Элементы ТРИЗ и РТВ в коррекционной работе.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Бабкова Ольга Сергеевна

Система творческих заданий помогает детям с нарушениями речи быстрее усваивать материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rtv.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы ТРИЗ и РТВ в коррекционной работе.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к развитию детей меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Для детей с патологией речи  является сложным решении наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части сложного, многосоставного комплекса, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. Это говорит о слабо развитом творческом мышлении. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии.

 Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно)  решать проблемы речевого развития.

Основной формой  обучения по технологии ТРИЗ — РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой  творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.

Использование адаптированных методов ТРИЗ — РТВ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями дает несомненные преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей;
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества;
  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами);
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
  • повышает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Методы ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Так же предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики.

I. МЕТОДЫ ТРИЗ:

- метод «мозгового штурма»

- метод маленьких человечков

- метод «вепольного анализа»

- метод ассоциаций

- метод синектики

- метод нахождения и разрешение противоречий и сходства (непосредственно изобретательские задачи, которые делят на

а) задачи с недостатком данных (на сужение 

поля деятельности)

б) задачи прогностического характера

в) собственно изобретательские)

^ II. Методы РТВ:

- круги Луллия

- метод морфологического анализа

- метод фокальных объектов

- метод эмпатии

- типовые приемы фантазирования

(уменьшение – увеличение

изменение строения

изменение подвижности

преобразование свойств времени

прием «Наоборот») 

- метод проектирования и метод получения ИКР

III. Модели составления сказок: 

модель составления сказки с помощью метода "Каталога", 

модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа", 

модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора", 

модель составления сказки с помощью ТПФ, 

модель составления сказки с помощью метода "Волшебного треугольника" (вепольного анализа). 

Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять барьеры общения, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, необходимым условием которых является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. На занятиях по автоматизации поставленных звуков в связной речи дети сочиняют сказки, «переделывают» их, используя как приемы фантазирования, учатся формулировать сказочные противоречия

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по развитию и коррекции речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр — через поисковую, исследовательскую, изобретательскую деятельность повысить качественные показатели устной речи воспитанников.

В содержании фронтальных занятий по звуко-буквенному анализу и синтезу широко используется ТРИЗовскийметод маленьких человечков . Гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие моделируются костюмом определенного цвета, положением губ, отсутствием или присутствием колокольчика. Такой человечек-звук приходит на каждое занятие про звук или букву. Метод маленьких человечков позволяет составлять и прочитывать слоги и слова. В процессе моделирования у детей с ОНР формируется звуковая функция сознания, то есть они усваивают возможности установления отношения замещения между двумя объектами. Уровень формирования наглядно-символической деятельности определяет степень готовности детей седьмого года жизни с ОНР.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте большой интерес у детей вызывает ТРИЗовский метод проб и ошибок. Это основной метод решения изобретательских задач. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении возможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую, и так — пока не получат правильный вариант. Такой метод интересно применяется при выкладывании схем букв. Детям предлагают выложить букву, лежа определенным образом на полу или ковре согласно заданной схеме. Выполнение это коллективного задания предполагает много проб и ошибок, в результате возникает правильно выложенный образ буквы.

В содержании фронтальных занятий по формированию лексико- грамматических представлений детей подготовительной к школе группы могут найти применение такие ТРИЗовские методы, как морфологический анализ, системный анализ, методы противоречий, активизации перебора вариантов, контроля вопросов

При ознакомлении детей с лексической темой интересно применяется ТРИЗовский метод фокальных объектов

Он используется для упражнений по развитию воображения — когда прототип наделяют посторонними признаками. Данный метод позволяет детям быстро и с интересом подбирать прилагательные и другие части речи для образования новых словосочетаний. Например, детям дают слово «зима». Подбираются еще два слова — «солнце» и «снежинка». К этим словам идет подбор определений: солнце — теплое, светлое, лучистое, ласковое; снежинка — искристая, белоснежная, холодная. В следующем задании детям предлагают составить словосочетания со словом «зима». Получаем словосочетания: зима солнечная, снежная, искристая, белоснежная и т. д. На основе уже знакомых дошкольникам характерных особенностей зверей и птиц можно придумывать с детьми фантастические (сказочные) образы животных.

Метод контрольных вопросов можно использовать в логопедических занятиях любого вида. Дети учатся самостоятельно составлять и задавать вопрос, чтобы отгадать загаданное животное или предмет.

Метод противоречий отражает конфликт между частями или свойствами. В логопедической работе он раскрывается в игре «Хорошо — плохо» (согласно лексической теме) или ее вариантах — «Удобно — неудобно», «Нравится — не нравится» и т. п. Например: «Хорошо, что еж колючий: его не обидит волк; но плохо, что его не погладишь», «Зима нравится тем, что можно кататься на лыжах, но не нравится, потому что бывают сильные морозы». Противоречия проговариваются в пословицах по лексической теме (например: «Мороз невелик, а стоять не велит», «Любишь кататься — люби и саночки возить»), в загадках (например: «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»).

