Методическая разработка " Развитие речи старших дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Коноплёва Лидия Ивановна

Расширение словарного запаса через участие в словесно-речевых играх, упражнение в подборе антонимов и синонимов, формирование умения обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx167.82 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы (5-6 лет)

Приоритетная образовательная область:

 «Речевое развитие»

Используемые современные образовательные технологии:

Игровые

Здоровьесберегающие

                                       

ЦЕЛЬ: обобщить и закрепить полученные детьми знания по развитию речи.

ЗАДАЧИ:

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Познавательное развитие: формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

Речевое развитие: расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в подборе антонимов и синонимов, формировать умения обобщать, классифицировать.

Физическое развитие: внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, вырабатывать четкие движения во взаимосвязи с речью.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, фланелеграф, запись мелодии «волшебной музыки», картинки для игры «Что с начало, что потом», рабочие тетради по развитию речи.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание скороговорок, словесные игры.

 Педагогические технологии: в занятии были использованы игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент.

Воспитатель:

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

  1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

  1. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

-Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок кто его открыть бы мог?                                                                                                                                              Постучали (постукиваем основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)                                                   покрутили (не расцепляя пальцы ,одну руку тянем к себе, другую от себя, попеременно меняя их).Потянули (тянем в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью). И открыли (резко отпускаем руки и разводим их в стороны.)

- Замок, мы открыли, молодцы! Дети садятся на стульчики.

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну: Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

-Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? Да.

- Тогда, отгадайте загадку:

«Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце»

Догадались это… Солнце.

-Только почему-то оно необычное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали

 -Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Прежде чем приступить к работе давайте подготовим свой язычок правильно и быстро говорить. в этом нам помогут скороговорки.

«Кто обидит бобра не увидит добра

Белые бараны били в барабаны»

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1.Задание: «Назови ласково».

Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, лиса, жук и т. д.

2.Задание: «Назови одним словом»

  • Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка.
  • диван, стул, стол, кровать, шкаф.
  • помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
  • Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн.
  • а, б, в, п.
  • повар, шофер, плотник, продавец, врач.
  • 1,2,4,5,7,8,0
  • фикус, кислица, герань, фиалка.

3. Задание: «Что лишнее?»

  • Сорока, лебедь, колокольчик, снегирь.
  • Тарелка, стакан, блюдце, диван.
  • Заяц, комар, медведь, волк.
  • Самолет, машина, корабль, стол.

4. Задание: «Наоборот»

Примерные слова: большой, громко, грустный, высокий, открыть, легко, сильный, тепло, чистый.

5.Задание: «Назови признаки».

 В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

  • Матрешка из дерева…
  • Сумка из кожи…
  • Если ручка сделана из пластмассы, то…
  • Дом из кирпича…
  • Блюдце из фарфора…

6. Задание: «Дополни предложение».

  • Цветут цветы, когда…
  • Птицы прилетели…
  • Слово состоит из…
  • Сегодня день…
  • Предложение состоит из…

3. Физ. минутка.

Быстро встаньте улыбнитесь

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите опустите

Влево вправо повернулись

Руки коленей коснулись.

Сели встали сели встали

И на месте побежали.

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?

- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все кроме самих жителей они по-прежнему не видимы.

Необходимо выполнить еще задание «Прочитать» зашифрованные слова (дети выполняют задания в тетрадях.). Злые волшебники перепутали время в стране «Красивой речи» и жители теперь не могут понять, что было сначала, а, что потом, поможем?

Дети раскладывают сюжетные картинки по порядку (работа по подгруппам.) Все задания выполнены и теперь мы сможем увидеть жителей сказочной страны. (демонстрация изображения сказочных героев)

4. Итог.

-Молодцы, жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!» и дарят вам угощения.

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"

Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...

Методическая разработка Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития речи старших дошкольников

Гуманизация дошкольного образования, осуществляемая в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, предусматривает дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной работы с...

Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников"

Методическая разработка будет интересна воспитателям старших  и подгоотовительных групп. В ней дана полная характеристика дидактических игр для дошкольного возраста....

Методическая разработка "Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников"

Данная методическая разработка нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, в ней обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» ...

методическая разработка по развитию речи старших дошкольников на тему:Профессии

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям детских садов,родителям...