Обобщение опыта по теме самообразования.
материал по развитию речи на тему
"Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста" - тема обобщенного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_razvitiya_melkoy_motoriki_na_aktivnuyu_rech_detey_doshkolnogo_vozrasta_1.docx | 572.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
«Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психолого-педагогические аспекты активного речевого развития у детей дошкольного возраста 5
1.2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста 9
2.1. Описание базы и метода исследования 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопросы инновационного содержания обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Основными направлениями дошкольного воспитания ребенка является культурное, психологическое, физическое и социальное развитие. То есть целью воспитания до школы является развитие малыша по всем личностным параметрам.
Актуальность данной темы состоит в особенности общения ребенка дошкольного возраста, входящего в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения от показа действий, управления движениями, выражения желаемого с помощью жестов и мимики на обращение. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. От того, насколько ребенок овладеет активным речевым навыком, зависит успешность его дальнейшего развития.
Цель: формировать активную речь ребёнка по средствам развития внедренных в программу упражнений с мелкой моторикой, в комплексе с речевым сопровождением: общаясь, вызывая интерес к разговору, стимулируя вопросами, просьбами.
Задачи:
- Изучение теоретических и практических работ отечественных авторов рассматривающих влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста;
- Описание базы исследования, подбор методики и формирование этапов будущего исследования;
- Определение первоначального уровня групп испытуемых, разработка программы, подбор мероприятий для внедрения в ДОУ №232 ОАО РЖД упражнений направленных на развитие мелкой моторики с целью повышения и формирования активной речи;
- Анализ результатов проведенной деятельности, обработка результатов и формирование выводов полученных в ходе исследования.
Объектом данного исследования является условия формирования навыка активной речи у дошкольников.
Предметом исследования является развитие мелкой моторики руки у дошкольников.
Гипотеза. Формированию активной речи способствует использование в программе, различных направлений развития мелкой моторики, таких как массаж пальцев и ладоней рук, пальчиковая гимнастика, выкладывание контуров предметов из семян, пуговиц и др. мелкого материала, работа с бумагой, карандашом, ножницами и т.п.
Проблему развития речи детей в дошкольном детстве, рассматривают в отечественной педагогике и психологии ряд авторов: Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Н. Г. Смольникова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Смирнова, Р. Х. Гасанова, Л. Г. Шадрина, Н. В. Гавриш, А. А. Смага, Л. А. Колунова, Е. В. Савушкина и др.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. Для того чтобы наиболее полно представить себе развитие речи детей раннего возраста необходимо обратиться к речевому онтогенезу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТРИКИ НА АКТИВНУЮ РЕЧЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические аспекты активного речевого развития у детей дошкольного возраста
А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий».
Выдающиеся советские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн показали, что психика ребенка развивается в основном путем «социального наследования», «присвоения» общественного опыта. Если у животных, вплоть до антропоидов, решающее значение в развитии имеют две формы опыта: родовой (он заложен в нервной организации и передается по наследству) и индивидуальный (он приобретается в ходе жизни и приспособления к окружающие среде), что у человека доминирующую роль играет третья форма опыта, полностью отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический опыт предшествующих поколений людей, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры. На протяжении детства ребенок усваивает наследство отцов. В процессе такого усвоения - обучения в широком смысле слова - и совершается подлинное развитие его психики. Ребенок усваивает не только отдельные знания и умения - у него происходят коренные изменения различных психических процессов. Обучение ведет за собой развитие: - говорил Л.С. Выготский.
Анализ поведения детей раннего возраста проведенный Лубовским В.И. показал, что непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь формируется у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал; «Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых».
В настоящее время современные психолингвистические, психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.
Согласно принципу развития, подробно рассмотренному Л.С. Выготским, все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.
А.А. Леонтьев в рамках деятельного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.
Развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. Исследования свидетельствуют о смене трех форм общения на протяжении этого этапа. Первая из них - ситуативно-деловое общение. В первое время после возникновения речь, подобно другим средствам общения, остается ситуативной: ребенок обозначает словом элементы данной наглядной ситуации (предметы, действия с ними), слово становится неким условным голосовым указательным жестом.
Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей - объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей - она становится внеситуативно-личностной.
Первые слова появляются к концу первого года жизни. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.
Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических единиц.
Первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. Выготский Л.С.: «В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово… развитие слова не закончилось, оно только началось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий».
Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью ребенка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой. Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Исследователи приводят разные данные по количеству слов, употребляемых ребенком в этот период, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи.
Л.П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу:
0 степень - собственные имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.
1 степень - к концу 2-ого года жизни ребёнок начинает понимать обобщающее наименование однородных предметов, действий, качеств - имён нарицательных.
2 степень - в возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда…), передающие обобщённо названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полёт, краснота).
3 степень - к 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.
4 степень - к подростковому возрасту, дети усваивают и осмысливают такие слова, как предметность, признак, состояние и т.д.
В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двусловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
1.2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Павлов говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов.
Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Основные особенности и закономерности двигательного развития ребенка дошкольного возраста позволяет понять теория отечественного физиолога Н.А. Бернштейна. Автор теории показывает, что в основе любого двигательного акта лежат сложные, иерархически организованные системы сенсорных коррекций, которые формируются у человека по мере овладения разнообразными двигательными действиями и обеспечивают фундамент для развития физических качеств человека.
Дети 3-7 лет отличаются подвижностью и двигательным богатством, которые проявляются в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений. К семи годам, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. В 3-4 года ребенок не только уже давно безукоризненно ходит, но и бегает, прыгает. Это значит, что механизмы координирования всевозможных видов локомоций и поддержания равновесия выработаны к этому времени давно и прочно.
