Конспект НОД по развитию речи “Интересный мир театра и сказок”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель:  развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razv.r._mir_skazok.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»

“Интересный мир театра и сказок”

Цель:  развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.

Задачи: Развивать интонационную выразительность речи, речевое творчество.
Совершенствовать связную речь, коммуникативные способности, поощрять собственное словесное творчество.
Развивать пантомимические навыки и творческое воображение.
Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений.
Воспитывать умение работать в команде, внимательно выслушивать ответы детей другой команды.

Приоритетная образовательная  область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Форма организации детей: совместная деятельность воспитателя с детьми.

Материал и оборудование: магнитофон, аудиозапись Сен Санс «Карнавал животных», песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского), ширма, верховая игрушка петрушка, набор сюжетных картинок по сказкам Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», куклы би-ба-бо: волка и лисы. Порванные шорты, рубашка, фартук, ваза с фруктами, набор посуды (для инсценировки стихотворений –диалогов), 2 костюма медвежат.

Предварительная работа: Знакомство со сказками «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Василиса Прекрасная», «Волк и Лиса», «Семь Симеонов- семь работников, «Айога», «Кошкин дом», «Снегурочка» (чтение, просмотр мультфильмов, прослушивание в аудиозаписи), рассматривание иллюстраций, изготовление эмблем.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель представляет команду  «Книголюбов»  и команду «Сказочников».

Воспитатель: Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. Я скажу “Доброе утро…” и назову кого-то из вас. Тех, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на моё приветствие.

Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро команде  «Книголюбов»!
Доброе утро команде  «Сказочников»!
Доброе утро всем, кто любит театр!

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

Мотивация. Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня и предлагаю  вам вспомнить любимые сказки, встретиться с героями сказок и побыть артистами. Давайте вспомним, что же такое сказка?

Дети: выдуманная история со счастливым концом; в сказке  добро побеждает зло.

Воспитатель: Правильно, это вымышленные истории, которые всегда имеют счастливый конец с непременной победой добра над злом. В сказках очень часто присутствуют невероятные приключения и волшебство. Нереальное становится реальным, а недоступное – доступным. А что же о сказке говорит народная мудрость?

Дети: Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Воспитатель: Правильно, из каждой сказки мы берём что-то полезное для себя. Кто сочиняет сказки? Кто их автор?

Дети: народные сказки придумал народ и передаёт их из уст в уста, из поколения в поколение. Авторские сказки придумывает   определенный человек-автор.

Воспитатель: Назовите русские народные сказки.

Дети: Снегурочка, Василиса Прекрасная, Волк и Лиса, Царевна лягушка.

Воспитатель: Назовите авторские сказки.

Дети: Сказка “О мертвой царевне и семи богатырях”, “О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина, «Дюймовочка», «Гадкий утёнок» Х.К. Андерсена, «Кошкин дом» С.Я. Маршака.

Воспитатель: Сейчас каждая команда покажет свои знания о сказках, проявит смекалку. Выиграет та команда, которая больше даст правильных ответов, и справится со всеми заданиями конкурсов. Жюри будет оценивать конкурсы, и за каждый правильный ответ  присуждать очки. В конце игры мы подведем итоги, и узнаем, какая команда окажется победителем.

Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

1.«Загадочные вопросы» Дети обеих команд по очереди задают  вопросы  друг другу.

-Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

-Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (из тюльпана)

— Из какой сказки пришла поговорка «Посади свинью за стол- я ноги положу на стол!» (из сказки С.Я. Маршака Кошкин дом)

— В кого превратился гадкий утёнок? (в лебедя) — Героиня какой сказки так говорила?: «На, куколка, покушай, моего горя послушай. (Василиса Прекрасная)

— Музыкальный инструмента Симеона- младшего (берестяной рожок)

— В кого превратилась красивая девочка Айога? ( в гуся)

— Какую волшебную рыбу поймал Емеля? (щуку)

— Как называется летательный аппарат Бабы Яги?  (ступа)

— Животное, которое помогло Герде добраться до дворца Снежной королевы. (Северный олень)

-Героиня  какой сказки превратилась в белое облачко?  (Снегурочка)

— Из какой сказки пришла поговорка «Не рыл бы другому яму- сам бы в неё не попал» (Семь Симеонов- семь работников)

-Чем Лисица угощала Журавля в сказке «Лиса  и Журавль»? (манной кашей)

-Лучший друг Карлсона. (Малыш)

2.«Собери сказку» Каждой команде дается набор сюжетных картинок. Детям предлагается разложить картинки в правильной последовательности согласно развитию сюжета, назвать сказку и автора.

