Семинар – практикум для воспитателей. Тема: «Использование загадок в процессе непосредственной образовательной деятельности в дошкольном возрасте.»
консультация по развитию речи по теме

Казакова Юлия Владимировна

В рамках данного семинара учитель-логопед знакомит воспитателей с видами загадок и с возрастными особенностями детей для полноценного знакомства и работы ними. В практическую часть семинара - практикума входит отгадывание загадок и их самостоятельное составление с опорой на серии предметных картинок или картинно-графический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley_zagadki.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГО

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                  города Москвы «Школа№ 138»

дошкольное отделение № 9

Семинар – практикум  для воспитателей

Тема: «Использование загадок

в процессе  непосредственной образовательной деятельности в дошкольном возрасте.»

Подготовили и провели учителя – логопеды

 Казакова Ю.В. ,  Кигимон М.А.

Москва

2017

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста

Загадка в словаре Ушакова Д.Н.  понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения.

Загадка — это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.

В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

Существует несколько видов загадок:

  • загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
  • загадки – обманки, когда по рифме подходит одно слово, а отгадкой является другое слово;
  • загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
  • комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;

         Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развиваются внимание, память, становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.

Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными. У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.

Голодная - мычит, сытая - жует,

Всем детям молоко дает.

(Корова)

Кто нам песенку такую

Все время поет: «Ку-ка-ре-ку!?»

(Петушок)

Зубов нет, а кусает.

(Крапива)

Длинный, зеленый,

Добрый соленый,

Вкусный и сырой.

Кто он такой?

(Огурец)

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой. Согласно программе воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта.

Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.

Скатерть белая весь мир накрыла.

(Снег)

Колючий клубок прибежал в садок.

(Еж)

Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным.  Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Сам черный, и не ворон,

Есть рога, и не бык,

Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)

Структура занятий с детьми старшей группы по обучению их отгадыванию загадок (по Илларионовой  Ю.Г.):

I часть - вводная. Цель - подготовить детей к восприятию загадок. Приемы - рассмотрение предмета; вычленение лишь тех признаков, которые отражены в загадке; вопросы; использование элементов загадки для описания характерных особенностей предметов.

II часть - основная. Цель - чтение загадок, обучение способам отгадывания, развитие объяснительной речи. Приемы - чтение загадки два-три раза, постановка цели, объяснение способа отгадывания, образец отгадывания.

III часть - заключительная. Цель - обобщить полученные знания, вызвать желание загадывать загадки друг другу и составлять их самостоятельно. Приемы - обобщение, дидактической упражнение, загадывание загадок.

Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок  при отгадывании загадок детьми, несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

  • невнимательно слушают текст загадки;
  • не запоминают полностью содержание загадки;
  • полностью или частично не понимают текст загадки;
  • при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
  • не имеют достаточных знаний о загаданном;
  • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание.

Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.

Литература:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2000.
  2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2005.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю.Г. Илларионова – М.: Просвещение, 1985.
  4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9, с. 23-26.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 283 с.
  6. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 1990. – №7.
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.: 1994. – 344 с.
  8. Хабарова О.В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] /
  9. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. – 1983. – №7.

Практическая часть.

  1. Отгадывание  загадок разных видов:
  • загадки – сравнения 

Оранжевое солнышко

На столике моём.

Почистим мы и скушаем

С тобой его вдвоём.

Белый комочек,

Прыг за пенёчек,

Скачет, как мячик,

Мордочку прячет.

Она, как тучка, дождик льёт:

Растеньям жизнь она даёт.

Она, как банк, хранит деньжища.

Разбей её, и будет тыща (разг.)

Радуга в коробке поселилась,

И на листе картинка появилась.

В доме тысячи солдат

На полках рядами стоят.

Они научат нас читать

И будут знания давать.

Эта птица живёт высоко в горах, строит гнёзда на отвесных скалах. Имеет острый, загнутый клюв. Летает высоко, как самолёт.

Это животное обитает в Африке, питается листьями деревьев. Оно высокое, как подъёмный кран.

  • загадки – обманки 

В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
   Простоват он был немножко,
             Звали песика... (Тотошка – Шарик)

Все узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
          А зовут ее... (Яга - Шапокляк.)

     Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.
 Он ворчлив, как старичок
                        Этот грустный... (Пятачок - Ослик Иа.)

     Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
                  А зовут его...  (Незнайка - Карлсон.)


Кто в густом лесу мелькает,
Рыжей шубкой полыхает?
Знает он в цыплятах толк!
Этот зверь зовется...  (Волк - Лиса.)

Этот зверь зимою спит,
Неуклюжий он на вид.
Любит ягоды и мед.
А зовется...  (Бегемот - Медведь.)

Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ... волк. (Медведь)

  • загадки – описания

Белолица, краснощека,

       Смотрит из ажурных окон,

                                                       В белом инее сама -

Раскрасавица ... (зима)

       Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

 Стелет белую постель?

      Это - снежная ... (метель)

   Солнце лучиком играет,

  А снежок всё тает, тает!

    Птичкам стало не до сна,

                В гости к нам пришла ... (весна)

                                                        Что это за ёлочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

 Но не видно мишуры?

      Так красиво вдоль забора

           Летом спеют ... (помидоры)

Он похож на огурец

И такой же молодец!

Греет солнцем свой бочок

Сочный, вкусный ... (кабачок)

Полосатый рыжий зверь

Коготком скребется в дверь.

Он мурлычет - не ревет,

Потому что это... (кот)

Он веселый и игривый,

С золотисто-рыжей гривой,

Мамы-лошади ребенок,

быстроногий... (жеребенок)

В поле любим погулять,

Травки свежей пощипать,

Шерстка теплая колечками,

А зовемся мы... (овечками)

В клетке дружно мы живем,

Травку весело жуем,

Мы домашние зайчата -

Длинноухие... (крольчата)

  • комбинированные загадки

Что это за ёлочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

Но не видно мишуры?

Так красиво вдоль забора

Летом спеют ... (помидоры)

Он похож на огурец

И такой же молодец!

Греет солнцем свой бочок

Сочный, вкусный ... (кабачок)

  1. Составление загадок с опорой на предметные картинки.

  1. Составление загадок с опорой на картинно – графический план   ( Т. А. Ткаченко, С.В. Васильева)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум для воспитателей  «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»Актуальность семинара-практикума:На занятиях по рисованию, решаются за...

Районный семинар-практикум для воспитателей Тема-"Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста."

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования...

Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей сист...

Семинар - практикум для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Цель презентации: Познакомить педагогов  с многообразием способов и приемов нетрадиционного рисования, используя различные изобразительные материалы....

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...