитатель: Правильно. Возьмите семечки и втыкайте их острием в песок, имитируя иголочки. Отлично получилось, только мне кажется, что у наших ежат чего-то не хватает. Чего?

Дети: Носика и глазок.

Воспитатель: Да. Для этого возьмите черные бусины и прикрепите их на нужные места.

Какие милые ежата у вас получились. Мне они очень понравились. А вам? (ответы детей) Наше занятие подошло к концу, да и вашим ежатам пора отправляться в лес. Сейчас осень, а значит, самое время делать запасы на зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...