Сказки:  «Гадкий утёнок», «Дюймовочка» Ханса Кристиана Андерсена.

Воспитатель: Молодцы, вы показали, что сказки вы знаете хорошо.

 3.Воспитатель надевает на руку верховую игрушку Петрушку.

Петрушка: Раз, два, три, четыре, пять, – Вы хотите поиграть? Называется игра “Разминка театральная”. Сказки любите читать? Артистами хотите стать? Тогда скажите мне друзья, как можно изменить себя? Чтобы стать похожим на лису? Или на волка и козу? Или на принца, на Бабу Ягу, иль на лягушку, что в пруду?

Дети: Изменить внешний вид можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора.

Петрушка:   А без костюма можно, дети? Превратиться, скажем, в ветер, или в дождик, иль в грозу, или в бабочку, осу? Что поможет здесь друзья?

Дети: Мимика и жесты.

Петрушка: Что такое мимика, друзья?

Дети: Выражение лица.

Петрушка:  А что такое жесты?

Дети: Это движения.

Петрушка: Бывает без сомнения, разное настроение, его я буду называть, попробуйте его показать. Петрушка называет, а дети показывают мимикой настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, ужас, восторг, страх. А теперь пришла пора общаться жестами да-да! Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду. Петрушка называет, а дети жестами показывают: “иди сюда”, “уходи”, “здравствуйте”, “до свидания”, “тихо”, “нельзя”, “да”, “нет”, “думаю”. Подошла к концу разминка… Постарались все сейчас. А теперь покажите,  какие вы хорошие артисты.

4.Игра «Передавалки» (дети передают воображаемые предметы (маленького котёночка, колючего ёжика, горячую варёную картошку, воду в ладошках), используя соответствующую мимику и жесты.

5.Игра «Придумай диалог».

Из каждой команды приглашаются по 2 ребёнка, предлагается придумать диалог на тему «Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису» (дети надевают на руки куклы би-ба-бо: волка и лису

Для команды «Книголюбов» звучит этюд Сен Санса «Кенгуру».

Для команды «Сказочников» звучит этюд Сен Санса «Курицы и петух».

Дети изображают под музыку предполагаемых животных и называют их.

6. Детям команды «Книголюбов» предлагается инсценировка стихотворения -диалога А. Шибаева «Забыл».

— Федя! Сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
— Соли?
— Соли.
— Я сейчас.
— Ох, и долог Федин час.
— Ну, явился, наконец!
Где ты бегал, сорванец?
— Встретил Мишку и Сережку.
— А потом?
— Искали кошку.
— А потом?
— Потом нашли.
— А потом?
— На пруд пошли.
— А потом?
— Ловили щуку!
Еле вытащили злюку!
— Щуку?
— Щуку.
— Но позволь, а где же соль?
— Какая соль?

Детям команды «Сказочников» предлагается инсценировка стихотворения- диалога Л. Мироновой «Яблоко»

— Где же яблоко, Андрюша?
— Яблоко? Давно я скушал.
— Ты не мыл его, похоже.
— Я с него очистил кожу!
— Молодец ты стал какой!
— Я давно уже такой.
— А куда очистки дел?
— Ах… очистки… тоже съел.

7. Игра-пантомима «Медвежата»  (из обеих команд выходят по медвежонку). Дети имитируют движения по тексту.

Воспитатель: Посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат. Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного!

8. Произнести фразу с определенной интонацией.

Воспитатель: Ребята, через несколько месяцев вы попрощаетесь с детским садом. Я думаю, что немного грустно будет расставаться с любимыми друзьями и игрушками. Задание команде «Книголюбов»: произнести фразу «До свиданья, детский сад» с грустью и сожалением.

Воспитатель обращается к команде «Сказочников»: Вы наверно с нетерпением ждёте, когда пойдёте в школу, ведь там вас ждёт много интересного и нового и поэтому легко и весело попрощаетесь с детским садом. Задание команде «Сказочников»: произнести фразу «До свиданья, детский сад» весело и с оптимизмом.

Воспитатель: Вот и закончились наши конкурсы! Славно вы потрудились! Показали, как много сказок знаете. Вы настоящие артисты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»

Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интере...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»

Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и любовь ...

конспект занятия по развитию речи " Интересное путешествие"

                                 "Интерес ное   путешествие»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Поляна сказок"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Поляна сказок"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Поляна сказок»

Закреллять в памяти детей знакомые сказки,узнавать их по фрагментам ,иллюстрациям,предметам и т.д.....