«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого русского фольклора».
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Родничок»
Проект
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малого
русского фольклора».
Подготовила воспитатель: Редькина А.С.
п.Шайгино
Срок реализации проекта: долгосрочный
Вид проекта: практико – ориентированный.
Тип проекта: игровой.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Образовательная область: развитие речи.
Актуальность.
Младший дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Изучив многолетний опыт работы с детьми младшего возраста позволяет нам утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям ежегодно увеличивается. Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:
- пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставания своего ребенка в речевом развитии, связывая это с индивидуальными особенностям малыша.
- большая часть родителей недостаточно осведомлена с возрастными показателями речевого развития детей четвертого года жизни.
- очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный детям игровой и дидактический материал.
Сложившаяся ситуация побудила нас к поиску оптимальных средств речевого развития именно в младшем возрасте. Для этого мы решили использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой и доступный для восприятия детьми материал. Мы отметили преимущества произведений русского фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений. Произведения малого русского фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и в непосредственно образовательной деятельности. Поэтому для решения проблем речевого развития мы решили разработать и реализовать проект «Нас учит говорить фольклор» по развитию речи посредством произведений малого русского фольклора.
Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Анкетирование родителей по данной теме показало следующее
( см. приложение):
- большинство родителей моих воспитанников отдают приоритет интеллектуальному развитию – 40% родителей; художественно – эстетическое - 23%; физическое – 37% , и не считают нужным знакомить детей с произведениями русского народного творчества,
- многие из них не знают содержания произведений данного цикла, использовали произведения народного творчества только в период раннего детства - 68% родителей, 19% - продолжают использовать в настоящее время, 13% родителей не знакомили и не читают в настоящее время ребенку произведения устного народного творчества.
Таким образом, я выяснила, что работа по использованию фольклорных произведений с детьми раннего возраста в семье организована недостаточно. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько наиболее распространенных потешек "Сорока - белобока...", «Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи. Отсюда вытекает проблема разобщенности действий педагогов и родителей в вопросах познавательного – речевого развития детей младшего возраста через знакомство с произведениями русского народного творчества.
Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи малыми формами фольклора, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в формировании у детей умений воспринимать и понимать малые формы фольклора, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Цель проекта: создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи (с дошкольниками):
1. Формирование восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
С родителями:
1. Объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития посредством активного использование произведений русского народного фольклора.
2.Не допускать раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственного общения ребенка с родителем.
3.Привлечь к участию в совместных детско-родительских мероприятиях.
Ожидаемый результат: (дети)
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат: (родители)
1.Повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей.
2. Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Сроки реализации: октябрь 2017-май 2018
Этапы проекта
Содержание работы
Ожидаемые результаты
Ответственные за работу
1.Этап – подготовительный
1.Постановка цели, задач, построение модели процесса.
2.Изучение и анализ спец. литературы по теме.
3.Создание условий.
Материальные: оборудование предметно-развивающей среды.
Научно-методические: подбор и разработка планов методик занятий.
Анкетирование родителей.
Будет способствовать лучшему пониманию отдельных аспектов теоретич. И практических вопросов по выбранной теме.
Будет способствовать развитию у детей творческой активности.
Поможет разнообразить методы работы с детьми.
2. этап- основной
1.Реализация проекта, использование новых форм работы.
2.Анализ промежуточных результатов.
Будет способствовать активизации речевой деятельности детей посредством использования малых фольклорных жанров.
Поможет выявить знания и возможности детей на определенном этапе.
3.Этап -заключительный
1.Провести диагностику детей по проблеме.
2.Мониторинг выполнения проекта.
Обобщить положительный опыт по проблеме.
Способствовать дальнейшему изучению проблемы.
Воспитатели.
Механизм реализации проекта.
Вид деятельности.
Форма работы.
Игровая деятельность
1.Дидактические игры:
- «Наши игрушки»
- «Игры с водичкой»
- «Кукла Маша одевается»
- «Угощаем куклу кашей»
- «Кто где?»
