Конспект НОД в старшей группе "История Буквограда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кондратенко Римма Олеговна

Конспект НОД в старшей группе "История Буквограда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_starshey_gruppe_istoriya_bukvograda.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «История Буквограда»

Цель:

Обобщить знания детей по обучению грамоте в старшей группе.

Задачи:

1.Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов, сравнивать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие согласные звуки.

2. Закреплять умение называть слова с заданным звуком, в разной позиции, делить слова на слоги.

3. Развивать фонематические представления.

4. Закреплять знания детей о предложении, уметь составлять предложения по схеме.

5.  Совершенствовать грамматический строй речи у детей.

6. Формировать навыки сотрудничества.

Предварительная работа:

1. Придумывание истории о Буквограде (в начале года на занятиях по обучению грамоте).

2. Создание коллажа города Буквограда (в свободной деятельности).

3. Разучивание с детьми логоритмических разминок.

4. Познакомить детей с игрой « Волшебный микрофон» (в течении года в совместной деятельности).

Материалы:

 Микрофон; галстуки двух цветов по количеству детей; звуковые линейки; фишки трех цветов; коллаж Буквограда; набор букв; д/и: «Домики»; опорные картинки; фишки; массажные мячики; полоски – схемы для составления предложения; магнитные цветы; изображение грусти и веселья; мольберты; столы; стулья; раскраски.

Используемая литература:

1.Нищеева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР»; издательство «Детство - Пресс», 2006 год.

2.Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте»; Москва «Школа – Пресс», 1998 год.

3.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей»; популярное пособие для педагогов и родителей. Ярославль «Академия Развития» 1996 год.

4.Вакуленко Ю.А. «Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет»; Волгоград; издательство «Учитель», 2009 год.

Ход занятия:

(Дети играют в группе, воспитатель входит и читает стихотворение на привлечение внимания детей)

Ра- ра- ра

Начинается игра

Девочки и мальчики,

Прыгают как мячики!

Топают ногами,

Хлопают руками.

Тише, тише, тишина

Баловаться никому нельзя!

Воспитатель: Ребята прошу вас сесть удобно на ковер и послушать историю. Есть такой город - Буквоград, как вы думаете, почему он так называется?

( ответы детей: там живут буквы).

(рассказ сопровождается картинкой  сказочного города с буквами и жителями, изготовленного ранее детьми).

Дети: Жители этого города с детства знакомятся с буквами, звуками, словами, они очень много читают.

Воспитатель: Конечно, поэтому речь у них чистая, красивая. А что вы знаете о буквах, звуках, словах?

( показ буквы, звук дудочки, показ написанного слова)

Ответы детей: Букву мы видим и печатаем, звук мы слышим, а из слов строим предложение).

Воспитатель: Я принесла вам микрофон, который нам поможет отвечать на вопросы, четко и красиво.

(игра: «Волшебный микрофон»)

- Из чего состоит наша речь?

Ответ: Наша речь состоит из предложений (показ схемы предложения).

- Из чего состоят предложения?

Ответ: Предложения состоят из слов (показ слова).

- Из чего состоят слова?

 Ответ: Слова состоят из слогов (показ слога).

- Из чего состоят слоги?

Ответ: Слоги состоят из звуков (показ дудочки).

-Что такое буква?

Ответ: Букву мы видим и печатаем (показ буквы).

- Что такое звук?

Ответ: Звук мы слышим и произносим.

- Какие звуки вы знаете? (характеристика звуков)

( д/и: «Домики», показ домиков: красного - гласный; синего - согласный твердый; зеленого - согласный мягкий; картинка молоточка - твердый звук и колокольчика - мягкий звук).

Воспитатель: Спасибо, вы много знаете. Сегодня с утра вы выбрали разные по цвету галстуки, зачем?

Ответ:  Мы будем работать в командах.

Воспитатель: Команды, выбирайте  места  и проходите.

(2 стола, стулья по количеству участников команды, 2 мольберта с перевернутыми картинками, звуковые линейки по количеству детей, фишки трех цветов: красные, синие, зеленые).

