Серия картин
материал по развитию речи на тему

"Один дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_rechevomu_razvitiyu_kartoteka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сделай так!

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задача. Расширение активного глагольного словаря (глаголы в повелительном наклонении).

Оборудование. Картинки-действия, мяч.

Ход игры

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог помещает на наборное полотно следующие картинки:

- Мальчик стоит.

- Заяц сидит.

- Кошка лежит.

- Собака бежит.

- Медведь спит.

- Свинья ест.

- Лось пьет.

- Мальчик поет.

- Мальчик рисует.

По предложению педагога дети рассматривают картинки. Затем педагог предлагает встать детям в круг и берет мяч. С помощью любой считалки выбирается ребенок, начинающий игру. Он бросает мяч кому-либо из детей и составляет предложение по любой картинке:

- Мальчик стоит.

Ребенок, поймавший мяч, образует форму глагола из предложения в повелительном наклонении:

- Стой!

Затем он составляет предложение по любой картинке и бросает мяч кому-либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока глагол в повелительном наклонении не образует каждый играющий.

Парные картинки

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задача. Расширение активного глагольного словаря (возвратные глаголы)

Оборудование. Картинки-действия, мяч.

Ход игры

Игра проводится с подгруппой из четырех детей. Педагог помещает на наборное полотно следующие картинки:

- Мама одевает девочку.

- Мама обувает девочку.

- Мама причесывает девочку.

По заданию педагога дети рассматривают картинки и составляют по ним простые предложения.

Затем педагог раскладывает на столе перед детьми второй комплект картинок:

- Девочка одевается.

- Девочка причесывается.

- Девочка умывается.

- Девочка обувается.

Дети вновь получают задание рассмотреть картинки и составляют по ним предложения.

Когда задание будет выполнено, педагог предлагает детям взять по одной картинке со стола и поставить их рядом с картинками, на которых мама помогает девочке выполнять аналогичные действия. Когда дети выполнят и это задание, педагог просит детей повторить предложения к каждой паре картинок.

Мама одевает девочку. - Девочка одевается.

Мама обувает девочку. - Девочка обувается.

Мама умывает девочку. - Девочка умывается.

Мама причесывает девочку. - Девочка причесывается.

Далее педагог обращает внимание детей на то, что на втором комплекте картинок все слова- действия образованы с помощью частицы – ся -: одевает-одевается, обувает-обувается, умывает-умывается, причесывает-причесывается.

Затем педагог берет в руки мяч и предлагает детям игру. Он бросает мяч и называет действие, ребенок ловит мяч и добавляет к названию действия частицу –ся-:

варит-варится;

моет-моется;

купает-купается;

стрижет-стрижется;

застегивает-застегивается;

заплетает-заплетается;

качает-качается;

катает-катается.

Составь пары

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задача. Дифференциация глаголов настоящего и прошедшего времени.

Оборудование. Картинки-действия, мяч.

Ход игры

Игра проводится с подгруппой из четырех детей. Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке следующие картинки:

- Девочка купает куклу.

- Девочка выкупала куклу.

- Мальчик собирает модель машины.

- Мальчик собрал модель машины.

Каждый ребенок получает задание выбрать одну картинку и составить по ней предложение. Когда задание будет выполнено, дети получают задание поставить картинки на наборное полотно парами и повторить предложения, которые они составили. Дети выполняют задания и повторяют пары предложений.

Девочка купает куклу. - Девочка выкупала куклу.

Мальчик собирает модель машины. - Мальчик собрал модель машины.

Педагог обращает внимание детей на то, что на первой картинке каждой пары дети еще совершают действия, а на вторых картинках уже совершили их.

Педагог берет в руки мяч и предлагает детям игру. Он бросает мяч и называет действие, которое еще совершается, ребенок ловит мяч и называет это же действие, которое уже совершилось:

пою –спела;

рисую-нарисовала;   варю-сварила;

выреза.-вырезала.     строю-построила;

глажу-погладила;

поливаю-полила;

чищу-почистила;

Наоборот

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задача. Дифференциация приставочных глаголов.

