Театральная деятельность, как средство развития речи дошкольников
консультация по развитию речи на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основные направления деятельности:

Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Задачи работы:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
  • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность, как средство развития речи дошкольников

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основные направления деятельности:

Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Задачи работы:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
  • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

Предполагаемые результаты:

  • Активизация словаря детей;
  • Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
  • Развитие диалогической и монологической форм речи;
  • Речевое раскрепощение детей;
  • Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  • Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
  • Повышение общей культуры ребёнка;

Раскрытие личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов

Практическая работа осуществляется по трем направлениям:

Первое направление - формирование развивающей среды:

Создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

  • ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
  • Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
  • Атрибуты  для  организации  театрализованных  игр.

Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним  словом», «Настроение Антошки» и др.).

Второе направление это работа с детьми:

Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

  • Музыкально-ритмическая разминка: включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения, которые:  развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); развивают воображение(способности к пластической импровизации).
  • Дыхательно-речевая гимнастика: Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
  • Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
  • Игры, минута шалости, физическая минутка;
  • Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.

Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

- просмотр спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

- игры-драматизации.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе и для показа на интерактивной доске)

Третье направление - взрослые:

Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:

  • совместное посещение театров семьями;
  • выставка театров разного вида;
  • Организация  работы по изготовлению атрибутов и пособий;
  • Создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
  • конкурс афиш, пригласительных билетов;
  • совместное выступление детей и их родителей;
  • выступление кукольного театра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....

Консультация для воспитателей «Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника»

Как театрализованная деятельность влияе на развитие речи дошкольников....

Конссультация "Театральная деятельность- как средство развитие речи"

Консультация "Театральная деятельность - как средство развитие речи"...

Презентация "Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Презентация " Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"...

Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников

Развитие речи дошкольников – одна из основных задач образовательной деятельности.  Для развития связной и выразительной речи детей, педагогу необходимо создать условия, в которых кажд...

Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь развивалась правильн...