- «Найди маму»
- « Домашние животные»
- «Большой – маленький»
- «На бабушкином дворе»
2.Сюжетно – ролевые игры:
- «Кисонька, где ты была?»
- «Мама и дочка»
- «Готовим обед для собачки»
- «Котик хочет кушать»
- «Постройка забора для лошадки»
- «Полечим собачке лапу»
- «Завяжем котику бантик»
- «На паровозе покатаем зверей»
- «Угощение для собачки»
3.Подвижные игры:
- «Пес Барбос»
- «Кот и мыши»
- «Лошадки»
- «Курочка хохлатка»
- «Птички в гнездышках»
- «Найди кота»
- «Догони собачку»
- «Зайка беленький сидит»
- «Зайцы и лисичка»
- Игра «Заинька походи»
- Театрализованная деятельность
Настольный, пальчиковый, кукольный и другие виды театров.
Инсценировка русских народных сказок:
- «Репка»
- «Колобок»,
Театрализованное представление сказок:
«Колобок»
«Заюшкина избушка»
- «Курочка ряба»
Художественная литература
Чтение потешек:
- «Тили – бом»
- «Пошел котик на торжок»
- «Киска»
В.Берестова «Котенок»
«Ты, собачка не лай»
Чтение р.н.сказок:
- «Заюшкина избушка»
- «Теремок»,
- «Репка»
- «Волк и козлята»
Материально-методическое обеспечение проекта.
Название и содержание деятельности.
Ожидаемый результат.
- Уголок книги в соответствии с возрастом детей.
- Кукольный театр по сказкам и потешкам.
- Коллекция масок зверей для инсценировок.
- Выставка рисунков.
- Медиатека.
- Пазлы и разрезные картинки по сказкам, потешкам, прибауткам.
- Наличие научно-методитческой базы развития интереса и любви к русскому народному фольклору, воспитания эстетического вкуса у детей и родителей.
- Пополнение группы дидактическими материалами, книгами, иллюстрированными материалами.
- Творческие работы детей и родителей.
Описание проекта.
Описание проекта
В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с детьми. Свою работу я строила на принципах
тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные виды детской деятельности.
Для создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала в группе «Книжный уголок». В книжном уголке разместила самые разные книжки: книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки. Здесь же расставили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Своеобразие оформления, яркость и необычность сразу же привлекли внимание детей. Они с радостью и желанием шли к «Книжныйуголку», рассматривали книги, вспоминали слова и фразы из произведений устного народного творчества.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как общение с детьми. Занятия строю на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка, добиваюсь, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
В самом начале учебного года большинство из детей слабо владеет навыками речевой деятельности. На первых порах даже простые слова подтверждение или отрицания являются достижениями малыша и свидетельствуют об интересе детей к играм с песенками и потешками. Для развития внимания к звукам речи стала учить детей совместно договаривать и подговаривать слова, выделять голосом некоторые слова в тексте.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Специфика младшего возраста требует особой подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности, поэтому потешки, песенки я всегда сопровождаю рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, широко использую прием присутствия игрового персонажа, проигрываю перед детьми разнообразные действия: животные разговаривают, поют, пляшут, играют и т. д.
чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного литературного героя
В младшем возрасте очень важно активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса детей. Опыт работы свидетельствует о том, что произведения устного народного творчества содействуют увеличению запаса слов ребенка, так как привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Отметив, что наибольший интерес у ребят вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, описываются их повадки, к ним очень легко подобрать движения, стала активно применять это в работе. Речь дети сопровождают движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Особенно увлекательны для детей потешки, песенки, пальчиковые игры, в которые можно было без труда вставить имя ребенка, не изменяя его содержания. («Кто у нас хороший?», «Наша деточка в дому» и другие).Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок легче и быстрее запоминает, у него развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение: Киска, киска, киска брысь'
На дорожку не садись.
Наша девочка пойдет,
Через киску упадет .