Дети от 3 до 7 лет обычно поворотливы, подвижны, грациозны. Вся их двигательная деятельность свободна, непринужденна, начинается и оканчивается в меру их психофизиологических потребностей. Движения приобретают силу и точность. В дошкольном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно – двигательной координации) отмечается именно в возрасте 6 - 7 лет.
В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного контроля. Развитие движений ребенка дошкольного возраста протекает в тесном контакте с его психическим развитием. В этот период наблюдается психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношений предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действия восприятия, направленных на обследование свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.
К 6 годам постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта, в связи с чем, восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Описание базы и метода исследования
Задачей практического исследования, является подтверждение гипотезы, о том, что формированию активной речи способствует использование в программе, различных направлений развития мелкой моторики было проведено исследование.
Исследование проводилось на базе Детского сада №232 ОАО РЖД две группы респондентов, первая младшая группа (от 2 до 3 лет) в количестве 14 из которых 8 мальчиков и 6 девочек, вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) из 16 детей: 8 мальчиков и 8 девочек.
Эмпирическое исследование проходило в три этапа:
- Диагностика активного речевого развития воспитанников дошкольного учреждения первой младшей и второй младшей группы по методики Ушаковой О.С. «Состояние связной речи» у младших школьников (Приложение 1);
- Комплекс работы с родителями и педагогами учреждения;
- Проведение занятий с использованием в программе различных направлений развития мелкой моторики;
- Повторная диагностика в двух группах по той же методики что и на первом этапе, сравнение результатов, формирование выводов.
При исследование выявили три уровня развития речи: высокий, низкий, средний. Каждый из них имеет свои критерии.
Высокий уровень: ребёнок различает и называет части предметов; различает количество цвет, величину, форму; понимает обобщающие слова; повторяет за взрослым рассказ из трех, четырех предложений; может участвовать в драматизации; согласует слова в роде, числе падеже; употребляет предлоги; употребляет предложения с однородными существительными; употребляет существительные в единственном и множественном числе; употребляет однокоренные слова; самостоятельно выполняет слова взрослого.
Средний уровень: ребенок пользуется предложениями более чем из трех слов; употребляет прилагательные и местоимения, однокоренные слова; повторяет за взрослым рассказ из двух, трех предложений; может участвовать в драматизации с помощью взрослого; испытывает небольшие трудности при выполнении задания, нуждается в небольшой помощи взрослого.
Низкий уровень: ребенок пользуется двух и трехсловными предложениями; употребляет прилагательные и местоимения, однокоренные слова не употребляет; повторяет за взрослым рассказ из одного, двух предложений; принимает участие в драматизации только при помощи взрослого; испытывает трудности при выполнении задания, которые выполняет только с помощью взрослого.
2.2. Исследование и методика формирования у детей младшего дошкольного возраста активной речи по средствам развития мелкой моторики
Определение начального уровня состояние связной речи обследовалось при наличии фразовой речи: пересказ рассказа; составление рассказа по картинке в двух групп результаты представлены в табличном виде (табл. 2-3) в Приложении 2. По полученным данным были построены графики рисунки 1 и 2 (Приложение 2) по которым наглядно видно, что первая младшая группа ниже по уровню речевого развития, чем первая, что обусловлено в первую очередь разницей в возрасте. Высокий уровень в первой младшей группе отсутствует 57 % детей показали средний результат, 43% низкий, данные показатели стоит считать удовлетворительным. Не смотря на то что 57% детей справились с заданием по дополнительным вопросам, а 43% самостоятельно. Во второй младшей группе высокий уровень у 19% группы (3 детей), 50% средний и 31% низкий. Данные показатели показывают сформированности навыков использования активной речи, у детей больше половины группы 69% респондентов справились с выполнением задания самостоятельно, 31% пользовались подсказками. Среднее значение и по пересказу и по составлению собственного рассказа у второй младшей группы выше.
На втором этапе была проведена работа с педагогическим составом по «Формированию активной речи у дошкольников по средствам мелкой моторики» (Приложение 3) в ходе выполнения воспитатели не только повторили имеющиеся знания, но и рассмотрели новые методики. Также педагоги были вовлечены в игровой процесс и работу мелкой моторикой. По итогу проведенного мероприятия стоит сделать следующие выводы: Педагоги детского сада, высококвалифицированные специалисты, с хорошим знанием особенностей детей младшего дошкольного возраста, используют на занятиях элементы упражнений с мелкой моторикой не так часто. Большая часть группы не усидчива, а выполнение кропотливой работы, в силу возраста детям дается тяжело. Наиболее сложной проблемой можно назвать отказ некоторых дети выполнять групповые занятия, аргументируя свое поведение нежеланием. Дополнительно мною было проведено родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики» (Приложение 4).
Для внедрения в программу Детского сада №232 ОАО РЖД мною были разработаны: комплекс мероприятий с использованием игр на развитие мелкой моторики, развлечений, занятий, викторин, конкурсов и т.д. (Приложение 5), перспективный план программы по развитию мелкой моторики на год для второй группы младшего дошкольного возраста (Приложение 6), а также проведен ряд занятий с использованием различных приемов и методов развития мелкой моторики план-конспект одного из занятий в первой младшей группе представлен в (Приложении 7).
На заключительном этапе было повторно проведено тестирование детей по методики Ушаковой О.С. «Состояние связной речи» у младших школьников (Приложение 1), полученные результаты обработаны и внесены в таблицы 5 и 6 (Приложения 8), по которым также были построены диаграммы в процентном соотношении. В первой группе уменьшилось количество респондентов с низким показателем и появилось два респондента с высоким (14%), половина группы 50% показали средний результат, общий показатель развития группы средний. Стоит отметить, что в группе вырос процент самостоятельных воспитанников до 64%, 36% еще не могут обходиться без подсказок и помощи со стороны взрослых. Во второй младшей группе снизился процент детей с низким показателем активного речевого развития, а самостоятельность группы выросла до 81%, 19% детей (3 ребенка), еще не активно рассказывают и пересказывают информацию, нуждаясь в дополнительных наводящих вопросах.
