Консультация для педагогов "Речевой центр"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей
«Оснащение
ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель Утешкалиева Е. А
2018год.
ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
в группе
Место расположения
Речевой центр лучше всего расположить рядом с книжным центром. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях (сюжетные и подвижные игры, занятия за столами). Неотъемлемым атрибутом речевого центра является игрушка – “одушевленный персонаж”, которая помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, такая игрушка вызывает у детей речевой интерес к деятельности и побуждает к речевой активности. Центр речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям. Также рядом с центром может располагаться уголок для театрализованных игр. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
Оборудование и наполняемость
Дидактический материал в речевом уголке:
- Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
- Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
- Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
- Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
- Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам - «Деревья», «Насекомые», «Садовые цветы», «Транспорт», «Бытовая техника», «Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.
- Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- Материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Материалы по развитию речи в группах
Младший дошкольный возраст
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)
7. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
8. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
Средний дошкольный возраст
Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.
14.Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
15. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
- «Назови ласково»
- «Один-много, много-один»
- «Составь слово из двух»
- «Добавь слово»
5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
- «Мяч бросай животных называй»
- «Кто чем занимается»
- «Горячий – холодный»
- Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
- Классная подвижная азбука.
- Азбука в картинках.
- Дидактическая игра «Буква за буквой»,
- Дидактическая игра «33 богатыря»,
- Дидактическая игра «Умный телефон»,
- Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
- Звуковые линейки.
- Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
- Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
- Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.
Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsentr_rechi.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Оснащение
ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель Утешкалиева Е. А
2018год.
ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
в группе
Место расположения
Речевой центр лучше всего расположить рядом с книжным центром. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях (сюжетные и подвижные игры, занятия за столами). Неотъемлемым атрибутом речевого центра является игрушка – “одушевленный персонаж”, которая помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, такая игрушка вызывает у детей речевой интерес к деятельности и побуждает к речевой активности. Центр речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям. Также рядом с центром может располагаться уголок для театрализованных игр. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
Оборудование и наполняемость
Дидактический материал в речевом уголке:
- Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
- Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
- Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
- Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
- Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам - «Деревья», «Насекомые», «Садовые цветы», «Транспорт», «Бытовая техника», «Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.
- Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- Материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Материалы по развитию речи в группах
Младший дошкольный возраст
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)
7. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
8. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
Средний дошкольный возраст
Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.
14.Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
15. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
- «Назови ласково»
- «Один-много, много-один»
- «Составь слово из двух»
- «Добавь слово»
5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
- «Мяч бросай животных называй»
- «Кто чем занимается»
- «Горячий – холодный»
- Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
- Классная подвижная азбука.
- Азбука в картинках.
- Дидактическая игра «Буква за буквой»,
- Дидактическая игра «33 богатыря»,
- Дидактическая игра «Умный телефон»,
- Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
- Звуковые линейки.
- Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
- Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
- Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.
Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.
Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Центр творчества в домашних условиях"
Всем вам известно, что изобразительная деятельность, вызывает большой интерес у детей и имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания ребенка. Если ребенок много рис...
Консультация в информационный центр для родителей групп раннего возраста "ПОЁМ С МАЛЫШОМ"
Поём с малышом… С какого возраста нужно приобщ...
Консультация для воспитателей «Центр занимательной математики в группе»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Цель занимательного математического материала - это активизировать умственную деятельн...
Консультация для воспитателей "Центр речевого развития в ДОУ"
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Поэтому необходимо создать в группах ДОУ "Центр речевого развития"....
Консультация для педагогов «Центр экспериментирования в детском саду»
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11205345","attributes":{"...
Консультация для педагогов «Центр экспериментирования в детском саду»
Консультация для педагогов «Центр экспериментирования в детском саду»На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка,...
Консультация для воспитателей "Центр речевого развития в подготовительной группе"
Материал о наполняемости книжного уголка, речевого и театрального....