Сказка _ как источник развития речевого творчества детей старшего школьного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Сказка-как источник развития речевого творчествадетей старшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка
как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи – самый сложный раздел программы дошкольного образования. Умение говорить, высказывать свои мысли, чувства, владение лексическим запасом слов – это всегда значимые и проблемные направления нашей работы с детьми дошкольного возраста. Сложность речевого развития имеет свои фундаментальные причины. Академик И. П. Павлов в своем учении определил: «Речь – вторая сигнальная система; идущие в кору головного мозга сигналы от речевых органов допускают обобщение, что составляет наше мышление, создающее ориентировку человека в окружающем мире и в самом себе. Из чего следует, что развитие речи – это сложный процесс развития мышления, познания окружающего мира и себя в нем».
В методике развития речи выделены виды творческого рассказывания: - описание игрушки; - составление рассказов по картине; - составление рассказов из личного опыта. А такого вида как: - сочинение сказки, в методике не присутствовало. Однако сегодня этот вид рассказывания широко используется педагогами дошкольных учреждений. Практически во всех программах ДОУ рекомендуется развитие у детей умения сочинять сказки и рассказы. Для того чтобы восполнить пробел в методике и ответить на вопрос: как сочинять сказки? в нашем детском саду разработано методическое содержание и практический опыт работы по данному виду творческого рассказывания.
Сочинение сказки старшим дошкольником предполагает развитие у него монологической речи, которая только начинает формироваться в пять лет. Поэтому этот вид творческого рассказывания мы предлагаем детям старшего дошкольного возраста, но при этом со второго полугодия средней группы целесообразно использовать сочинение фрагмента сказок: «Досочини сказку».
На сегодняшний день сочинение сказок, как новый вид творческого рассказывания рассматривают лишь отдельные авторы методических пособий, такие как Гриценко З, А., Мельников М. Н. Авторы выделяют задачи данного вида творческого рассказывания:
- Развитие связной монологической речи, где говорящий выбирает языковые средства – слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать последовательность суждения, мысли и выразить свои чувства – отношение к предмету повествования;
- Развитие психических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, внимание. Особая роль отводится формированию основ словесно-логического мышления;
- Формирование нравственных качеств личности.
Принимая во внимание сложность поставленных задач, следует вывод: овладение детьми умением сочинять сказки возможно при тщательной и систематической работе, планирование которой должно исходить из уровня интеллектуального развития конкретной группы. (Гриценко З. А.).
Предлагаем планирование работы в старшей группе нашего детского сада. Первоначально определены этапы формирования умения сочинять сказки:
1-й этап. Создание предметно-развивающей среды. Среда призвана обеспечивать условия для самостоятельной творческой активности каждого ребенка (ФГОС ДО), а также «зону его ближайшего развития» (Л. С. Выготский).
Для реализации данных задач по развивающим центрам размещаем методический материал по теме «Сказка» в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2-й этап. Подготовительный. Обогащение детей разнообразием сказок и их особенностями.
1) Чтение сказок.
2) Рассматривание иллюстраций сказочных героев.
3) Беседы: назови автора сказки; характер сказочных персонажей, их поступки; анализ построения сказки.
4) Пересказ.
5) Продуктивные виды деятельности: для изображения или создания атрибутов, сказочных героев используются как традиционные, так и бросовые материалы.
6) Викторина «В гостях у сказки».
7) Театральные игры, игры-драматизации.
8) Работа с родителями: создание детской библиотеки; познакомить с планом построения сказки и её особенностями; привлечь к совместному изготовлению атрибутов, сказочных героев, сочинению сказок, их инсценировок.
3-й этап. Познавательный. Данный этап очень важен, так как в основу методики сочинения сказки заложены обобщенные принципы построения детских сказок (от авторов Гриценко З, А.)
Познавательный материал: «Что нужно детям знать о сказке?» - Определение, виды, отличительные особенности сказок от других литературных жанров.
Сказка – это повествование о том, чего не бывает в действительности (определение для ребенка). Сказка имеет свои традиционные отличия от других жанров и свои принципы построения, которые, в свою очередь зависят от вида сказки. Три основных вида сказки:
1) Докучные сказки – (докучать, надоедать) - это сказки с бесконечно повторяющимся сюжетом. Дети воспринимают их как игру («Сказка про белого бычка»).
2) Сказки о животных – в этих сказках животные не представляют самих себя, за ними угадываются не звериные, а иные людские отношения и характеры: лиса хитра, медведь неуклюж, волк глуп, заяц труслив. Сказки о животных интересны речевой структурой: простой, незатейливый, понятный ребенку язык, наличие коротких диалогов, выразительных песенок – все это способствует широкому распространению их и любви среди детей. Они соответствуют природе детского разума («Теремок», «Кот, лиса и петух», «Волк и семеро козлят», «Лиса и журавль» и т. д.).