Для наглядного сравнения изменений общих средних показателей по проведению методики развития моторики и повторного тестирования была составлена табл. 7. После проведения занятий с направлением развития моторики дети первой и второй младшей группы показали эффективные изменения в речевой активности, наилучший результат показала вторая группа при составлении рассказов, словарный набор и способность формировать законченные предложения в группе качественно выросли. Остальные изменения характерны и достаточно равномерны, не смотря на то что вторая группа воспитанников показала более эффективный результат в составлении пересказов, развив мышление и запоминание в ходе работы. Следует отметить, что вторая группа быстрее запоминает и использует полученные знания и навыки на занятиях, прислушиваясь к воспитателю, соблюдая порядок, и никто из воспитанников не отказывается от выполнений заданий. По проведению повторной методики видно, что девочки быстрее привыкают к работе и эффективнее развиваются как в использовании мелкой моторики, так и в активном речевом развитии.
В среднем применение методов развития мелкой моторики в процессе воспитания увеличил показатели на 4 балла, что является высоким результатом для программы, проведенной в короткий срок.
Для того что бы наглядно сравнить изменение речевого развития в первой и второй младших группах, были построены диаграммы (рис 8 – 11) в Приложении 9, отражающие зависимость речевого развития от развития кистей и пальцев рук детей. После проведения занятий с эффективным применением упражнений развивающих мелкую моторику, видно что показатели способности активной речи у респондентов выросли достаточно равномерно.
Занятия, проводимые в группах, педагогическое и родительское собрания, показали, что моторная активность в жизни детей была не одним из приоритетных направлений родителей и педагогов, поэтому изначально результаты полученные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенной работы стоит обобщить тот теоретический факт, что мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Выдвинутая гипотеза, была доказана экспериментальным исследованием по методики Ушаковой О.С. «Состояние связной речи» у младших школьников формированию активной речи способствует использование в программе, различных направлений развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, налаживанием работы координационных уровней.
Констатирующий этап исследования показал, что для детей младшего дошкольного возраста, которые находятся в сенситивном периоде развития речи и мелкой моторики необходимо разработать специальную программу, которая всесторонне развивала бы мелкую моторику и как следствие речь ребенка. Мероприятия, проведенные в период между диагностикой, показали, что внедрение в программу мелкой моторики, качественно повышает самостоятельность и активную речевую функцию индивидуума. Таким образом, мною было выявлено, что работа по развитию мелкой моторики с младшими дошкольниками организована недостаточно, родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- 30 уроков развития мелкой моторики руки; Современная школа, Кузьма - М., 2012. - 32 c.
- Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» - М.: Просвещение, 2000г. – 138 с.
- Васильева М.А. и Гербова В.В. / Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 208с.
- Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет; Мир - М., 2013. - 32 c.
- Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 4 лет; РГГУ - М., 2013. - 32 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т.3. — М., 1983. — 368с.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Большая книга подготовки к школе для детей 3-4 лет. Математика, логика, речь, мелкая моторика руки; Академия развития - М., 2013. - 240 c.
- Градусова Л.В. Левшина. Н.И. Дементьева И.С. Диагностика речевого развития детей до школьного возраста : учеб. Пособие / под ред. Л.В. Градусовой. – Магнитогорск : МаГУ, 2010 . -96 с.
- Калинина Р.Р. Психолого — педагогическая диагностика. — СПб.: Речь, 2003. — 196с.
- Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» — развлекает и обучает. Метод.пособие. — В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 44 с.
- Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015. - 96 c.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015. - 128 c.
- Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015. - 120 c.
- Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков; Эксмо - М., 2013. - 48 c.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебметод, пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 288с.
- Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки; Академия развития - М., 2013. - 112 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика «Состояние связной речи» Ушаковой О.С.
Цель: Диагностика активной связной речи.
Задачи:
1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ индивидуально и совместно со взрослым;
2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;
4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (яркой расцветки, резиновый); кошка (лучше всего мягкая игрушка); картинки небольшого формата: 1) кошка с котятами, 2) изображение игрушек, 3) отдельные предметы посуды, одежды, мебели.
Задание: Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».
Таблица 1
Индивидуальный бланк
Параметры оценки | Пересказ | Составление рассказа | Общее состояние |
Простая распространенная фраза | |||
Простая нераспространенная фраза | |||
Отдельные слова | |||
Звукокомплексы и отдельные слова | |||
Самостоятельно / По вопросам | |||
Задание не выполнил |
Оценка результатов:
5 баллов – Простая нераспространенная фраза, составленная правильно. 4 балла – Простая распространенная фраза, составленная правильно. 3 балла – Простая нераспространенная/ распространенная фраза, составленная не совсем правильно. 2 балла – Отдельные слова. 1 балл – Звукокомплексы и отдельные слова. 0 баллов – Задание не выполнил.
