НОД по развитию речи "Зимушка Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие с использованием мнемотехники со старшей группой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zimushka_zima.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи  в старшей  группе
на тему «Зимушка-зима»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.
Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц,  наблюдение за погодой на прогулках
                                               Ход  занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты- мой друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.    

Ребята,  а теперь сядьте все красиво и покажите  мне,  что вы готовы к занятию.
^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
( ответ-зима)
я тоже так думаю! (слайд №1-Волшебница Зима).
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! 
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года? 
На дворе зима.  А как же называются зимние месяцы?
 Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
    Солнце светит мало.
    Вот пришли морозы-
   И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте. 
 Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная); 
что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла); 
что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);
Молодцы, хорошо описали зиму!
3.  Развитие связной речи

Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

4.  Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

5.  Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:

http://pandia.ru/text/78/055/images/image001_148.jpg

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме.  (Пересказывают 2-3 человека)

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».

6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок: Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)

Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой. (Снегоочиститель.)

Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
7. Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Зима"

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....

Конспект Открытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное и речевое развитие. Тема : «Зима»

КонспектОткрытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное  и речевое развитие.Тема : «Зима»...

конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи "Зимующие и перелетные птицы"

Занятие помогает закрепить, расширить знания детей о зимующих птицах, формировать бережное отношение к окружающему миру....

Конспект НОД в группе раннего развития Художественно – эстетическое развитие « Рисование» «Зима»

Конспект НОД в группе раннего развития Художественно – эстетическое развитие « Рисование» «Зима»Оттиск ладошкиЦель:Создание условий для развития представлений у дете...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» «Осторожно зима!»

Цель: сформировать у детей средней группы знания о правилах безопасной прогулки зимой. Закрепить знания о зимних забавах. Задачи:Познавательная: - сформировать умения  ориентироваться в окру...