Оборудование. Картинки-действия, мяч.

Ход игры

Игра проводится с подгруппой из пяти детей. Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке следующие картинки:

- Мальчик насыпает песок в ведро.

- Девочка наливает воду в ведро.

- Девочка выливает воду из ведра.

- Мальчик высыпает песок из ведра.

- Машина подъезжает к гаражу.

- Пчела отлетает от улья.

- Машина отъезжает от гаража.

- Пчела подлетает к цветку.

Каждый ребенок получает задание выбрать пару картинок, на которых совершаются противоположные действия. Дети выбирают картинки и парами ставят их на наборное полотно.

Девочка наливает воду в ведро. - Девочка выливает воду из ведра.

Мальчик насыпает песок в ведро. - Мальчик высыпает песок из ведра.

Машина подъезжает к гаражу. - Машина отъезжает от гаража.

Пчела отлетает от улья. - Пчела подлетает к цветку.

Педагог берет в руки мяч и предлагает детям игру. Он бросает мяч и называет действие, ребенок ловит мяч и называет противоположное действие:

влетает-вылетает;

выходит-входит;

приплывает-уплывает;

закрывает-открывает;

выгружает-нагружает.

Один и много

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задача. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа в настоящем времени.

Оборудование. Картинки-действия, мяч, мешочек.

Ход игры

Игра проводится с группой из десяти детей. Педагог выставляет в столбик на наборном полотне следующие картинки:

- Мальчик стоит.

- Мальчик рисует.

- Заяц сидит.

- Кошка лежит.

 - Собака бежит.

- Медведь спит.

- Свинья ест.

- Лось пьет.

 По заданию педагога дети рассматривают их и составляют по ним простые предложения.

Затем педагог берет мешочек, в котором лежит второй комплект картинок. Дети по очереди достают по одной картинке и выставляют их на наборном полотне во второй столбик так, чтобы образовались пары, на которых один и много персонажей выполняют одно и то же действие:

Мальчик стоит. – Дети стоят.

Мальчик рисует. – Дети рисуют.

Заяц сидит. – Дети сидят.

Кошка лежит. – Дети лежат.

Собака бежит. – Дети бегут.

Медведь спит.- Дети спят.

Свинья ест. – Дети едят.

Лось пьет.-  Дети пьют.

По заданию педагога  каждый ребенок называет слова-действия по своей паре картинок:

стоит-стоят;

рисует- рисуют;

сидит- сидят;

лежит- лежат;

бежит- бегут;

спит- спят;

ест- едят;

пьет- пьют.

Игру можно продолжить с мячом. Педагог бросает мяч и называет действие, совершаемое одним лицом. Ребенок ловит мяч и называет это же действие, совершаемое несколькими лицами:

поет-поют;

танцует-танцуют;

пляшет-пляшут;

плывет-плывут;

ловит-ловят;

собирает-собирают;

убирает-убирают;

стриет-стирают;

гладит-гладят;

моет-моют.

Продолжая игру с мячом, можно предложить детям называть действие, совершаемое одним лицом, а педагог будет называть действия, совершаемое несколькими лицами:

лают-лает;       сушат-сушит;     пилят-пилит;    колотят-колотит;

пилят-пилит;  кричат-кричит;  звенят-звенит;  кудахчут-кудахчет;

звенят-звенит  тонут-тонет;     трещат-трещит;  крутят-крутит.

Что я делаю

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задача. Образование глаголов в форме 1-го лица настоящего времени.

Оборудование. Картинки-действия, мяч.

Ход игры

Игра проводится с подгруппой из пяти детей. Педагог раскладывает на столе перед детьми картинки-действия:

- Дедушка читает.

- Женщина шьет.

- Девушка вышивает.

- Бабушка вяжет.

Дети получают задание выбрать по одной картинке и сказать, что делает изображенный на ней человек. Когда задание будет выполнено, педагог предлагает каждому ребенку составить словосочетание о себе, производящем это же действие:

Дедушка читает. – Я читаю.

Женщина шьет. – Я шью.