Приложение 2
Таблица 2
Диагностика «Состояние связной речи» по методике Ушаковой О.С. в первой младшей группа на начало исследования
№ | Фамилия И.О. | Пересказ | Составление рассказа | Уровень | Дополнение |
1 | Сережа Н. | 5 | 7 | н | По вопросам |
2 | Артем П. | 9 | 11 | с | Самостоятельно |
3 | Виталина М. | 8 | 10 | с | По вопросам |
4 | Кристина С. | 13 | 15 | с | Самостоятельно |
5 | Яна А. | 10 | 7 | с | По вопросам |
6 | Матвей М. | 4 | 9 | н | По вопросам |
7 | Тимофей С. | 11 | 12 | с | По вопросам |
8 | Артем Г. | 10 | 13 | с | Самостоятельно |
9 | Полина И. | 3 | 6 | н | По вопросам |
10 | Диана К. | 9 | 11 | с | По вопросам |
11 | Таня К. | 2 | 7 | н | Самостоятельно |
12 | Сережа Ш. | 5 | 5 | н | По вопросам |
13 | Илья К. | 10 | 14 | с | Самостоятельно |
14 | Сережа А. | 6 | 9 | н | Самостоятельно |
| Сред.знач. | 7,50 | 9,71 |
|
|
Таблица 3
Диагностика «Состояние связной речи» по методике Ушаковой О.С. во второй младшей группе на начало исследования
№ | Фамилия И.О. | Пересказ | Составление рассказа | Уровень | Дополнение |
1 | Настя Б. | 18 | 15 | с |
|
2 | Галя Б. | 14 | 22 | в | Самостоятельно |
3 | Корина П. | 18 | 20 | в | Самостоятельно |
4 | Настя М. | 15 | 17 | с | Самостоятельно |
5 | Егор Б. | 10 | 13 | с | По вопросам |
6 | Ксюша В. | 8 | 11 | н | По вопросам |
7 | Захар Н. | 16 | 21 | в | Самостоятельно |
8 | Эвелина Н. | 10 | 11 | с | Самостоятельно |
9 | Юля Г. | 4 | 8 | н | По вопросам |
10 | Саша С. | 13 | 18 | с | Самостоятельно |
11 | Сережа О. | 10 | 14 | с | Самостоятельно |
12 | Ваня И. | 2 | 4 | н | По вопросам |
13 | Мирослава Т. | 6 | 7 | н | По вопросам |
14 | Аня Ш. | 3 | 6 | н | По вопросам |
15 | Кирил М. | 9 | 15 | с | Самостоятельно |
16 | Владислав Т. | 11 | 14 | с | Самостоятельно |
| Сред.знач. | 10,44 | 13,50 |
|
|
Рисунок 1. «Состояние связной речи» по методике Ушаковой О.С. в первой младшей группа на начало исследования в процентном соотношении
Рисунок 2. «Состояние связной речи» по методике Ушаковой О.С. во второй младшей группе на начало исследования в процентном соотношении
Приложение 3
Педсовет «Формирование активной речи у дошкольников по средствам мелкой моторики»
Цель: сформировать у педагогов необходимость проведения игр на занятиях, использующих мелкую моторику в симбиозе с речевыми упражнениями.
Задачи: создавать необходимые условия, побуждающие ребенка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. Педагоги должны показывать образцы правильной речи, формировать у детей связную и активную речь, учитывая их возраст детей.
Ход педсовета
1. Вводное упражнение для педагогов «Подарок»
- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
2. Теоретическая часть
2.1. Выступление зав. ДОУ №232 ОАО РЖД на тему «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
2.2. Выступление ст. воспитателя «Аналитическая справка по тематической проверке формирования речи у дошкольников», рассмотрение самых сложных детей, разбор самостоятельной работы.
2.3. Выступление воспитателя второй младшей группы с докладом «Активное внедрение в программу упражнений развивающих мелкую моторику»
2.4. Выступление воспитателя первой младшей группы с докладом «Использование на занятии игр и несложных художественно-прикладных работ содержащих работу с мелкими деталями».
3.Практическая часть. «Деловая игра»
Разделение педагогов на две команды.
Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»
Вопросы 1 команде
Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы второй команде.
Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)
Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы
Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.
Задание 3. Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
Сын леопарда - тоже леопард (Африка) . /яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Пословицы для второй команды
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду.
4. Юмористическая пауза. Упражнение «Конструктор»
Содержание. Упражнение выполняется в кругу в нескольких командах. каждый участник группы получает одинаковое количество деталей от конструктора, вытягивая бумажки с подготовленными темами ведущий задает тематику: «Машина», «Животное», «Растение» и др. По заданной тематики группа должна собрать конструктор передавая по кругу обьект и добавляя по заданному ведущим количеству деталей. Команда у которой получился законченный образ выигрывает.
5. Подведение итогов. Обсуждение
По списку вопросов:
Сложно ли использовать мелкую моторику на занятиях, как педагогу самому занятие кропотливым трудом?
Как более эффективно привлечь внимание воспитанников?
Насколько часто педагогами используются занятия на практике?
Какие пожелания и способы коррекции по работе с детьми в процессе работы кистями рук можете предложить?
Какие сложности возникают у педагогов при занятиях с использованием уклона на мелкую моторику?
Приложение 4
Родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики»
Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями; организация совместный усилий по достойному воспитанию и образованию детей.
Задачи:
1. Получение информации родителями, необходимой для работы с детьми.
2. Знакомство родителей с аналитическими материалами. Консультирование родителей по вопросам воспитания детей.
3. Воспитание родителей, родительского коллектива. Формирование родительского общественного мнения.
4. Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии (развитии мелкой моторики).
Материал: наглядные пособия по развитию мелкой моторики, стихотворные пальчиковые игры, презентация.
Ход родительского собрания
1. Введение постановка цели
Сообщение: Уважаемые родители! Конечно же вас, и нас, педагогов, волнуют вопрос: как обеспечить полноценное развитие наших детей? Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить с вами об этой актуальной проблемы. Для полноценного развития, очень важно развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из нас лишь немного слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более глубокие знания по этой теме. Наша цель - донести до вас важность развития рук детей.
