Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Правила дорожного движения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Расширение представле­ний о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.docx32.3 КБ
Файл pdd.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Правила дорожного движения».

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» (движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, дистанция, развязка, милиционер, регулировщик, жезл, свисток дорожный, пешеходный, проезжая, соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом а). Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, презентация, предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», плоскостные изображения дяди Степы, четырех маршрутных автобусов, животных; карточки со словами и буквами (ж...к, с.м, к...т, б...к, у, о, и, ы), тетради и цветные карандаши по числу детей.

Предварительная работа. Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов, работой сотрудников ГИБДД. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Проведение сюжетно - ролевой игры «На улице». Разучивание упражнения «Машины». Чтение воспитателями стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Степа».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона и объявление темы занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и предлагает пройти к столу, на котором лежат предметные картинки.

Логопед. Перед вами картинки. Разделите названия изображенных на них предметов на слоги.

1-йребенок. Жезл. В этом слове один слог.

2-й ребенок. Пе – ре - ход. В этом слове три слога.

3-й ребенок. Све – то - фор. В этом слове тоже три слога.

4-й ребенок. Транс - порт. В этом слове два слога.

Логопед оценивает работу детей и убирает картинки.

2. Упражнение «Закончи предложение». [Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению предложений с противительным союзом а).]

Логопед. Следующее задание называется «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы — заканчивать его. Ваша часть предложения должна начинаться со слов а потом.

Логопед. Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре...

1-й ре б ё н о к. ...а потом переходить улицу.

Логопед. Нужно посмотреть налево...

2-й ребёнок. ...а потом начинать переход.

Логопед. Следует взять взрослого за руку...

3-й ребёнок. ...а потом переходить улицу.

Логопед. Нужно дождаться полной остановки транспорта...

4-й р е б ё н о к.. ..а потом начинать переход.

Логопед. Молодцы. Вы справились с этим трудным заданием.

3. Упражнение «Помоги дяде Степе». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.]

Логопед убирает картинки и помещает на магнитную доску плоскостные изображения дяди Степы и четырех автобусов (рис. 69), а на столе раскладывает карточки со словами и буквами: к...т, ж...к, с...м, б...к, и, о, у, ы.

Логопед. Помогите дяде Степе отправить в путь колонну автобусов. Для этого вы должны вставить в слова потерявшиеся буквы. Выберите каждый по одной карточке с буквой и найдите ей место в одном из пустых квадратов. Прочитав слово, вы узнаете, кто поведет каждый автобус, и поместите картинку с изображением этого героя в прямоугольник.

Рис. 69

Дети выполняют задание, вставляют в слова буквы и читают получившиеся слова. Логопед раздаёт детям картинки с изображениями животных-водителей. Дети закрепляют картинки в прямоугольниках.

Логопед. Очень хорошо. Дядя Степа благодарит вас за помощь.

Логопед убирает пособие.

4. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Логопед приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

 Логопед. Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу?

1-йребёнок. Дорожка.

Л о г о п е д. Как можно ласково назвать дорогу?

2-й ребёнок. Дороженька.

Логопед. Как называют растение, которое растет рядом с дорогой?

3-й ребёнок. Подорожник.

Логопед. А как называют движение по дороге? Какое оно?

4-й ребёнок. Дорожное.

Логопед. Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. Я могу гордиться вами.

5. Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать знакомое упражнение.

На улице нашей

Дети двигаются из одного конца

Машины, машины.

группы в другой, держа в руках

Машины малютки,

воображаемый руль.

Машины большие.

Спешат грузовые,

Делают разворот, двигаются в

Фырчат легковые.

противоположную сторону.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход,

Когда все «машины проехали», один из

Я — примерный пешеход:

детей — пешеход — переходит улицу

Торопиться не люблю,

и произносит эти слова.

Вам дорогу уступлю.

Я. Тайц

6. Отгадывание загадок.

Логопед. Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни —

Зеленый, желтый, красный.

Что это?

Дети. Это светофор. Он помогает перейти дорогу. На нём три огня: зеленый, желтый и красный.

Логопед.

Шагаешь – впереди  лежит,

Оглянешься — домой бежит.

Что это?

Дети. Это дорога. Она бежит и вперед, и назад.

Логопед.

На дороге — лежит.

Под машиной — бежит.

Пока молод — черный,

Теплый, размягченный.

А как постареет —

Затвердеет, посереет.

Что это?

Дети. Это асфальт. Он покрывает дорогу. Сначала он бывает чёрным, а потом становится серым.

Логопед.

Веселая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши.

0 ком эта загадка?

Дети. О регулировщике. Он руководит движением на улице, машет жезлом, подает сигналы свистком.

Логопед. Хорошо. Вы сумели  отгадать загадки, следили за произношением звуков. Молодцы!

7. Пальчиковая гимнастика.

