"Особенности форм и методов работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
статья по логопедии
Значительную часть детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Коррекционная работа учителя - логопеда играет важную роль в формировании речевой компетентности дошкольников с ОВЗ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_form_i_metodov_raboty_uchitelya-logopeda_s_detmi_s_ovz.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности форм и методов работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Учитель-логопед Великородная Г.В.
Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к познавательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Значительную часть детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Коррекционная работа учителя - логопеда играет важную роль в формировании речевой компетентности дошкольников с ОВЗ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Таким образом, я поставила цель своей работы: оказание своевременной коррекционно – развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием современных технологий развития речи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-Осуществлять коррекцию речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ с использованием современных технологий развития речи;
-Воспитывать у детей стремление преодолевать речевые недостатки;
-Сохранять эмоционально - личностное благополучие.
Наряду с коррекционными технологиями в своей практике применяю современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии.
Для активизации деятельности детей с ОВЗ на логопедических занятиях, используются следующие технологии:
- Дыхательная гимнастика
Для нормализации речи особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, так как правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Детям очень нравятся упражнения «Буря в стакане», «Воздушный баскетбол», «Футбол», игра на дудочке и аэробол . Использую готовые пособия, полоски бумаги, комочки ваты, карандаши, Применяю при выполнении упражнений «Сдуй листья», «Бабочки летают», «Снежинки кружатся», «Капельки».
- Артикуляционная гимнастика
С ее помощью происходит выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
- Зрительная гимнастика
С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т. д.).
4. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
В образовательной деятельности проводятся динамические паузы в соответствии с лексической темой или под музыку. В процессе проведения физкультминуток, движения сочетаются со словами, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. Подбираю стихотворения, считалки, чистоговорки для отработки поставленных звуков.
- Пальчиковая гимнастика
Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастика, мозаики, игры с прищепками, со счетными палочками.
Так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, пальчиковые игры используются по лексическим темам («Домашние животные», «Посуда», «Семья» и т.д.) в индивидуальной и подгрупповой работе.
6. Мимическая гимнастика
Мимическая гимнастика используется для развития подвижности мышц губ и щек. Кроме простых мимических упражнений, дети разыгрывают основные эмоции («Гроза» на выражение страха, «Бабушка приехала» - радость, «Зоопарк» - удивление и т.д.). Эти игровые творческие задания помогают детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.
7. Кинезиологические упражнения
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. 8. Логоритмика
В образовательную деятельность включаются элементы логоритмики. Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
- Су-джок-терапия и элементы самомоассажа
С помощью шариков («ежиков») и колец су-джок повышается потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащаются знания о собственном теле, развивается тактильная чувствительность. Для того, чтобы сгладить недостатки в развитии лицевой и речевой моторики используются приемы логопедического массажа и самомассажа. Включаю элементы самомассажа в индивидуальные занятия (покусывание языка, пошлепывание губами по языку, упражнения «Расческа» и «Болтушка», поглаживание).
- Пескотерапия
Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по звукопроизношению стать более интересной, увлекательной, более продуктивной.
- Сказкотерапия
С помощью сказкотерапии происходит повышение внимания и заинтересованности детей на занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
- Мнемотехника.
Данная техника используется для обогащения словарного запаса, составления рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.
В своей работе я широко применяю компьютерные презентации, непосредственно в ходе проведения занят, во время проведения физминутки, игр на развитие фонематических процессов. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к развивающим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей с ОВЗ.
В коррекционной работе активно используются игры и игровые упражнения на формирование фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями: игры на развитие слухового внимания; игры на развитие речевого слуха; игры на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры на различение близких по звуковому составу слов; игры на дифференциацию звуков и слогов; игры на формирование звукового анализа и синтеза.
В результате использования представленных современных технологий развития речи в коррекционной работе развиваются все компоненты речевой деятельности, формируются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, восприятие.
Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»
В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....
Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей
Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей...
Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"
Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...
Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"
laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...
Консультация для педагогов. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Данная консультация поможет педагогам ДОУ организовать образовательный процесс с помощью современных форм и методов, рекомендованных ФГОС....
«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»
Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, ...
Формы и методы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста по художественному творчеству.
Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».А. Экзюпери...