Воспитатель: Сейчас команды будут зарабатывать фишки, которые они смогут обменять на сюрприз от жителей Буквограда. Предлагаю провести звуковой анализ слов, слова разные, у одной команды слово -  кот, а у другой -  кит.

(картинки: кот и кит, на мольбертах перевернуть).

Воспитатель: Предлагаю выбрать по одному члену команды, они будут проводить звуковой анализ у мольбертов, остальные участники за столом, а потом мы проверим, что  получилось.

(предложить дополнительные картинки для тех участников, кто быстро справился в команде).

( проверка для команд, за правильные ответы – фишки, игра: «Волшебный микрофон»)

- Вы какое слово разбирали?

-Сколько звуков в слове?

-Какой первый звук?  (второй, третий).

- Звук гласный или согласный?

-Твердый звук или мягкий?

-Назовите все согласные звуки в слове.

-Назовите все гласные звуки в слове.

- Чем отличается слово - кот, от слова - кит?

Воспитатель: Хорошо, а теперь придумайте слова со звуками [к] и [к]. Разделите придуманные слова на слоги, назовите первый слог, второй... Придумайте слова где звук будет вначале, в середине, в конце (в помощь картинки со словами, где звук в разной позиции)

( ответы детей, фишки, игра: «Волшебный микрофон»)

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, приглашаю вас на разминку.

( разминка с массажными мячиками)

Воспитатель: Кто желает провести разминку? Все? Как же выбрать, чтобы не ссориться?

( ответ детей: по считалке)

- Чоки, чоки (дети катают мяч в руках).

 Щеки, щеки (перекладывают с одной руки в другую).

Склады, склады (мячики передают по кругу).

Присяды, присяды (приседают с мячиками).

Дверь, дверь (повороты вправо, влево с мячиком в руках).

Зверь, зверь (подпрыгивание на двух ногах).

Белка, белка (подбрасывание мячиков).

Стрелка, стрелка (передают мячики по кругу).

Воспитатель: Размялись, внимание команды, придумайте 2 предложения со словами кит и кот, составьте схему предложений, но в каждом предложении должно быть разное количество слов. Выбирайте  участников, который представит нам предложения, за самое длинное предложение команда получит фишку.

(2 предложения от каждой команды, выкладывание схемы на столах, проверка, фишки, «Волшебный микрофон»).

Воспитатель: История наша не закончилась, слушайте продолжение.

(предложить детям сесть на ковер)

 Воспитатель: Жители Буквограда очень любят читать, особенно стихи. Но когда они их читали, буквы стали выпрыгивать из слов, меняться местами, они очень огорчились. Слушайте внимательно, что же получилось.

(для слов – перевертышей показывать опорные картинки: врач-грач; зуб-дуб; лодка-ложка; лук-жук)

- Тает снег, течет ручей

   На ветвях полно врачей. ( грачей )

-  На поляне весной

   Вырос зуб молодой. ( дуб )

-  Сели в ложку и ай - да

   По реке туда - сюда. ( лодку )

-  Куклу выронив из рук,

   Маша мчится к маме:

   Там ползет зеленый лук

    С длинными усами. ( жук )

Воспитатель: Ребята, вы действительно знаете, что такое звук, слово, предложение, мне было с вами интересно, если и вам понравилась история жителей, то подарите цветок веселому человечку, если вам было не интересно, подарите цветок грустному человечку.

( лицо грустного и веселого человечка, магнитные цветы)

Воспитатель: Ну что же, история наша подошла к концу, давайте посчитаем  фишки, и я вручу вам сюрприз от жителей Буквограда.

( раскраски с буквами и словами )

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект к НОД "Путешествие в Буквоград"

Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории»....

Конспект СОД в старшей группе «Путешествие на звуковом паровозике в город Буквоград»

Конспект СОД В старшей группе «Аленушка»(дети, родители,  воспитатель, учитель - логопед) «Путешествие на звуковом паровозике в город Буквоград»   подг...