" Путешествие по России"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рябина Светлана Александровна

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_rossii.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по России.

Цель: закрепление и совершенствование речевых умений и навыков Программные задачи:

Образовательные:

• Обогащать словаря детей

• Побуждать детей интересоваться происхождением слова «Береза»;

• Пополнить литературный багаж детей стихотворениями, загадками, пословицами, поговорками

• Совершенствовать умение выразительно читать стихи;

• Упражнять в назывании слов на заданный звук ;

• Упражнять детей в согласовании существительных и прилагательных в роде, лице и падеже;

• Упражнять детей в образовании родственных слов;

• Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей;

• Упражнять детей в делении слов на слоги;

• Упражнять в восприятии природной красоты;

• Упражнять детей в отгадывании загадок;

• Формировать интерес к русскому народному творчеству;

• Закреплять умение создавать картины из частей;

• Упражнять детей в приемах профилактики зрительного переутомления;

Развивающие:

• Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание;

• Развивать эстетическое восприятие красоты природы, художественный вкус, эстетическое отношение к искусству;

• Развивать внимание, мышление, воображение;

Воспитательные:

• Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину;

• Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки;

• Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;

• Воспитывать любовь к природе;

• Доставить детям радость и удовлетворение от взаимодействия друг с другом;

• Воспитывать интерес к художественному творчеству, к поэзии;

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»«Художественно- эстетическое развитие»

Ход занятия:

(Дети заходят в группу под музыку «Самолеты»и становятся все в шеренгу, здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, мы сейчас поиграем с вами в игру «Чтобы это значило?». Я вам буду задавать вопрос, а вы жестами и словами будите на него отвечать, договорились? И так, начали:

(дети отвечают на вопросы движениями и словами «Вот так!»)

- Как живешь?

- Как плывешь?

- Как бежишь?

- В даль глядишь?

- Ждешь обед?

- Машешь в след?

- Утром спишь?

- Как шалишь?

Воспитатель

- Дети, вы любите путешествовать? - Я тоже очень люблю путешествовать! А на чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей)

Ребята, мы сегодня с вами полетим в путешествие на самолете. Но чтобы было интереснее, свои самолеты мы создадим сами. Итак, вы- авиаконструкторы, я приглашаю вас на площадку по сборке самолетов. вам нужно создать самолеты. Вы готовы? Тогда, за работу! (Дети подходят к столам и из геометрических фигур выкладывают самолеты).

Ребята! Что у вас получилось?

Дети:Самолеты

Воспитатель: На какой звук начинается слово «самолет»(С)

Игра «Назови слово на звук «С»

Какие еще слова начинаются на звук «С»(ответы детей)

Молодцы! Ребята, но у нас проблема: самолеты есть, а пилотов нет! Они должны много знать и уметь.

- А вы хотите ими стать? (Да)

- Но для этого вы должны отгадать воздушные загадки. Готовы? Слушайте внимательно!

1. Вот стальная птица

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

Самолёт

Сколько слогов в слове самолет? (Три)

2. Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто …

Летчик

Сколько слогов в слове летчик? (Два)

3. Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет …

Пилотом

Сколько слогов в слове пилот? (Два)

Дети, а каким должен быть пилот? (Ответы детей)

Воспитатель:В путешествии нам много придётся смотреть в иллюминаторы, мы должны потренировать глаза.

Зрительная гимнастика

(Движения выполняются в соответствии с текстом)

Пролетает самолёт (раскинуть руки, глазки вниз)

С ним собрался я в полёт (Смотрим вниз, не опуская головы)

Правое крыло отвёл (смотрим глазками направо)

Левое крыло отвёл (смотрим глазками налево)

Я мотор завожу (правая рука описывает большой круг, следим глазами)

И внимательно гляжу (левая рука описывает большой круг, следим)

Поднимаюсь и лечу, (описываем восьмерку правой рукой и следим)

Возвращаться не хочу! (-//- левой рукой и следим глазами)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы доказали, что вы – настоящие пилоты! А теперь нам пора отправляться в наше путешествие. Готовы? Тогда счет двойками до 10 начинай!

Дети:2, 4, 6, 8, 10, пуск!

Воспитатель:Полетел самолет!

Дети передвигаются на стулья

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите! Что это виднеется на земле?

Дети:Это наша страна, Россия и ее бесконечные березовые рощи

Воспитатель:Ребята, а давайте приземлимся, отдохнем в березняке! Пилоты, на посадку!

Дети садятся на стулья

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про русскую березу?

Дети:

Александр Прокофьев

Береза

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идет, где не горожено,

Поет, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнется, и не ломится! .

