"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Основной задачей речевого развития детей как в семье, так и в детском саду является овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться. Иными словами, ребенка необходимо учить не только говорить, а говорить правильно, необходимо постепенно расширять словарный запас малыша, вводить новые понятия, учить правильно и четко произносить слова, строить предложения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №67»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение на тему:
"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"
Составила:
Барышева Н. Н.
г. Энгельс
2018г
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность
Основной задачей речевого развития детей как в семье, так и в детском саду является овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться. Иными словами, ребенка необходимо учить не только говорить, а говорить правильно, необходимо постепенно расширять словарный запас малыша, вводить новые понятия, учить правильно и четко произносить слова, строить предложения.
Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку представляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также умение самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в процессе занятий, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представления ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Н. Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т. д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.
Проблемой развития речи дошкольников занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Е. В. Водовозова, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина, Ю. С. Ляховская, Н. Ф. Виноградова и другие.
Однако, проблема развития речи дошкольников хоть и не нова, но существует и по сей день. Из-за занятости родителей ребенок недополучает должного общения, порой родители игнорируют многочисленные вопросы ребенка. А всем известно, что возраст 3 лет – это возраст «Почемучек».
Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.
Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Использую специально – организованные ситуации, игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности. В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.
Для обогащения и активизации словарного запаса проводим речевые игры и упражнения: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен как можно больше подобрать признаков к предмету, например, «Из чего сделаны», «Угадай на вкус». Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (сухой бассейн, лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). Провожу хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, которые развивают речь.
Важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
В процессе игры, задавая вопросы ребёнку и побуждая фантазию, творчество детей мы заставляем его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»
Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....
"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"
Методическая разработка родительского собрания в младшей группе ДОУ...
Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....
Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".
Программное содержание:1. Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....
Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"
Родительское собрание...
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Ягодка». Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность
Нетрадиционное родительское собрание. Младший дошкольный возраст.Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую де...