                              «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять.                         Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с

                                                                       больших пальцев.

В лес идём мы погулять –                          Обе руки «идут» указательными и средними

                                                                      пальцами по столу.

За черникой, за малиной,                          Загибают пальцы на обеих руках, начиная с

За брусникой, за калиной,                                    больших пальцев.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

                                Н. Нищева

8.  Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.] Логопед раздаёт детям открытые на с. 29 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Что вы видите на страничке справа?

Дети. Светофор.

Логопед. Послушайте стихотворение про него.

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

Какие глаза у светофора?

Дети. Красный, желтый, зеленый.

Логопед. Правильно. Обведите «глаза» светофора и столб, на котором он крепится, простым карандашом, а потом начинайте раскрашивать. Какой карандаш вам нужен, чтобы раскрасить сам светофор?

Дети. Серый или черный.

Логопед. Верно. Сядьте удобно. Правильно возьмите карандаш и начинайте работать.

Дети выполняют задание, логопед следит за правильностью выполнения задания, а потом оценивает работу каждого из детей.

9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить и перечислить задания, которые они выполнит, а потом оценивает их работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Карелина И. В.

Слайд 4

Чтоб на всех автодорогах Аварий не было у нас, Учите правила движенья И помните про наш наказ!

Слайд 5

П равостороннее движение в России было введено 1812 году для экипажей и повозок ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ П ервый светофор был установлен в Москве в 1924 году

Слайд 6

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 1924 году для регулировки дорожного движения на улицах Москвы стал применяться жезл

Слайд 7

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ П ервые предупреждающие знаки появились в 1926 году: «Перекрёсток», «Крутой поворот», «Железнодорожный переезд», «Неровная дорога»

Слайд 8

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «О стровки безопасности» для пешеходов появились в 1933 году.

Слайд 10

Кто в опасности?

Слайд 11

Кто в безопасности?

Слайд 12

ИГРА «Это я, это я, это все мои друзья»

Слайд 13

ПЕРВЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ- ВЕРСТОВЫЕ СТОЛБЫ

Слайд 14

Дорожные знаки

Слайд 15

СВЕТ О ФОР СВЕТ ФОРОС – несущий ,носитель

Слайд 16

Светофор – надежный наш помощник Красный свет – будь осторожным Желтый свет – подожди немножко Зеленый свет – в путь пускаться можно!

Слайд 17

КОНКУРС 1.Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? Потому что автомобиль не успеет затормозить Потому что водитель будет ругаться Потому что 2.Где нужно ждать троллейбус, автобус? В любом месте На обочине дороги В специально оборудованных местах, на остановках

Слайд 18

КОНКУРС 3.Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?? В любом месте Спереди на большом расстоянии сзади на большом расстоянии 4. Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки? Синий квадрат Красный круг Красный треугольник

Слайд 19

КОНКУРС 5. По какому номеру телефона вызывают милицию? 01 02 03 6. По какой стороне улицы у нас принято движение? По любой По правой По левой

Слайд 20

КОНКУРС 7. С какого возраста разрешается ездить детям на велосипедах по дороге? С 7 лет С 14 лет С 18 лет 8. Сколько сигналов у пешеходного светофора? 1 2 3

Слайд 21

КОНКУРС 9. Где можно переходить проезжую часть автомобильной дороги , если нет пешеходного перехода? В любом месте Нигде нельзя переходить 10. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса? Перед автобусом Сзади автобуса

Слайд 22

КОНКУРС 11 . Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный свет уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу? 5 2 мальчика 3 девочки 12. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят вели себя правильно? Никто себя правильно не вёл Двое (кто ушёл домой) Трое ( кто остался играть)

Слайд 23

С 7 шоссе ш о р т ы с с е м ь РЕБУСЫ

Слайд 24

дорога д о м р о г а

Слайд 25

Д водитель в о д к и т е л ь

Слайд 26

О обочина о б о ч к а ш и н а

Слайд 27

АВ автобус а в т о п о р б у с ы

Слайд 28

100 п стоп

Слайд 30

На проезжей части дороги нельзя : 1. Кататься на велосипедах и самокатах. 2. Играть в игры. 3 . Играть с мячом. 4. Перебегать через дорогу.

Слайд 31

Перед нами широкая ________. На перекрестке нет ни __________, ни регулировщика. Прежде чем ступить на _______________, выбери самое безопасное место, где _______ хорошо просматривается в обе стороны. Если по близости нет машин, начинай _______. Посмотри _______, дойдя до середины дороги посмотри _________. Переходи дорогу ________, постоянно следи за дорогой, пока не закончишь _________. Письмо дорога светофора проезжая часть дорога переход по прямой переход налево направо проезжую часть

Слайд 32

ЮНЫЙ ДРУГ! ПОМНИ И СОБЛЮДАЙ ДОРОЖНЫЕ ПРАВИЛА ВСЕГДА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...