Воспитатель:Ребята, а в стихотворении А. Прокофьева береза какая (ответы детей).

Игра «Назови родственоое слово»

Воспитатель: У меня есть шкатулочка из бересты, давайте ее наполним словами-родственниками слова «БЕРЕЗА»

(дети передают шкатулочку по кругу и называют родственное слово)

(Дети садятся снова на стулья)

Игра «Музей»

А мы с вами познакомимся с другими символами России. Собираем разрезные картинки.

(Это страна  Россия, потому что так обозначают ее на карте).  

А теперь расскажите, что вы знаете о России.

1 реб  Россия - необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

2 реб. Россия омывается тремя океанами. На карте Россия похожа на огромную птицу в полёте. В России живут люди более 100 национальностей. И все эти люди дружат между собой.

3 реб.Я живу в России. Столица России – город Москва. Россия очень большая и богатая страна. В России есть широкие поля, высокие горы, густые леса, глубокие моря, озера и реки. В морях и реках много рыбы, морских животных и растений. Поля богаты зерном. В лесах много деревьев, грибов, ягод, птиц и зверей. А в горах добывают строительные и драгоценные камни.

Нужно бережно относиться к богатствам нашей Родины.

Слайд №2  (флаг России) 

Это флаг России, потому что на нем белая, синяя и красная полосы.

- Правильно, Российский флаг трёхцветный,  бело-сине-красный.

Каждый цвет имеет своё значение.

Белый цвет - цвет чистоты.

Синий - неба синевы.

Третий - ярко - красный.

Что рассвет прекрасный!

Слайд №3 (герб России) 

Это герб России, потому что на нем изображен святой Георгий.

Слайд №4  (фотография Кремля) 

Это Москва – столица России, потому что я вижу Кремль.

Логопед: -Дети, что вы еще можете рассказать о Москве? (Ответы детей: В Москве много школ, музеев, театров, библиотек, храмов, катков, спортивных площадок, зоопарк, цирк, дельфинарий, есть метро, парки, скверы, детские площадки, много фонтанов, деревьев и т.д.)

Физкультминутка: По тротуару мы шагаем (дети шагают)

Много видим, называем:

Светофоры и машины (правую руку вперед и на пояс)

Ярмарки и магазины (левую руку вперед и на пояс)

Скверы, улицы, мосты (руки на пояс, повороты влево и вправо)

И деревья, и кусты (руки вверх и опустить)

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их, а гости нам помогут. Я буду начинать, а вы все - заканчивать:

 Родина любимая - что мать        .... родимая

Если дружба велика, будет Родина   .... крепка

Жить – Родине                                         .... служить

Человек без Родины - что соловей     ... без песни

Как называются жители нашей страны? (россияне)

Игра по кругу «Скажи, кто ты»

Дети стоят в кругу. Логопед ходит под музыку по внешнему кругу. Музыка останавливается и логопед задевает за плечо ребенка. Этот ребенок выходит в середину круга (где стоит столик), берет флажок и говорит «я – россиянин» или «я – россиянка».

А какая наша Россия? (подбор прилагательных) 

- красивая, большая, богатая, необъятная, независимая, свободная, могучая, красивая, огромная, единая, дружная, непобедимая, сильная, широкая, многонациональная. (подбор прилагательных).

Д/и. «Один - много» игра с мячом.

Город – города - много городов ( поселок, деревня, поле, река, гора, озеро, лес…)

реки бывают разные.

Игра с мячом «Какие бывают реки» (Логопед кидает мяч ребенку и говорит признак реки, ребенок возвращает мяч и говорит противоположный признак, отельные дети по просьбе логопеда повторяют всю пару антонимов)

Широкие и узкие

Короткие и длинные

Глубокие и мелкие

Большие и маленькие

Быстрые и медленные

Бурные и тихие

Воспитатель:Молодцы, ребята! Вы настоящие патриоты! Нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы завести двигатели самолета, нужно посчитать двойками до10

(Дети уходят и садятся на стулья.)

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись!

- Вам понравилось путешествовать?

-Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии?

- Что бы ты хотел повторить еще раз?

- Кто на твой взгляд работал на занятии лучше всех?

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Но очень жаль, наше путешествие окончено, и нам пора прощаться с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Путешествие по России"

Цель: углубление и уточнение представлений о Родине - России...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»

Программные задачи: •        Обобщить и систематизировать знание детей о России. •        Формировать уважительное отношение к г...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

=Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие по России", посвященное Дню России - 12 июня.

Вот уже несколько лет в нашем детском саду мы проводим развлечение , посвященное Дню России, которое проходит к 12 июню....

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...