Метод противоречий используется также на занятиях по рассказыванию по картине с проблемным сюжетом, разработанных Т. А. Ткаченко. Так, например, рассматривая картину «Маленькие помощники», дети отмечают, что смастерить скворечник для скворцов — это очень хорошо, это поможет птицам прокормиться и вырастить потомство, но плохо, что скворечник прибили к дереву гвоздями — из-за этого дереву больно, оно может погибнуть. Дети предлагают свои варианты решения проблемы: привязать скворечник к дереву веревкой, ремнями или прибить его к шесту. Дети символически фиксируют признаки ежа и зайца в таблице, а потом еж и заяц меняются местами и приобретают признаки друг друга: еж становится пушистым, трусливым, длинноухим, прыгучим, а заяц — колючим, умеющим сворачиваться в клубок, с хорошо развитым нюхом и короткими лапками. Дети, увлеченные этими превращениями, называют все признаки с опорой на план.

Игровой прием ТРИЗ “вхождение в картину”.

Схемы - Помощники: Волшебники “Я вижу”, “Я слышу”, “Я ощущаю носом”, “Я ощущаю руками” и т. п.

Логопед: “Продолжите предложения:

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.

Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)

Я чувствую запах…(Цветов, свежести, влаги, листьев)

Использование ИКТ, музыкального сопровождения.

Я предлагаю оживить картинкиВы – герои.

Логопед: “Превратись во что – нибудь и опишите своё настроение и своё отношение к окружающим вас” - приём эмпатии.

Рассказ от первого лица. Выбирают картинки: лужа, трава, ель, прутик, ручей. Схема: “Черное и белое”помогает рассказать об отношении с окружающим миром и проблемы.

Логопед: “Придумайте “красивые слова” к картинкам.

Солнце (луч) – Я – доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть.

Ручей – Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. У меня много дел. Я несу воду в большую реку.

Лужа – Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.

Снег – я серый, мокрый, рыхлый, грязный. Не люблю солнечный свет,люблю прятаться под деревьями

Перечисленные игры  и приемы создают условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами); они незаменимы в работе с детьми с ОНР.

А вот  варианты игр с использованием элементов ТРИЗ технологии , которые можно применять на занятиях по коррекции звукопроизношения при автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.

Игра: Кто летает.

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

На доске висят картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «летит?». Каждый игрок , используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. В игре можно помогать друг другу. За правильный ответ дается призовой жетон. Выигрывает ребенок у которого наибольшее количество жетонов. Глаголы: летит , падают, стоят, растет, сидят и т.д. Также возможен вариант игры, когда детей разбивают на команды.

Игра: Что белым бывает.

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки с иллюстрациями на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Кто меняет свой цвет? Кто бывает злым?» и т.д., в зависимости от выбранного звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания. Можно усложнить на втором этапе задание: детей разделить на 2 команды. Предлагая детям в команде объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему волк бывает злым? Может ли он быть другим? Выигрывает та команда, которая придумает наиболее интересные варианты ответов..

Игра  «По кругу».

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. В руках педагога стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

Игра Предложения по цепочке.

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей сопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок

Игра Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы  карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы педагог перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос педагога: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и ха каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

Игра «Паровоз».

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,  прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

Игра «Необычные загадки».

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, педагог дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.

Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.

В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.

 

Игра Запоминай-ка

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Логопед перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.

 После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.

Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.

 

Используемая литература:

  1. Антонова Т. И. Теория решения изобретательских задач. — Сыктывкар, 2002.
  2. Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. — Смоленск, 1993.

3 Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2003.

     4. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

5.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург, 2006.

     6.    Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

   7.Марфидина В. А., Харгт Г. В., Шевченко Г. И. Методы развития творческого мышления: учеб. метод, пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду. — Норильск, 1993.

  1. Нарбут Н. Н., Нарбут А. Ф. Заочное обучение ТРИЗ. — М„ 1999.
  2. Нестеренко А. А. Система моделей управления мыслительной деятельностью (ТРИЗ). — М„ 2004.
  3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
  4. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: метод, пособие. — СПб., 1999
  5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по развитию у детей речи, познавательных и творческих способностей, фантазии посредством ТРИЗ (элемент - лимерики)...

Использование элементов ТРИЗ в работе по коррекции и развитию речи старших дошкольников.

Презентация для педагогов.  Дидактическое пособие«Кольца Луллия»....

Элементы ТРИЗ в коррекционной работе.

Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под...

«Ознакомление дошкольников с ТРИЗ-признаками объектов в коррекционной работе».

ОТСМ-ТРИЗ технология полностью отвечает задачам реализации ФГОС  дошкольного образования. И  именно через моделирование мыслительных действий идет познавательное развитие дошкольников. Позна...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР

Описание вариантов игр с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста...

Конспект коррекционно-логопедической деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Мир вокруг нас» с использованием элементов ТРИЗ-технологий.

Конспект коррекционно-логопедической деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Мир вокруг нас» с использованием элементов ТРИЗ-технологий.Цель: систематизировать представлен...