Девушка вышивает. – Я вышиваю.

Бабушка вяжет. – Я вяжу.

Игру можно продолжить с мячом. Педагог составляет словосочетание с глаголом в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени и бросает мяч ребенку, производящему это же действие:

Мальчик подметает. – Я подметаю.

Девочка думает. – Я думаю.

Птичка поет. – Я пою.

Щенок плывет. – Я плыву.

Заяц прыгает. – Я прыгаю.

Что я буду делать

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задача. Образование глаголов в форме 1-го лица единственного числа будущего времени.

Оборудование. Картинки-действия, мяч.

Ход игры

Игра проводится с подгруппой из пяти детей. Педагог раскладывает на столе перед детьми картинки-действия:

- Медведь спит.

- Свинья ест.

- Лось пьет.

- Мальчик рисует.

Дети получают задание выбрать по одной картинке и сказать, что делает изображенный на ней персонаж. Когда задание будет выполнено, педагог предлагает каждому ребенку составить словосочетание со словом буду о себе, желающем произвести это же действие:

Медведь спит. – Я буду спать.

Свинья ест. – Я буду спать.

Лось пьет. – Я буду спать.

Мальчик рисует. – Я буду рисовать.

Игру можно продолжить с мячом. Педагог составляет словосочетание с глаголом в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и составляет словосочетание со словом буду о себе, желающем произвести это же действие:

Мальчик пилит. – Я буду пилить.

Девочка стирает. – Я буду стирать.

Птичка стирает. – Я буду стирать.

Рыбка плывет. – Я буду плыть.

Бабочка летит. – Я буду летать.

Как сказать по-другому

Цель. Совершенствование грамматического строя речи.

Задача. Овладение действительными причастиями настоящего времени.

Оборудование. Картинки-действия, мяч.

Ход игры

Игра проводится только в подготовительной школе группе. Педагог выставляет ряд на наборном полотне несколько картинок:

- Самолет летит.

- Змея ползет.

- Лошадь скачет.

- Лягушка прыгает.

- Аула плывет.

- Крокодил крадется.

Дети получают задание рассмотреть их и сказать, что делают персонажи, изображенные на этих картинках. Когда задание будет выполнено, педагог объясняет детям, что по этим же картинкам можно составить другие словосочетания, и преобразует два-три словосочетания в причастные обороты:

Самолет летит. – Летящий самолет.

Змея ползет. – Ползущая змея.

При этом педагог дает пояснения:

Летящий самолет. – Самолет, который летит.

Ползущая змея. – Змея, которая ползет.

Далее дети получают задание образовать подобные словосочетания по оставшимся картинкам:

Лошадь скачет. – Скачущая лошадь.

Лягушка прыгает. – Прыгающая лягушка.

Аула плывет. – Плывущая акула.

Крокодил крадется. – Крадущийся крокодил.

Игру можно продолжить с мячом. Педагог словосочетание бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч и образует причастный оборот:

Собака лает. – Лающая собака.

Корова мычит. – Мычащая корова.

Воробей чирикает. – Чирикающий воробей.

Корабль плывет. – Плывущий корабль.

Мальчик читает. – Читающий мальчик.

 Необходимо упражнять детей в использовании причастий при составлении предложений.

Под деревом мы увидели лающую собаку.

Возле реки стояла мычащая корова.

На ветке раскачивался чирикающий воробей.

Плывущий вдалеке корабль был похож на призрак.

Читающий мальчик медленно раскачивался в гамаке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление индивидуального рассказа по серии картин «Зоопарк»»

Занятие построенно в соответствии с лексической темой " Животные жарких стран".Возраст детей: 6 - 7 лет...

Формирование связанной речи по серии картин

Через содержание данного занятия решаются следующие образовательные задачи:- усваиваются правила поведения в общественном транспорте;- усваиваются правила уличного движения;- закрепляется лексик...

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

Консультации для родителей" Обучение рассказыванию по картинам и сериям картин".

  Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании....

Обучение детей с ОНР составлению рассказов по картине и серии картин

Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми с нарушениями речи....