«Восприятие литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста»
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Цель: Научить ребенка воспринимать литературные произведения: сюжет, героев, события, характеры героев и нравственный и эстетический смысл произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 193.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Орлова Лилия Федоровна, воспитатель МБДОУ г. Абакана детский сад «Тополек»
«Восприятие литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: Научить ребенка воспринимать литературные произведения: сюжет, героев, события, характеры героев и нравственный и эстетический смысл произведений.
В результате формируются нравственные, эстетические и речевые эталоны, которые являются моделями для восприятия окружающего мира и регуляторами поведения ребенка. Знакомство с литературными произведениями расширяют словарный запас, накапливают речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла их поступков, особенностей событий и обстановки. При восприятии литературных произведений возникают сложные и многообразные, незнакомые для него чувства, которые он учится выражать мимикой, жестами, словами. Эти чувства закрепляются и формируют его духовную сферу.
Беседы и игры, направленные на формирование приемов восприятия позволяют выделить последовательность событий, особенности героев, следить за их действиями и поступками, проявлениями характера, отношению к другим героям и событиям, пониманию цели и смысла разворачиваемых событий. Игра позволяет почувствовать особенности произведения, его язык, стиль, образность.
Для детей 5-7 лет можно провести такую игру-беседу с героями сказки «Красная шапочка».
Наряжаем кукол или вырезаем героев из бумаги, обозначая их атрибуты или символы, и ведем беседу с детьми. Такая беседа позволяет выйти из сюжета произведения и передать свое отношение к героям более эмоционально. Поскольку ребенок воспринимает все события в произведении, как реальные, глубоко их переживая, он пытается повлиять на них, исправить нежелательные события, научить их героев правильному поведению, изменить мнение о них. Потому герои должны беседовать с характерными для них интонациями и особенностями поведения, в соответствии с событиями произведения и ролью.
Выходят Красная Шапочка и волк.
- Здравствуйте, ребята!
- Вам понравилась наша сказка?
Волк:
- А кто больше понравился? Я? Почему? (Заплакал)
- Значит, вам Красная шапочка понравилась? А что в ней такого хорошего? Девчонка как девчонка.
- Ах, она к бабушке пошла… Я тоже пошел.
Красная Шапочка:
- Ребята, не слушайте его, он вас тоже обманет.
- А вы, ребята, ходите к своим бабушкам?
- Вы любите своих бабушек? А за что вы их любите?
- А вы для бабушки делали подарки?
Волк:
- Подумаешь, подарки! А я люблю, когда мне дарят подарки!
- А вы тоже так любите? Ну, вот и я такой же хороший, как вы!
- Я знаю, что вы маму тоже не слушаетесь, когда она вас просит что-то сделать?
- Значит, вы на Красную шапочку похожи?
- Ну вот, остался я один, никто меня не любит. А я так хорошо все придумал, всех обманул.
- Я же был голодный? Что же мне надо было делать?
Красная шапочка:
- Ребята, что же мы скажем волку?
- Давайте его прогоним!
Волк:
- Ребята, Красная шапочка, не прогоняйте меня, мне одному скучно. Я больше не буду обманывать. Простите меня. Я исправлюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восприятие классической музыки детьми старшего дошкольного возраста
Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре. В с...

Психофизиологические особенности восприятия музыкальных произведений в старшем дошкольном возрасте
Влияние музыки на жизнедеятельность детей, их физиологическое состояние....
«Проблемы восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста»
Музыка – это мощная интегративная система воздействия на ребенка дошкольного возраста. Многие психологи - педагоги, такие как Л.С. Выготский упоминали о том, что музыка позволяет быть понятым любому ч...

Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста.
Особенности восприятия пейзажной картины детьми старшего дошкольного возраста....
Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста
Особенности восприятия литературных произведенийдетьми старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс «Формирование ценностно-смыслового понимания содержания музыкального произведения детьми старшего дошкольного возраста - традиции русской ярмарки».
Учить детей понимать содержание художественных произведений - И.Стравинского "Петрушка" сцена толпы и Б.Кустодиева "Масленица", передать ее с помощью метода уподобления. В сов...

Понятие и сущность процесса восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе и развитие у них умения элементарно анализировать содержание и форму произведения является одной из наиболее актуальных проблем д...