консультация- презентация для воспитателей "Стимулирование речевой деятельности детей"
презентация по развитию речи на тему

Затронуты вопросы стимулирования речевой деятельности дошкольников посредством предметно - развивающей среды, игровой деятельности, театрально - игровой деятельности и развития мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez_konsul_-_kopiya.pptx146.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стимулирование речевой деятельности дошкольников

Слайд 2

РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАЗВИТИЯ. ЧТОБЫ СТАТЬ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫМ, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ВСЕМИ БОГАТСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛОВ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И НАПРАВЛЕНО НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ТЕМ ВЫШЕ ГАРАНТИИ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. “ РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО, НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ” Г. ГЕГЕЛЬ

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Вот почему проблема развития речи является одной из актуальных.

Слайд 4

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАДАЧИ : СОЗДАТЬ В ГРУППЕ РАЗВИВАЮЩУЮ РЕЧЕВУЮ СРЕДУ; РАЗВИВАТЬ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНУЮ И СВЯЗНУЮ СТОРОНУ РЕЧИ; АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ; ФОРМИРОВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ; РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК

Слайд 5

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МНЕМОТЕХНИКИ: 1. Развитие всех видов памяти: - зрительной; - слуховой; - ассоциативной; - словесно-логической; - обработка различных приемов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умения анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления. 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, рассказах. МНЕМОТАБЛИЦЫ – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов .

Слайд 7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Применение компьютерной техники по­зволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Слайд 8

ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ «В ПУСТЫХ СТЕНАХ РЕБЁНОК НЕ ЗАГОВОРИТ»… Е. И. ТИХЕЕВА Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 9

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. РЕЧЕВАЯ СРЕДА - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА-это система материальных объектов деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Слайд 10

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Слайд 11

РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ ДЕТЕЙ: ПОПОЛНЯЕТ И АКТИВИЗИРУЕТ СЛОВАРЬ, ФОРМИРУЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, РАЗВИВАЕТ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ. В ГРУППЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТАКИЕ ИГР Ы: - СЛОВА НАОБОРОТ -ЧТО СЛУЧИТСЯ -СКАЖИ ПРАВИЛЬНО -РАССКАЗЫ ПО РИСУНКАМ -КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ? -ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЛОТО -ПРОФЕССИИ -КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ? -СОБЕРИ ПОТЕШКУ -СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ -ИГРАЕМ В ЛОТО -МОИ ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ КТО ЧТО ДЕЛАЕТ -КОРОТКИЕ СЛОВА -ВРЕМЕНА ГОДА --

Слайд 12

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ. В ХОДЕ ИГРЫ РЕБЕНОК ВСЛУХ РАЗГОВАРИВАЕТ С ИГРУШКОЙ, ГОВОРИТ И ЗА СЕБЯ, И ЗА НЕЕ, ПОДРАЖАЕТ ГУДЕНИЮ САМОЛЕТА, ГОЛОСАМ ЗВЕРЕЙ И Т. Д. РАЗВИВАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. В ГРУППЕ ДДОЛЖНЫ БЫТЬ АТРИБУТЫ К ТАКИМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫМ ИГРАМ, КАК: СЕМЬЯ ШКОЛА КАФЕ ЦИРК МАГАЗИН ШОФЕРЫ МОРЯКИ ПОГРАНИЧНИКИ ПАРИКМАХЕРСКАЯ СТРОИТЕЛИ БИБЛИОТЕКА ТЕАТР ПОЧТА АТЕЛЬЕ

Слайд 13

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСНОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, НАПОЛНЕННОЙ ЯРКИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, РАДОСТЬЮ ТВОРЧЕСТВА, ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВСЕМ ЕГО МНОГООБРАЗИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ, КРАСКИ, ЗВУКИ, А УМЕЛО ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ, ПОБУЖДАЮТ ИХ ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ , РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ ДЕТЕЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ. РЕЧЬ ДЕТЕЙ СТАНОВИТСЯ ОБРАЗНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕПЛИК ПЕРСОНАЖЕЙ, СОБСТВЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НЕЗАМЕТНО АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, ЕЕ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ. ИСПОЛНЯЕМАЯ РОЛЬ, ОСОБЕННО ВСТУПЛЕНИЕ В ДИАЛОГ С ДРУГИМ ПЕРСОНАЖЕМ СТАВИТ РЕБЕНКА ПЕРЕД НЕОБХОДИМОСТЬЮ ЯСНО, ЧЕТКО И ПОНЯТНО ИЗЪЯСНЯТЬСЯ. У ДЕТЕЙ УЛУЧШАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. МИМИКА И ЖЕСТЫ СТАНОВЯТСЯ АРТИСТИЧНЫМИ, У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, СПОСОБНОСТЬ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С СЮЖЕТОМ СПЕКТАКЛЯ; РАЗВИВАЕТСЯ ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. К ПЯТИ ГОДАМ ДЕТИ ЛЕГКО ОБЫГРЫВАЮТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, РАССКАЗЫ ПИСАТЕЛЕЙ, СТИХИ, ПРОБУЮТ СКЛАДЫВАТЬ СТИХИ. В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ВИДЫ ТЕАТРА КАК: КУКЛЫ БИ-БА-БО ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ПЛОСКОСТНОЙ ТЕАТР КУКЛЫ – РУКАВИЧКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКЖЕ ДЕТСКИЕ КОСТЮМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗОК.

