КУРСОВОЙ ПРОЕКТ «Предметно-пространственная среда как стимул речевого развития дошкольников»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Курсовой проект для воспитателей ДОУ в образовательной деятельности "Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pravilnyy_chrio.docx | 65.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Предметно-пространственная среда как стимул речевого развития дошкольников»
Выполнил: воспитатель МБДОУ №97
г.Чебоксары
Александрова Людмила Николаевна
Содержание.
1.Паспорт проекта.
2.Актуальность (проблема).
3.Анализ среды (внешней и внутренней).
4.Цели и задачи проекта.
5.Участники и их роль в реализации проекта.
6.Ресурсы (материальные, информационные, кадровые, технические).
7.Механизм реализации проекта.
8.План реализации проекта.
9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.
10.Перспективы дальнейшего развития проекта.
11.Список литературы.
12.Приложение.
Паспорт проекта.
Тема проекта | «Предметно-пространственная среда как стимул речевого развития дошкольников» |
Автор проекта | Александрова Людмила Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики |
Проблема, на решение которой направлен проект | Недостаточное соответствие предметно-развивающей среды в группе для речевого развития детей. |
Цель проекта | Создание в группе предметно-развивающей среды, стимулирующей речевую активность и развитие речемыслительной деятельности детей. |
Задачи проекта |
|
Участники проекта | Дети среднего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников |
Сроки реализации проекта | 01.09.2017-31.05.2018 |
Ожидаемые результаты |
|
В связи с модернизацией образования в ДОУ совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, позволяющей ребенку более полно проявить себя и проявить активность, становится важной задачей. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как неотъемлемого компонента образовательного процесса. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации» четко определена организация предметно-развивающей среды в различных видах детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтению художественной литературы. В качестве основной цели педагогической работы ФГОС ДО выдвигает всестороннее развитие каждого ребенка.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками , авторитет и социальное положение в детском сообществе.
Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей достаточно велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.
Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
И в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольное образование возникла остро проблема по созданию развивающей образовательной среды для позитивной социализации и личностного развития каждого ребенка.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
|
|
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
|
|
Цель проекта – создание в группе предметно-развивающей среды, стимулирующей речевую активность и развитие речемыслительной деятельности детей.
- Разработать план мероприятий по активизации деятельности педагогов, родителей по созданию предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Обогатить предметной среды по требованию ФГОС ДО.
- Подобрать инновационные развивающие технологии в работе по речевому развитию.
- Организовать деятельность через самостоятельное ее “открытие” и освоение на предметной основе в активной детской деятельности.
Для детей: | Для педагогов: | Для родителей: |
1.Формирование творческого развития ребенка дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды, 2.Формирование правильной речи, умение делать умозаключения | 1. Качественное освоение педагогами инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста 2. Повышение профессионального уровня педагогов. 3. Улучшение качества работы в создании условий для речевого развития детей дошкольного возраста. 4. Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение. | 1. Сформированная активная родительская позиция. 2. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста. 3. Активное участие родителей в формировании пространственной среды в группе |
- Воспитатели
- Учитель-логопед
- Старший воспитатель
- младший воспитатель
- Родители
№п/п | Виды ресурсов | |
1 | Информационные | Интернет-ресурсы Специальная литература Методические разработки, презентации Научная и художественная литература |
2 | Материальные | Бюджетное финансирование Спонсорские и добровольные пожертвования |
3 | Технические | Наглядные и дидактические пособия Музыкальный центр Ноутбук Цифровой фотоаппарат |
4 | Кадровые | Педагоги, специалисты ДОУ |
Этапы | Сроки | Действия | Ответственные |
Подготовительный | Сентябрь 2017г. | Выявление проблемы, сбор информации, составление плана для реализации проекта | Старший воспитатель, воспитатели, логопед |
Основной | Октябрь 2017г.-апрель 2018г. | Реализация основного содержания проекта | Воспитатели, логопед |
Заключительный | Май 2018г. | Обобщение | Старший воспитатель, воспитатели, логопед |
Этапы | Программа действий |
Подготовительный |
|
Основной |
|
Заключительный |
|
- Разработка системы работы по данной теме с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
- Повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ (выездные семинары, конференции, публикации, повышение квалификации и др.).
- Продолжить обогащение предметно-развивающей среды.
Нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Федеральным законом 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации , ст. 43, 72;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 № 50 «Об образовании в Чувашской Республике" и другие подзаконные акты, постановления и приказы
Список литературы:
- Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010. .
- Бочкарева О.Н. Обогащение и активизация словарного запаса. Средняя группа.-Волгоград,2009.
- Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.
- Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011
- Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr
- Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
- Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
Приложение 1.
Критерии оценки уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста .
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
У ребёнка сформирована связная речь. Он называет и показывает на картинке предметы посуды, одежды, обуви, животных; называет действия цвет и размер игрушек, вкус продуктов; употребляет существительные в именительном падеже ед. и мн. числа Правильно употребляет имена сущ. в винит. падеже ед. числа без предлога при ответе на вопрос по картинкам» Что ты видишь?»» Вижу дом.» Согласует прилагательные с существительными; употребляет предлоги, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ,глаголы в форме ед.и мн.числа в изъявительном наклонении. | Ребёнок понимает значение слов и показывает их на картинке. У ребенка сформирована фразовая речь. Он называет и показывает на картинке предметы посуды, одежды, обуви, животных; называет действия; путает цвет и размер игрушек, вкус продуктов. Допускает незначительные ошибки в употреблении существительных в именительном падеже ед. и мн. числе. Иногда допускает ошибки при согласовании существительных с прилагательными в употреблении предлогов, при употреблении существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении глагольных форм. | Ребёнок понимает значение слов и показывает их на картинке. Но часто допускает ошибки при назывании предметов посуды, одежды, обуви, животных; Неправильно называет действия, путает цвет и размер игрушек, вкус предметов; Не употребляет существительные ед. и мн. числа; не умеет согласовать существительные с прилагательным; не пользуется в речи предлогами, существительными уменьшительно-ласкательными суффиксами; ошибки в употреблении глагольных форм; речь ребёнка однословная. |
Приложение 2.
