Формирование у детей познавательно-речевого развития через игровые технологии.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
Выступление на педагогическом совете.
Формирование у детей познавательно-речевого развития через игровые технологии.
Воспитатели группы
«Дюймовочка»
Смаранди М. Д.
г. Покачи, 2018г.
Слайд №1.Формирование у детей познавательно-речевого развития
через игровые технологии.
Слайд №2.Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. С помощью игровых технологий мы стараемся поддержать и обеспечить развитие умственных речевых способностей дошкольников. Игровые технологии применяем на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с детьми.
Наш девиз:
Слайд №3.Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.
В процессе обучения речевых способностей ребенка мы в своей работе используем разнообразные методы и игровые технологии:
Слайд №4 Артикуляционная гимнастика - комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения.Эта гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту».Н-р: «Давай поиграем с язычком…» (по рекомендации логопеда используем схемы проведения артикуляционной гимнастики, для укрепления тонуса мышц щек, губ и языка).
1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)
Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
2. «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы
Посчитаем наши зубы.
3. «Хобот слонёнка»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
4. «Бублик»
Бублик мы изобразили—
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
5. «Киска»
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
6. «Часики»
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок
Смотрит влево
Смотрит вправо
А потом опять вперёд
7. «Маляр»
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо
Стала кисточка плясать,
Потолок наш не узнать
8.«Качели»
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Раз- скорее улыбнись.
Два – язык опустим вниз.
9. «Лошадка»
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
10. «Пароход гудит»
Пароход плывёт по речке
И труба дымит, как печка.
Слайд №5 Дыхательная гимнастика - важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность(сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки).
Слайд №6 Сказкотерапия– метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь; приобщаем детей к народному фольклору.
Слайд №7 Куклотерапия.При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.
Слайд №8 Мнемотехника.Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.
Слайд №9 Н-рКак мы используем вот эту схему.Моделирование.
Описание животных и зверей.
- Цвет.
- Величина.
- Части тела.
- Материал (мех, шкура).
- Их быт.
- Действие животных и зверей.
Слайд №10Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи.
Слайд №11 Речевые и дидактические игры («Один-много», «Скажи ласково», «Цепочка слов», «Продолжи рассказ» и др.) стимулируют мыслительные процессы, а следовательно и речь ребенка. Дидактические игры применяем в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разной интонацией»-позволяет пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Для формирования грамматического строя речи используем такие дидактические игры: «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».
Слайд № 12 Работа с наглядным материалом. Словообразование
Н-р «Какой суп?»- суп из рыбы-рыбный суп,…..
«Какое масло?» - масло из подсолнуха- подсолнечное,…..
Многозначные слова–ручка, ….
Слайд №13Триз - теория решения изобретательских задач.
Триз – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. На занятиях с применением технологии триз у детейснимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
Слайд №14Основная задачатриз- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
Поэтому начинать занятия целесообразно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как?Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?
Слайд №15 ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Н-р: Перевирание сказки.
На занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.
Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
И так далее.
Что было бы если:
Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов для данной ситуации. Примеры ситуаций:
к вам в дверь постучал крокодил;
на земле исчезли все кошки;
на земле исчезла вода
«Растеряшка».Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается «Растеряшка», который вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает вопрос: «Что с тобой?» Он смотрит на изображение на карточке и отвечает: «Я потерял то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?» Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. «Растеряша» выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
Игра на внимание.
Педагог поочередно указывает на детей и повторяет как бы механически: рыбы, звери, птицы, рыбы, звери, птицы:и вдруг обращается (неожиданно) не по очереди к кому-нибудь: "звери". Тот, к кому обратились, должен в течение 2-3 секунд назвать зверя.
Слайд №16Итог: использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»
Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...
Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»
Цель: Создание условий для развития речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной ...
Мастер–класс «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»
ПРИЛОЖЕНИЕ МАСТЕР-КЛАСС "Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии"....
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Использование LEGO – технологий в образовательном процессе представляет собой современную образовательную технологию, соответствующую принципам ФГОС ДО и развивающего образования дошкольни...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Использование LEGO – технологий в образовательном процессе представляет собой современную образовательную технологию, соответствующую принципам ФГОС ДО и развивающего образования....
Формирование представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста через игровые технологии
Формирование представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста через игровые технологии. Рациональное питание детей дошкольного возрас...