2. Теоретическая часть
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь - кулак - ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
3.Практическая часть. «Развитие рук»
Совместный разбор вопросов:
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать почему? Помогает развивать речь. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Что дает пальчиковая гимнастика детям? Способствует овладению навыками мелкой моторики. Повышает работоспособность коры головного мозга. Снимает тревожность.
4. Показ презентации и рассказ воспитателя «Умелыми пальчики»
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг. Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы ставим задачу - активизировать стопы и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображенные подобным образом, запоминаются раз и навсегда.
Рисунок 3 Слайды из презентации педагога
5. Раздаточный материал на индивидуальную работу с детьми
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Раздача распечаток с пальчиковыми играми:
Гости
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
Мама, мама! Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга.
Что, что, что? 3 раза постукивают указательные пальцы.
Гости едут! Постукивают мизинцы.
Ну и что? Постукивают указательные.
Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.
Чмок-чмок-чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.
Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок- чмок!) повторяются дважды.
Воздушный шарик
Шарик, шарик мой воздушный, Дети правой рукой, затем левой имитируют плавное подбрасывание шарика.
Непоседа непослушный.
Шарик круглый, «Обрисовывают» руками круг.
Шарик гладкий, Имитируют поглаживание шарика.
Шарик легкий,
Шарик мягкий. Ладонями имитируют легкое сдавливание.
Из-под рук он улетает, Поднимают руки вверх.
Но я его поймала, Опускают вниз.
Нитку к пальцу привязала. Имитируют натягивание нитки на палец.
Вправо шарик, влево шарик – Плавно поднимают руки вправо, затем влево.
Мой светящийся фонарик.
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму. Прижимают воображаемый шарик к щеке.
Ты меня не покидай, Поглаживают воображаемый шар.
Будь со мной, не улетай!
Дождик
Капля раз, капля два, Дети хлопают в ладоши в медленном темпе.
Капли медленно сперва,
Кап, кап, кап, кап, Хлопки ускоряются.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап, кап, кап, кап, Хлопки в быстром темпе.
Зонтик поскорей раскроем, Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой.
От дождя себя укроем.
Для развития стоп и пальцев ног:
Ходьба по гальке, по массажным коврикам, по ребристой доске.
Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
Игры с носовым платком: собрать его ногами, сложить «уголок к уголку».
6. Рассмотрения комплексов пальчиковых игр с предметами родителями
Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: Мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
7. Проведение пальчикового кинезиологического упражнения
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Пальчиковые игры с элементами самомассажа Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
- можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
- катать крупу между большим и указательным пальцами;
- придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
- покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
8. Постановка домашнего задания
Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала: пальчек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т. д.
9. Подведение итогов собрания
Теперь вы знаете многое знаете о значении развитии мелкой моторики.
Вам известны виды пальчиковых игр, такие как:
Активные игры со стихотворным сопровождением;
Для развития стоп и пальцев ног;
Пальчиковые игры с предметами;
Пальчиковые игры на основе сказок;
Пальчиковые кинезиологические игры;
Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением
Развитие пальцев с помощью рисования
Надеемся, что вы будете чаще дома заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой. Так как полноценное развитие ребенка будет осуществляться, только лишь при взаимодействии трех составляющих педагог – ребенок – родитель.
Педагог задает вопросы аудитории:
-Занимаетесь ли вы (родители) пальчиковой гимнастикой с вашими детьми?
-Как?
-Как вы играете с пальчиками ваших детей?
-Для чего вы это делаете?
Спасибо всем за внимание.
Приложение 5
Комплекс мероприятий «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников первой и второй группы»
Цель работы: развитие мелкой моторики у детей до-школьного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
В группе необходимо создать предметно-развивающую среду, состоящую из следующих компонентов: пальчиковые бассейны с различными наполнителями; игры-шнуровки; контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками; природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья; мозаика; мелкий конструктор; разрезные картинки дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями; пирамидки, вкладыши различного типа, изготовлены информационные стенды для родителей.
Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.
Работа с детьми организуется как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в вечернее время.
Для достижения поставленных задач используются различные формы работы:
- В совместную деятельность воспитателя с детьми включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
- В индивидуальную работу с детьми – задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
В работе по развитию мелкой моторики рук следует использовать использовала традиционные и нетрадиционные технологии.
Традиционные: самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковые игры и упражнения; пальчиковая гимнастика; игры с предметами(мозаика, пазлы, пирамиды, шнуровка); продуктивная деятельность.
Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с использованием природных и подручных материалов.
Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Очень увлекательны игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя
Игры с прищепками, пуговицами - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Вкладыши, пирамидки – многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.
«Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Еще один из приемов, использованных в работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, бусинками, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, нанизывания на верёвочку бусинки с дырочками разного диаметра, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).
В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Также детям предлагается нетрадиционные виды массажа: с использованием природного материала (шишек, грецких орехов); с использованием подручных материалов(карандашей, массажных щеток, пробок от пластиковых бутылок); «Су-Джок» терапия.
«Су-Джок» – это маленький и компактный массажный мячик, который состоит из двух развинчивающихся полусфер, внутри которого находятся две специальные пружины, предназначенные для массажа пальцев. Если мы посмотрим на нашу кисть, то большой палец – это голова, мизинец и указательные пальцы - это кисти , а средний и безымянный – это стопы. Процесс очень прост, через нервные окончания мелкой моторики, нервные импульсы поступают в головной мозг, тем самым активизируются отделы мозга.
Различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.).
В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Мы организовали специальную полочку по изодеятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.
Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. Не менее интересным и полезным занятием является игры с бумагой. Она увлекает детей, способствует развитию воображения, любознательности.
Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки, разминание, разглаживание являются хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Особое внимание уделяется рисованию, раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Также детям нравится обводить рисунки по контуру.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Еще одним из интересных занятий - это собирание пазлов, нанизывание бисера на леску.
Приложение 6
Таблица 4
Перспективный план по развитию мелкой моторики как средство развития речи у детей II младшей группы
Месяц | Неделя | На занятиях | Вне занятиях |
Сентябрь | 1 | Дидактическая игра «Стержни и кольца» Закреплять нанизывание колец на стержни. Развивать глазомер. Повторять цвета и формы. | Игры с мелким материалом – катание каждым пальцем поочередно бусинок, шариков, камешков, маленького кусочка пластилина. |
2 | Пальчиковая гимнастика «Овощи» Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого. | Игры с песком – рисование узоров пальцами и палочками на песке. | |
3 | Пальчиковая гимнастика «Фрукты» Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца. | Дидактическая игра «Мозаика» Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу | |
4 | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка | Игры «Шнуровки», завязывания и развязывания узлов на толстой веревке. | |
Октябрь | 1 | Пальчиковая гимнастика для маленьких (На поляне, цветы, замок и т.д.) | Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т.д.) |
2 | «Камешки» - аппликация из мятой бумаги | Игры с пуговицами – сортировка пуговиц по величине, цвету, форме | |
3 | «Скопируй узор» - выполнить не сложный узор из палочек и предложить детям построить такой же. | «Птички» - отделить крупы или семена (например: фасоль от гороха и т.д.) | |
4 | «Дождик» - дети имитируют шум дождя. Дети слегка стучат ладошками сперва по груди, затем по коленкам, а потом стучат ногами (постепенно ускоряя, а потом замедляя стук). | Игры с мозаикой, кубиками и пазлами. | |
Ноябрь | 1 | Пальчиковые игры с пластилином, глиной и слоеным тестом. | Игры со шнурком – постепенно учить детей выкладывать из шнурка контур предметов (например: солнце, геометрические фигуры, елочку и т.д.). |
2 | «По грибы» - поочередно отгибание пальцев из кулака, счет пальцев. | Шнуровка сапожка, завязывание на бантик. | |
3 | «Расскажи стихи руками» - прочитанное стихотворение выполняется в движении (руками) и сопровождается речью. | «Самолеты за облаками» - игры, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. | |
4 | Откручивание и закручивание крышечек разной величины и конфигурации. | «Мастерская форм» - выкладывание палочек по образцу | |
Декабрь | 1 | «Укрась узором» - предложить детям пофантазировать и украсить узором любой нарисованный предмет. | Игра «Катушечки» - наматывание и разматывание шерстяных ниток |
2 | «Воздушный щелчки» - кончик указательного пальца правой руки упирается в подушечку большого пальца, остальные пальцы вверх, затем то же с остальными пальцами. | «Аквариум» - пристегивание и расстёгивание (пуговиц, липучек, кнопок, клепок и т.д.) – рыбок, растений, камешек (тряпочных) на голубую ткань. | |
3 | Аппликация «Украшение новогодней открытки» | «Бусы» - нанизывание больших и маленьких бусинок на веревочку. Развивать фантазию детей. | |
4 | «Пальчиковый театр» по прочитанной сказке – дети озвучивают героев сказки. | Сортировка мозаики по ячейкам (по цветам) | |
Январь | 1 | «Ателье» - рассмотреть, ощупать и рассказать о тканях, чем они отличаются друг от друга, какие они и др.? | «Забавная мозаика» - выкладывание по контору, из различных пуговиц, круп, семечек, камешек узоры или картинки |
2 | «Пальчиковые рисунки» - рисовать подушечкой указательного пальца (узоры мороза на окне, снег, украшения для елочки и т.д.) | Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь, что лежит в мешочке. | |
3 | «Мы считаем» - поочередное разгибание пальцев правой руки, начиная с большого | Игры с мозаикой, кубиками и пазлами. | |
4 | Кукольный театр – учить детей ведению кукол, правильному расположению пальцев внутри куклы, сопровождение движений речью в соответствии с образом. | Работа с ножницами – «Нарезание лапши» | |
Февраль | 1 | «Нарисуй по точкам» - любой простой предмет, растение и т.д. | «Сверни ленточку» - наматывание разноцветных лент на полочки. |
2 | «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать» - поочередное сгибание и разбивание пальцев обеих рук. | Дидактическая игра «Подбери ключ к замку» | |
3 | «Открытка к празднику 23 февраля» | Игры «Шнуровки», завязывание и развязывания узлов на толстой веревке. | |
4 | «Маленькие истории для бумажного театра» - по сказкам, прочитанным воспитателем. | Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь, что лежит в мешочке. | |
Март | 1 | «Цветы для мамы из соленого теста» - цветы оформлять на картоне. | «Бусы» - нанизывание больших и маленьких бусинок на веревочку. Развивать фантазию детей. |
2 | «Дорисуй дождик и разукрась тучку» - упражнения для штриховки и разукрашивания. | Игры с разрезными картинками – предложить ребенку сложить картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т.д.) | |
3 | «Скопируй узор» - выполнить не сложный узор на палочек и предложить детям построить такой же. | «Забавная мозаика» - выкладывание по контору, из различных пуговиц, круп, семечек, камешек узоры или картинки | |
4 | «Воздушные щелчки» - кончик указательного пальца правой руки упирается в подушечку большого пальца, остальные пальцы вверх, затем то же с остальными пальцами. | Игра «Катушечки» - наматывание и разматывание шерстяных ниток | |
Апрель | 1 | «Укрась узором» - предложить детям пофантазировать и украсить узором любой нарисованный предмет. | «Золушка» - отделить крупы или семена (например: фасоль от гороха, бобы от тыквенных семечек и т.д.) |
2 | «Пальчиковый театр теней» | Игры с мелким материалом – катание каждым пальцем поочередно бусинок, шариков, камешков, маленького кусочка пластилина | |
3 | «Ателье» - рассмотреть, ощупать и рассказать о тканях, чем они отличаются друг от друга, какие они и др.? | Игры со шнурком – постепенно учить детей выкладывать из шнурка контур предметов (например: солнце, геометрические фигуры, елочку и т.д.). | |
4 | «Расскажи стихи руками» - прочитанное стихотворение выполняется в движении (руками) и сопровождается речью. | Игры с песком – рисование узоров пальцами и палочками на песке | |
Май | 1 | «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать» - поочередное сгибание и разбивание пальцев обеих рук. | «Бусы» - нанизывание больших и маленьких бусинок на веревочку. Развивать фантазию детей. |
2 | «Камешки» - аппликация сжатой бумагой | «Сверни ленточку» - наматывание разноцветных лент на полочки. | |
3 | «Дождик» - дети имитируют шум дождя. Дети слегка стучат ладошками сперва по груди, затем по коленкам, а потом стучат ногами (постепенно ускоряя, а потом замедляя стук). | «Аквариум» - пристегивание и расстёгивание (пуговиц, липучек, кнопок, клепок и т.д.) – рыбок, растений, камешек (тряпочных) на голубую ткань. | |
4 | «Рисование ладошками» - коллективная работа детей на ватмане. | Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь, что лежит в мешочке. |
Приложение 7
План – конспект занятия по развитию мелкой моторики рук, в первой младшей группе «Наши пальчики играли».
