Доклад "Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии дошкольника"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Скрынник Светлана Анатольевна

Правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе,  способствует гармоничному развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_razvitiyu_rechi_u_doshkolnikov.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Роль предметно-развивающей среды

в познавательно-речевом развитии ребенка

Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовное и физическое развитие. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, а недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

3. Сенсорное развитие.

4. Формирования способности к активной умственной деятельности.

5. Знакомство с родным языком.

6. Становление речи.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.

«В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.

Принципы построения развивающей среды в группе.

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в речевом центре создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ является важным и актуальным. Музыкальная предметно-развивающая среда может рассматриваться как средство развития эмоциональност...

Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка

Презентация "Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка"...

Предметно- развивающая среда как средство речевого развития дошкольников

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Роль предметно-развивающей среды в познавательно-речевом развитии ребенка

Роль предметно-развивающей среды  в познавательно-речевом развитии ребенка...

доклад "Предметно-развивающая образовательная среда как условие успешного развития ребенка".

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в коррекционной группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. В ...