Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_peyzazhnoy_kartiny_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Феденюк Татьяна Анатольевна
ГБОУ Школа в Капотне г.Москва
воспитатель
Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста.
Как показывают педагогические исследования (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Репина, В.А. Езикеева и др.) эстетическое, художественное восприятие следует начинать развивать как можно раньше, еще в дошкольном детстве.
Эстетическое восприятие дошкольниками художественных произведений, в том числе и пейзажей, также имеет свои особенности:
Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.
Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом, они легко узнают изображаемое и его классифицируют. В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.
Психологи рассматривают эстетическое восприятие живописи детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике.
Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими.
По мнению педагогов-исследователей (Н.М. Зубарева, Н.А. Курочкина, Т.А Сидорчук, Н.Н. Хоменко и др.) детей дошкольного возраста можно подвести к пониманию пейзажной живописи. Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Картины показывают детям такие стороны жизни природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях (ледоход, сенокос, отлет птиц и др.). Рассматривание пейзажных картин великих мастеров способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее осталось незамеченным, пробуждает желание и развивает умение детей рассказывать об этой красоте, посмотреть на нее еще раз, уже в жизни.
Н. М. Зубарева отмечает, что рассматривание пейзажей способствует развитию выразительности детской речи (увеличивается количество определений, сравнений, метафор и др.), дети учатся понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, т. е. повышается культура восприятия, развивается мышление.
В своем умении воспринимать пейзажные картины ребенок проходит несколько этапов. Сначала он лишь перечисляет предметы, изображенные на картине, дает очень краткую, элементарную их характеристику. Рассказы, высказывания детей лишены индивидуального отношения.
Затем под влиянием обучения ребенок начинает более полно, точно и образно характеризовать изображённое, используя для этого различные выразительные средства. Н. М. Зубарева замечает, что «самостоятельное использование образной речи является показателем определенной зрелости эстетического переживания, ибо чтобы использовать в речи образ, надо его почувствовать, а для того чтобы почувствовать, надо его глубоко осмыслить».
Для лучшего восприятия произведения живописи целесообразно предложить детям сравнить изображённое на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Этот приём называют введением в воображаемую ситуацию. Он развивает умение детей как бы войти в картину, вспомнить о похожих предметах и явлениях, виденных в жизни, придумать, что бы они увидели, услышали, если бы «как будто пришли на эту полянку», «в этот лес», «к этой речке». Так дети приучаются использовать свой опыт, у них развивается творческое воображение.
Дети по-разному воспринимают произведения живописи. Многоплановость, многофигурность композиции, сложность сюжета живописных работ сразу не улавливаются детьми, выделяется лишь цвет. Ребенок чувствует настроение, выраженное в данном произведении. Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того, чтобы понять особенности образов. Произведения живописи мало доступны для восприятия детьми младшего дошкольного возраста из-за сложности изобразительно-выразительных средств. В старшей и подготовительной группе идет накопление опыта. Дети 5-6 лет не просто уже узнают в изображениях знакомые предметы, но и определяют характер образа или назначение этого произведения, улавливают сюжетную линию. Дети начинают узнавать о динамике образов, композиционных основах.
Эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости – яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведение искусства.
Н.М. Зубаревой установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста произведений живописи.. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6-7 лет, но и в более старшем возрасте. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию.
На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети – дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста, при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.
Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.
Рассматривая с детьми пейзажные картины, педагог, во-первых, учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; во-вторых, воспитатель учит детей выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.
Н.Ф. Виноградова отмечает, что решению этих задач способствуют, прежде всего, вопросы, которые должны заставить детей «по-новому взглянуть на картину: не механически отмечать в ней все изображенное, а пытаться увидеть главное, интересное с точки зрения художника».[12]
Понять настроение пейзажа помогают, например, такие вопросы: «Веселая эта картина или грустная? Почему вы так думаете? Какие краски нужны были художнику, чтобы показать это? Какие краски взял бы художник, если бы захотел нарисовать не пасмурный и хмурый день, а яркий и веселый? Почему художник так назвал свою картину?»
Для лучшего восприятия произведения живописи целесообразно предложить детям сравнить изображённое на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Этот прием называют введением в воображаемую ситуацию. Он развивает умение детей как бы войти в картину, вспомнить о похожих предметах и явлениях, виденных в жизни
Литература
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1978.
- Езикеева В. А. Развитие способности художественного восприятия у дошкольников. — Известия АПН РСФСР, вып. 100, 1969, с. 141—176.
- Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5—7 лет. М.: Просвещение, 1969. — 111 с.
- Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб: Детство-пресс, 2003
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольника (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). – Ульяновск, 2004. С.21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление описательных рассказов по картине детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Материал изложен в форме доклада на педсовете в ДОУ....
Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возраста
Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. В с...
Психофизиологические особенности восприятия музыкальных произведений в старшем дошкольном возрасте
Влияние музыки на жизнедеятельность детей, их физиологическое состояние....
«Проблемы восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста»
Музыка – это мощная интегративная система воздействия на ребенка дошкольного возраста. Многие психологи - педагоги, такие как Л.С. Выготский упоминали о том, что музыка позволяет быть понятым любому ч...
"Особенности проведения наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста"
Наблюдение как понятие. Средства наблюдения. Подготовка к наблюдению. Общие требования к организации наблюдения. Характеристика видов наблюдения....
"Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста"
Формируется эмоциональная лексика у детей на основе вербальных и невербальных средств общения. Развивая чувство языка вела работу поэтапно.I этап - подготовительный. Он готовит детей к правильному вос...
Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста
Особенности восприятия литературных произведенийдетьми старшего дошкольного возраста...