Консультация для воспитателей "Центр речевого развития в ДОУ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Поэтому необходимо создать в группах ДОУ "Центр речевого развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vosp_tsentr_rech_raz.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

            Консультация для воспитателей на тему «Центр речевого развития в ДОУ» 

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

                                 Оснащение литературного и речевого центров  

Возрастная группа

              Литературный уголок

                                  Речевой уголок

1 младшая

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам,  потешкам, объемом не более 5 листов;

Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки,  открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);

Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;

Книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных  героев и т.п.);

Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;

Предметные картинки с изображением предметов ближайшего  окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

2 младшая

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;

книги с обычной листовой структурой;

эстампы на темы русских народных сказок.  

Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Средняя

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -  в шкафу).

Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные  разными художниками;

Альбомы дополняются по темам: «Российская армия»,  «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;

Открытки для рассматривания по произведениям;

Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;

Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года»,  «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);

Материал для ремонта книг

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания  и др.

2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).

5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).

11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).

12. Набор кубиков с буквами.

13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

Старшая

Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков,  Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;

 книги, рекомендованные программой;

 Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

Энциклопедии («умные» книжки), словари;

«Толстые» книжки;

Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок,

литературных произведений, мультфильмов;

Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);

Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки  «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

«Назови ласково»

«Один-много, много-один»

«Составь слово из двух»

«Добавь слово»

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

«Мяч бросай животных называй»

«Кто чем занимается»

«Горячий – холодный»

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

Классная подвижная азбука.

Азбука в картинках.

Дидактическая игра «Буква за буквой»,

Дидактическая игра «33 богатыря»,

Дидактическая игра «Умный телефон»,

Таблицы по обучению грамоте с рисунками.

Звуковые линейки.

Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).

Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).

Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

Подготовительная

Количество книг в уголке не регламентировано.

Книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):

2-3 сказочных произведения; стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

книги, которые дети приносят из дома;

добавляются книги на школьную тематику;

портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....