Цель. Установить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, активизировать работу пальцев рук.
Задачи:
1. формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе:
2. развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.
3.воспитывать аккуратность при рисовании, формировать положительное отношение и вызвать интерес к творческому процессу и получения эмоционального отношения к самойдеятельности и ее результатам.
3.формировать интерес к художественной деятельнос, закрепить представление о свойствах красок и изученных способах нанесения линий и точек на лист.
Материал к занятию у каждого ребенка: Гуашь желтая, влажная тряпочка, лист бумаги с печатной основой — ромашки.
Демонстрационный материал: Сюжетная картинка «Ромашки», лист-задание «Ромашки».
Рисунок 4. Сюжетная картинка «Ромашки»
Рисунок 5. Лист-задание «Ромашки»
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.
Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку —
Держат все они лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять».
Угадайте, как их звать?
(Пальчики)
Воспитатель: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться. (Дети пожимают руки). Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.
Большой палец встал один,
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
2. Разминка всего организма
Воспитатель: Малыши, а помните кто такие Рыбки, так давайте под стешок повторяя со мной погрузимся в подводный мир!
Плавают рыбешки (Дети делают извивающееся движение рукой)
В нашей речке чистой, (Имитируют плавающую рыбку сначала правой, затем левой рукой)
Плавают рыбешки
Быстро, быстро, быстро! (Соединяют ладонь с ладонью и проделывают это движение двумя руками одновременно).
Рыбки-рыбешки,
Все хороши:
Папы, и мамы, и малыши.
Воспитатель: А теперь выйдем из реки на полянку и выполним комплекс упражнений «На полянке у реки», который уже проводился ранее.
На полянке у реки петушки гуляли, (Дети выполняют шаги с высоко поднятыми коленями и плавными взмахами рук-крыльев).
На полянке петушки зернышки клевали. (Приседают на корточки, указательными пальчиками ритмично касаются пола).
Цып-цып-цып-цып-цып,
Зернышки клевали.
И водицей ключевой (Наклоняются вперед с отведенными назад руками, затем выпрямляются).
Горло полоскали. (Подбородок поднимают вверх).
Нагулялись петушки, (Обхватывают щеки руками, качают головой).
Крылышки устали, ах-ах, (Опускают расслабленные руки, Ох-ох, слегка покачивают ими).
Крылышки устали.
Ночь настала, спать пора, (Приседают на корточки).
Баю-баю-баю.
Спать ложатся петушки, (Ладошки под щечку).
Глазки закрывают. (Закрывают глазки).
3. Основная часть занятия творческая работа по теме занятия «Цветы»
Малыши, посмотрите на эту картинку (рис.4) . Это полянка, на которой растут цветы ромашки. Давайте вместе скажем: «Ро-маш-ки» /дети проговаривают/. Я расскажу вам сказку про беззаботные ромашки.
«Сказка про ромашки»
Распустились на лесной полянке веселые ромашки с белыми нежными лепестками и пушистыми желтыми серединками. Однажды на лесную полянку пришли дети. Они играли в разные интересные игры, а ромашки с любопытством наблюдали за детьми. Когда дети ушли домой, веселым ромашкам тоже захотелось поиграть. Больше всего им понравилась игра в пятнашки.
Как весело беззаботные ромашки играли в пятнашки. Играли-играли, и свои желтые пятнышки растеряли. Хитрый ветерок поднял их пятнышки и унес далеко-далеко. А беззаботные ромашки даже не заметили этого.
Поглядел на веселых ромашек взрослый цветок и ахнул: «Где же ваши чудесные желтые серединки? Что вы без них будете делать? Вас теперь никто не назовет ромашками!» Опечалились беззаботные ромашки. Стоят грустные-грустные и думают: «Кто же нам поможет?»