3) Волшебные сказки – эти сказки отличаются от других присутствием в них волшебства, чар и превращений.
Традиционные особенности волшебных сказок:
1) В начале сказки автор знакомит читателей с героями сказки: «Жили-были…». Действуют герои всех времен и сословий: цари и царевны; принцы и принцессы; крестьяне и служивые (солдаты); старики и старухи; молодцы и девицы; животные и т. д.
2) Определяется место действия. В сказке оно неизвестно и нереально, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «За тридевять земель…».
3) Время в сказке также неизвестно, например: «Давным-давно…», «Долго ли, коротко ли…», «Это было давно, когда еще волк с зайцем дружили, а карась и щука к лисе в гости ходили». 4) Элементом сюжета сказки выступает нарушение запрета, после чего следует наказание, испытание героя, его нравственное преобразование.
5) Традиционное повторение микросюжета три раза.
6) Обязательное условие сказки: встреча добра и зла. Герои контрастны:- одни – добрые, другие – злые. Добрые герои всегда награждены, а злые наказаны. Сказка всегда на стороне доброго героя, защищает его.
7) У всех героев, добрых и злых, есть помощники: люди, животные, предметы. Добрым героям они помогают преодолевать препятствия, например: клубок указывающий дорогу, шапка-невидимка, ковер-самолет и т. д. Злым героям они помогают преследовать доброго героя, чинить ему препятствия, например: у бабы-яги есть гуси-лебеди, черный кот, также для быстрого передвижения есть ступа и метла и т. д.
8) Конец сказки. Победа добра над злом. «И стали они с тех пор жить да поживать и добра наживать».
4-й этап. Экспериментирование. Сочинение сказок детьми: «Сказочная мастерская». Вначале предлагаем придумать фрагмент сказки. например: «Придумай небылицу», «Докончи сказку». Затем приступаем к сочинению сказки полностью. Для этого вместе с детьми составляем проект сказки и придумываем опорные схемы:
Начало сказки. Какими словами начать сказку?
Выбор героев сказки: люди, животные, насекомые, рыбы, птицы. Выбор помощников.
Выбор места событий для сказки: вода, воздух, лес, пустыня, поле, горы, тундра,...
Сюжет сказки. Встреча добра и зла. Нарушение запрета. Исправление нарушенного запрета. Добрый герой преодолевает препятствия. Злой герой мешает преодолевать.
Конец сказки. Победа добра над злом. Какими словами закончим сказку?
Для составления сказки дети подбирают сказочные фигурки, игрушки, атрибуты, которые заранее размещаются в «Сказочной мастерской». Для сочинения сказки необязательно соблюдение всей структуры составленного проекта, за ребенком остается его авторское право выбора сюжета сказки. Представленный проект подходит в основном для сочинения волшебных сказок. Так как эти сказки являются более сложными по содержанию. Для составления сказок о животных достаточно предложить детям тему сказки, например: «Как утка спасла утят от лисы» и дети с удовольствием придумывают варианты спасения утят.
Ожидаемый результат: «Сказки придуманные детьми не представляют художественной ценности и быстро ими забываются» - Гриценко З. А. Результатом нужно считать уровень развития у детей: монологической речи, психических процессов, словесно-логического мышления и формирование нравственных качеств, то есть результат это уровень выполнения задач, которые мы ставили по данному виду творческого рассказывания. В старшей группе лишь отдельные дети излагают полное повествование сказки. Остальные дети вначале испытывают затруднения при самостоятельном изложении сказки от начала до конца. Это связано с тем, что монологическая речь только начинает формироваться в пять лет, а заканчивается к 13–14 годам. Эти дети на уровне владения только диалогической речью и это вполне соответствует их возрастному речевому развитию. В этом случае большое значение имеет совместное рассказывание. Оно приобретает вид диалога, при котором взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает, взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает. Из такого диалога рождается речь-монолог. В дальнейшем на основе детского монолога разворачивается совместное сочинительство детей, повторяющее форму диалога взрослого с ребенком. Хорошая основа для совместного рассказывания создается при работе по предложенному проекту сочинения сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Конспекты тематических занятий на тему "Жил-был Зайчонок"...
План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»
Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников. Ведет к положительным сдвигам в речевом и умст...
Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
В картотеке представлены игры и упражнения для развития речевого творчества детей...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...
Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"...
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»...
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»
Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»...