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, учу их на материале детского фольклора разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, какой неуклюжий
медведь, какая хитрая лисичка, как топает бычок, скачет лошадка, осторожно ходит котик и т.д.Довольно часто в организованной образовательной деятельности, при инсценировании произведений фольклора, раздаю детям разные предметы: палочки, камешки, ложки, платочки, музыкальные игрушки и т.д. Если текст позволяет, делим детей на две подгруппы, когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот. Часто как музыкальный инструмент предлагаю деревянные ложки. Например, одни дети показывают, как скачут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. Для этого надо одну ложку положить на ладонь, и щечкой о щечку ударять. Получается глухой звук, который может быть то громче, если лошадка близко, то тише, если лошадка ускакала далеко. Еще учу детей, проговаривая потешку, ритмично и в такт стучать ложками:
Как у наших у ребят
Застучали ложки в лад.
Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ли
Всем нам нравятся они.
Детям нравятся игры с ложками, а для нас это еще одна возможность развития у дошкольников чувства ритма. Произведения народного фольклора могут оказать значительную помощь воспитателям младшего возраста и в развитии артикуляционного и голосового аппарата. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики я отобрала народные игры: «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Эти произведения способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Активно применяю еще один вид фольклора –заклички. Именно заклички стимулируют ребенка к использовать голосовой аппарат с разной силой: «Скажи, громко , чтобы солнце тебя услышало!».
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Заучивание и обыгрывание фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию. Например: Кисонька – Мурысонка, где была? Эти упражнения с тексом развивают интонацию, выразительность детской речи. Произведения русского фольклора систематически использую и в продуктивных видах детской деятельности: занятии лепка - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», на рисовании «Дорожка»-обыгрываем потешкой «По дорожке Ваня шел» и т. д. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Однако навыки общения формируются у малышей более всего в процессе совместной с педагогом деятельности, выполнении режимных процессов, овладении навыками самообслуживания и т.д. и вновь оптимальным средством является произведения русского фольклора .Педагоги, работающие с детьми младшего возраста, хорошо знают, что проведение некоторых режимных моментов вызывает отрицательные эмоции у детей, избежать этого мне тоже помогают малые фольклорные произведения. Я составила картотеку произведений русского фольклора к режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание, дневной сон. Многие из этих произведений хорошо знакомы педагогам дошкольных учреждений. Например, малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются. Для того чтобы они овладели необходимыми навыками одевания, читаю потешку «Вот они - сапожки». Процесс умывания детей сопровождаю потешкой «Чистая водичка моет Саше личико». Фольклорные произведения сопровождают наших малышей в течение всего дня. Детей, у которых плохой аппетит настраиваю на прием пищи не уговорами и строгостью, а приговаривая : «Умница, Машенька, ешь кашку сладеньку, вкусную душистую»
Впервые месяцы посещения детского сада дети часто отказываются ложиться спать, сон у них недлительный и беспокойный, этим детям я напеваю русские колыбельные, они снимают напряжение малыша, улучшают эмоциональное состояние.
Результативность проекта:
Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.
У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
Список литературы.
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.
3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.
4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5.Куприна Л.С., Бударина Т.А. знакомство детей с русским народным творчеством. СП.:Детство- пресс,2001.
6.Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
7.Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное воспитание,№8 1993,
8. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. 12. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008
9. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва
10.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
11.Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3- 7 лет.- Волгоград.: "Учитель", 2010.
12.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера,2010.
13.Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно- патриотическое воспитание. - М.: Прометей; Книголюб, 2003.
14.Хрестоматия "Детская литература". - М.: "Просвещение", 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме Самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и сценариями активизирующего общества» за 2012-2013 г.
развитие речи детей дошкольного возраста (потешки, сценарии, стихи)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/07/picture-627384-1430946665.jpg)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
Материал предназначен в помощь воспитателям, работающим с младшими детьми, направлен на развитие речи с использованием фольклорных произведений, которые позволяют заложить фундамен...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/15/picture-730285-1560630765.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В течение десяти лет я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Главная задача педагога в области развития речи д...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора» (из опыта работы).
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-1209976-1580379037.jpg)
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора»
Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания.Без речи, без звучащего слова, жизнь была...