Малыши, давайте поможем ромашкам, напечатаем им желтые серединки «умным» указательным пальчиком?! Предлагаю вам сесть за столы: а я покажу вам, как надо «помочь ромашкам». Я спрячу все пальчики на руке в кулачок, а указательный оставлю, он будет рисовать ромашкам серединки /показ воспитателя/. Пальчик возьмет из баночки немного краски и начинает ставить серединки каждой ромашке, не пропускает ни одной, чтобы помочь каждому цветочку. Малыши, а какого цвета серединки у ромашек? /ответы детей, воспитатель корректирует их по необходимости/. Давайте вместе скажем: «Желтые». А теперь вы поворачивайтесь к своим ромашкам, приготовьте свой умный указательный пальчик и начинайте помогать цветочкам.
В процессе выполнения задания помогать некоторым детям, напоминать о задании и о правильной осанке.
Когда задание выполнено, предложить вытереть пальчик о влажную тряпочку и подводит итог занятия: «Ай, да молодцы, маленькие помощники! Принарядили ромашки, выручили их. Смотрите, какие они довольные, красивые и снова веселые. И мы с вами сделаем из наших рисунков ромашковую поляну».
Дети несут сдают рисунки, а затем идут мыть руки.
4. Релаксация: «Узел дружбы»
Воспитатель: Молодцы, дети, помогли ромашкам, а помогла нам в этом наша дружба. А чтобы она была всегда с нами, давайте мы завяжем «узел дружбы».
Дети встают в круг. Воспитатель протягивает ладонь, а дети кладут на нее свои ладошки сверху. Воспитатель накрывает их второй ладонью.
Воспитатель: Вот какой получился у нас «узел дружбы» - крепкий и добрый. Скажем все вместе: « Я очень люблю своих друзей!». (Дети произносят хором).
Фотоматериалы проведенного занятия
Приложение 8
Таблица 5
Диагностика «Состояние связной речи» по методике Ушаковой О.С. в первой младшей группа повторное тестирование
№ | Фамилия И.О. | Пересказ | Составление рассказа | Уровень | Дополнение |
1 | Сережа Н. | 7 | 11 | н | По вопросам |
2 | Артем П. | 17 | 20 | с | Самостоятельно |
3 | Виталина М. | 10 | 13 | с | Самостоятельно |
4 | Кристина С. | 15 | 16 | с | Самостоятельно |
5 | Яна А. | 17 | 20 | в | Самостоятельно |
6 | Матвей М. | 9 | 12 | с | По вопросам |
7 | Тимофей М. | 13 | 14 | с | Самостоятельно |
8 | Яртем Г. | 11 | 16 | с | Самостоятельно |
9 | Полина И. | 7 | 10 | н | По вопросам |
10 | Диана К. | 10 | 13 | с | По вопросам |
11 | Таня К. | 6 | 9 | н | Самостоятельно |
12 | Сережа Ш. | 7 | 7 | н | По вопросам |
13 | Илья К. | 20 | 22 | в | Самостоятельно |
14 | Сережа А. | 6 | 9 | н | Самостоятельно |
| Сред.знач. | 11,07 | 13,71 |
|
|
Таблица 6
Диагностика «Состояние связной речи» по методике Ушаковой О.С. во второй младшей группе повторное тестирование
№ | Фамилия И.О. | Пересказ | Составление рассказа | Уровень | Дополнение |
1 | Настя Б. | 20 | 19 | в | Самостоятельно |
2 | Галя Б. | 16 | 25 | в | Самостоятельно |
3 | Карина П. | 21 | 24 | в | Самостоятельно |
4 | Настя М. | 19 | 22 | в | Самостоятельно |
5 | Егор Б. | 12 | 17 | с | По вопросам |
6 | Ксюша В. | 18 | 21 | в | Самостоятельно |
7 | Захар Н. | 22 | 27 | в | Самостоятельно |
8 | Эвелина Н. | 13 | 15 | с | Самостоятельно |
9 | Юля Г. | 8 | 9 | н | По вопросам |
10 | Саша С. | 14 | 17 | с | Самостоятельно |
11 | Сережа О. | 16 | 19 | с | Самостоятельно |
12 | Ваня И. | 8 | 11 | н | По вопросам |
13 | Мирослава Т. | 12 | 10 | с | Самостоятельно |
14 | Яна Ш. | 9 | 11 | н | Самостоятельно |
15 | Кирилл М. | 10 | 17 | с | Самостоятельно |
16 | Владислав Т. | 11 | 20 | с | Самостоятельно |
| Сред.знач. | 14,31 | 16,50 |
|
|
Рисунок 6. «Состояние связной речи» по методике Ушаковой О.С. в первой младшей группе после проведения методик в процентном соотношении
Рисунок 7. «Состояние связной речи» по методике Ушаковой О.С. во второй младшей группе после проведения методик в процентном соотношении
Таблица 7
Изменение общих средних показателей по проведению методики и повторного тестирования
Группа | Пересказ | Изменение | Составление рассказа | Изменение | ||
Период | до | после | до | после | ||
Первая младшая группа | 7,50 | 11,07 | 3,57 | 9,71 | 13,71 | 4,00 |
Вторая младшая группа | 10,44 | 14,31 | 3,88 | 13,50 | 17,75 | 4,25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Организация самообразования педагогов"
Как показала практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования тем...
Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Определяя тему по самообразованию, я остановилась на проблеме экологического воспитания....
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация на тему «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
Обобщение опыта работы по самообразованию Тема: «Этикет дошкольника»
Организация продуктивного общения всех участников воспитательно-образовательного процесса...
Обобщение опыта по теме самообразования: «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников»
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии...
Обобщение опыта по теме самообразования «Обогащение словаря детей в процессе ознакомление с окружающим миром»
Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Одной из составляющих речи, является словарный запас, недоразвитие которого делает речь неполноценной, затрудняет речевое развитие...
Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"
Целью моего самообразования было повысить профессиональную компетентность по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...