Слайд 14

«УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ». В.А. СУХОМЛИНСКИЙ Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Слайд 15

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВАМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЕЛКАЯ МОТОРИКА - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ СКООРДИНИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ МЫШЕЧНОЙ, КОСТНОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЗАЧАСТУЮ В СОЧЕТАНИИ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ВЫПОЛНЕНИИ МЕЛКИХ, ТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЯМИ И ПАЛЬЦАМИ РУК. УЧЁНЫЕ ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ТРЕТЬ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЗАНИМАЕТ ИМЕННО ПРОЕКЦИЯ КИСТИ РУК, КОТОРАЯ РАСПОЛАГАЕТСЯ РЯДОМ С РЕЧЕВОЙ ЗОНОЙ. ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД: РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА И РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ НЕРАЗРЫВНЫХ ПРОЦЕССА. СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ (МОЗАИКА, ПАЗЛЫ, БУСЫ, КОНСТРУКТОРЫ И Т.Д.); ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ; ЛЕПКА; МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ; ПИРАМИДКИ; ИГРУШКИ – ШНУРОВКИ; КУБИКИ СУХОЙ БАССЕЙН.

Слайд 16

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ПРОГУЛКЕ ПРОГУЛКА - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Слайд 17

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ПОДВИЖНАЯ ИГРА НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. ВО ВРЕМЯ ИГРЫ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К ПОБУЖДЕНИЮ У ДЕТЕЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАСШИРЕНИЮ ОБЪЕМА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ И СЛОВАРНОГО ЗАПАСА. ЭТО ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ ПРОГОВАРИВАНИЯ ВМЕСТЕ С ПЕДАГОГОМ ПОТЕШЕК, СТИХОТВОРЕНИЙ, СЛОВЕСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР: 1.ИГРЫ С РАЗНООБРАЗНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ И ПЕНИЕМ : «У СОСЕДА ЛУЧШЕ», «РОВНЫМ КРУГОМ», «КАРУСЕЛЬ», «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА», «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ», «СОВУШКА» 2.ИГРЫ С БЕГОМ : «ПЕРЕМЕНИ ПРЕДМЕТ», «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ», «ЛОВИШКА», «ПОЙМАЙ ЛЕНТУ», «ХИТРАЯ ЛИСА» 3.ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ: «КРОЛИКИ», «НЕ ОСТАВАЙСЯ НА ПОЛУ», «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ», «УДОЧКА», «ЛЯГУШКИ И ЦАПЛЯ» 4.ИГРЫ С ПОДЛЕЗАНИЕМ И ЛАЗАНИЕМ : «ЛИСА В КУРЯТНИКЕ», «МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ», «ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ» 5.ИГРЫ С МЕТАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ: «ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ», «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ», «МЯЧ В КОРЗИНУ», «ЗА МЯЧОМ» 6.ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ : «ВОЛШЕБНЫЕ ЕЛОЧКИ», «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ», «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ», «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ», «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК» 7.ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ: «ЭХО», «ГОРШКИ», «МЫШЕЛОВКА» 8. ИГРЫ С МЯЧОМ

Слайд 18

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц , потешек , считалок , скороговорок , чистоговорок ; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к совместной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР по познавательно-речевому развитию. Тема: "Деревья".

В презентации показаны различные методы и приемы по ознакомлению детей с лексической темой "Деревья"....

Презентация к мероприятию совместной деятельности детей и взрослого по познавательно- речевому развитию по теме "Как запомнить дни недели"

Материал, находящийся в презентации "Как запомнить дни недели":1. развивает у детей внимание, память; 2. помогает запомнить дни недели3. развивает мелкую моторику...

Презентация на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности в изучении истории родного края"

Согласно с ФГОС  наша задача как педагогов  направлена не только на развитие  видов деятельности, но и на развитие личностно-ориентированных качеств дошкольника, которые формируются во ...

Консультация-презентация для родителей " Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

Рекомендации  учителя - логопеда    родителям  по   речевому  развитию  детей  младшего возраста....

Презентация "Использование разных видов кукол в речевой деятельности детей"

Обучение дошкольников происходит в игре. Кукла помогает сделать игру наиболее интересной. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребёнку. Использование технологии "куклоте...

Презентация Использование мнемотехники в речевой деятельности детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в речевой деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Литературно-речевая деятельность детей средней группы"

laquo;Литературно-речевая деятельность детей средней группы.»Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тыс...