Диагностическая методика для изучения развития речи детей среднего дошкольного возраста О.Н.Бочкаревой (О.Н.Бочкарева. «Обогащение и активизация словарного запаса. Средняя группа». Волгоград. ИТД «Корифей», 2009).
Были выделены следующие параметры оценки:
- Обследование импрессивной стороны речи.
- Понимание речи (существительных, обобщающих слов, действий).
- Понимание инструкций, предложений.
- Понимание форм единственного и множественного числа существительных.
- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые педагогом предметы).
- Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»).
- Обследование экспрессивной стороны речи.
- Характер экспрессивной речи (однословная, фразовая, связная).
- Изучение активного словаря детей по лексическим темам (существительные, глаголы, прилагательные).
- Состояние грамматического строя речи:
а) употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа;
б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога;
в) согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам);
г) употребление предложно-падежных конструкций с простыми
предлогами -в, на (по картинкам);
д) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами (по картинкам);
е) употребление глаголов единственного и множественного числа.
Приложение 3 .
Список воспитанников посещающих среднюю группу
№ | И.Ф. ребенка | Показатели на сентябрь 2017г. |
1 | Антон А. | Средний |
2 | Степа А. | Высокий |
3 | Рамиля Б. | Высокий |
4 | Дима В. | Низкий |
5 | Костя Г. | Высокий |
6 | Ксения Д.. | Средний |
7 | Вика Д. | Высокий |
8 | Никита Е. | Высокий |
9 | Валера И. | Высокий |
10 | Илья И. | Средний |
11 | Илья К. | Высокий |
12 | Никита К. | Низкий |
13 | Анна К. | Высокий |
14 | Настя К.. | Низкий |
15 | Миша К. | Средний |
16 | Егор Л. | Низкий |
17 | Катя Н. | Высокий |
18 | Анна Н. | Низкий |
19 | Дима П. | Высокий |
20 | Олеся П. | Средний |
21 | Даниил П. | Средний |
22 | Настя С. | Средний |
23 | Миша С. | Низкий |
24 | Кирилл С. | Высокий |
25 | Миша С. | Средний |
26 | Аня Т . | Высокий |
27 | Аня Т. | Средний |
28 | Вика Ф. | Низкий |
29 | Ирина Ф. | Высокий |
30 | Глеб Я. | Средний |
Приложение 4 .
Результат первичной диагностики (сентябрь 2017)
Высокий уровень –45% (13 детей)
Средний уровень – 34% (10 детей);
Ниже среднего – 21% ( 7 человек);
Приложение 5.
Картотека загадок для детей среднего дошкольного возраста
Подборка загадок о животных
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
***
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.(корова)
***
Хвост крючком, нос пятачком.(поросёнок)
***
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.(свинья)
***
Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.(свинья)
***
Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит:
“Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е”.(коза)
***
Борода да рожки
Бегут по дорожке.(козёл)
***
Облачко на ножках,
Ходит по дорожкам.(овечка)
***
По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан.(овечка, баран)
***
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.(осёл)
***
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.(гусь)
***
Ночью не спит,
Мышей сторожит.(кошка)
***
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.(кот, кошка)
***
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет, песенки поет.(кошка)
***
Даже по железной крыше
Ходит тихо – тише мыши,
На охоту ночью выйдет
И как днем вокруг все видит,
Часто спит, а после сна -
Умывается она.(кошка)
***
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(кошка, кот)
***
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.(кролик)
***
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Две медали на груди, лучше в дом не заходи!(собака)
***
И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И всё же называются
Они – морские …(свинки)
***
У тигрицы есть тигрёнок,
У козы — козлёнок,
У кошки — котёнок,
У овечки?..(ягнёнок)
***
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?..(петушок)
***
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.(конь)
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
***
В сумке – не пакеты и не булки;
Я у мамы в сумке на прогулке.(кенгурёнок)
***
Он совсем не кровожадный, потому что травоядный,
На носу два рога, на ногах копыта – от врагов защита.(носорог)
***
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.(мышь)
***
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.(лиса)
***
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.(лиса)
***
За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало – нет ни дыма, ни пожара.(лиса)
***
На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)
***
Не барашек и не кот, носит шубу целый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.(заяц)
***
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком.(заяц)
***
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? …(зайка)
***
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
***
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры)
***
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
***
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
***
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование как средство разнообразия развивающей среды для познавательно-речевого развития дошкольников
Опыт использования метода коллекций с целью разнообразия среды для познавательно-речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО....
«Игра как средство комфортной и доброжелательной среды для познавательно- речевого развития дошкольников»
Гипотеза :Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит мн...
Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду
Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...
Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду
Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...
Предметно- развивающая среда как средство речевого развития дошкольников
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
Доклад "Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии дошкольника"
Правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непо...
«Развивающая среда в кабинете учителя-логопеда как стимул речевого развития дошкольника»
На развитие ребенка влияет окружающая обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая среда особенно важна. Она должна создавать условия д...
- Мне нравится (1)