"Зимние забавы"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) на тему

Седачёва Светлана Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению творческого рассказа по картине "Зимние забавы" в старшей группе  с помощь ТРИЗ технологии.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_zabavy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по составлению творческого рассказа по картине «Зимние забавы»

 в старшей группе с помощью ТРИЗ технологии

 Цель: создание условий для формирования умений находить взаимосвязь объектов изображенных на картине, преобразовывать выбранный объект во времени.

Задачи:

-формировать умение осуществлять мыслительные операции, выделять главное и второстепенное;

-формировать умение находить взаимосвязь объектов на картине, составлять рассказ от имени предмета (персонажа)

-совершенствовать умение ориентироваться на плоскости (картине), определять местоположение предметов (объектов), употреблять в речи пространственные термины;

-развивать воображение, умение представлять возможные ощущения объекта через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);

-развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию: наделяя объекты изображенные на картине человеческими чувствами, мыслями;

-воспитывать дружеские взаимоотношения, умения работать в коллективе;

-воспитывать чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: группа .

Оборудование: карточки-схемы, мультимедийный экран, проектор, магнитная доска.

Предварительная работа:  Дидактические игры «Да-нетка», «Хорошо-плохо»; чтение рассказов о зимних явлениях природы; наблюдения за снегом на прогулках, знакомство с волшебниками «Дели», «Давай», «Отставай», «Забегай», «Объединяй».

ХОД НОД

Деятельность  воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Доброе утро птицы запели.

Добрые люди встают с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце взошло и идет по делам.

Давайте улыбнемся  друг другу,

И подарим всем хорошее настроение.

(Педагог предлагает детям присесть на стульчики ).

В : Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках покатила.

Ребята о чем эта загадка?

Кто из вас любит зиму?

Как вы думаете, зимой хорошо?

Дети садятся на стульчик.

Отгадывание загадки.

Д/и «Хорошо-плохо».

Основная часть

Ребята я предлагаю вам рассмотреть картину.

А помогут нам в этом наши…

- А вот и первый волшебник.

- Вы его узнали? Как его зовут?

Я волшебник хоть куда,

В руках волшебная труба!

На меня ты посмотри

И скорее все дели.

А увидеть все, что есть на картине могут только очень внимательные и зоркие ребята.

Возьмите подзорную трубу (сложить руки в виде трубы и поднести к глазу).

Что вы видите через глазок своей подзорной трубы? Назовите только один объект на картине.

Воспитатель выставляет карточки- схемы этих предметов.

- Ребята, с волшебником «Дели-Давай» мы разобрали картину на части. Получилось не очень  хорошо. Надо навести порядок, соединить части в целое. В этом нам поможет, какой волшебник?

 А теперь моя работа!

Вот забота, так забота!

Не люблю я разделять, я люблю объединять!

В: Подумайте как все, что мы увидели, может быть связано между собой?

Пока мы с вами составляли картину, еще один волшебник успел до нас добежать

Посмотрите кто это?

Почему так назвали?

Ребята, а сейчас вместе с ним  мы переместимся в картину. Закройте глаза (музыка).

Вот мы на месте. Прислушайтесь, что вокруг происходит? Что вы слышите?

Вдохните носиком, что вы почувствовали, какие запахи?

А что вы чувствуете, когда трогаете что-то или кого-то ?

А теперь пришло время возвращаться в группу и попрощаться с Волшебником, закрыли глаза ( музыка).

Вот мы и  вернулись в группу.

Физминутка под музыку

 Теперь предлагаю вам попутешествовать во времени. А поможет нам в этом…

Привет друзья! А вот и я.

Узнали Вы меня?

Волшебник времени, конечно, я!

И от меня Вам две команды:

«Давай-Отставай» и «Давай-Забегай»

И в пути не зевай.

Что делают сейчас дети?

А что было до того, как дети вышли на улицу?

А что будут дети делать потом?

Я предлагаю вам оживить картину и превратиться в одного из героев (раздаю детям карточки- схемы персонажей картины).

Каждый объект на картине имеет свое место, ковер это холст картины, а вы герои.

Найдите свое место.

Опишите чувства своего героя

Ответ детей (Волшебники)

( Дели-давай).

(дерево, ворона, снеговик, метла, ведро, мальчик, девочка в красной шубе, девочка в желтой шубе, снег).

Дети предлагают ответы

(«Объединяй-Давай»).

Ворона- дерево (ворона сидит на дереве).

Девочка- метла ( девочка Аня держит метлу).

Мальчик- ведро ( мальчик Саша ставит ведро на голову снеговику).

Девочка- снег ( девочка Даша стоит на снегу и наблюдает за ребятами).

Дети- снеговик ( дети слепили снеговика).

«Любознайка»

Ответы детей.

Я слышу, как разговаривают дети, смеются.

Я слышу скрип под ногами.

Я слышу, как трещат от мороза деревья.

Я слышу, как шумит ветер.

Я чувствую, как пахнет снегом.

Я чувствую, как пахнет свежестью.

Я чувствую запах от метлы.

Я чувствую шершавый ствол.

Я чувствую холодный , мокрый снег.

Я чувствую мокрые варежки у детей.

Дети прощаются с Волшебником.

«Волшебник времени».

(Дети лепят снеговика.)

Они были дома, сначала спали, потом встали умылись, сделали зарядку, позавтракали, посмотрели в окно выпало много снега, дети оделись , вышли на прогулку

 Пойдут домой возьмут санки, лыжи и будут кататься с горки, после прогулки вернутся домой, посмотрят мультфильмы, поужинают и лягут спать.

Дети находят местоположение своего героя

Составление рассказа от лица героя.

Заключительная часть

 Дети, волшебникам очень понравились ваши рассказы, и они хотят наградить вас за хорошую работу. Волшебник Дели — того, кто лучше всех выделял предметы на картинке. Волшебник Давай — того, кто лучше всех объединял два слова вместе. Волшебник Отставай — того, кто хорошо рассказал, что было до изображенного на картинке. Волшебник Забегай — того, кто хорошо рассказал, что было после изображенного на картине и за составленный рассказ от лица героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....

Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних  видах спорта, способствующих пра...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...