Особенности развития произносительной речи дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи
методическая разработка по развитию речи на тему

Особенности развития произносительной речи дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи

 

У всех детей с фонетико-фонетическим нарушением речи отмечаетсязапоздалое речевое развитие, так первые слова у них появляются только к1,5-2 годам, становление фразовой речи происходит примерно в 3-4 года.Несмотря на это, речь детей данной категории, даже к 4 годам остаетсяфонетически несформированной.

Также наряду с нарушениемфонематического слуха и звукопроизношения, у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи отмечаются нарушения просодики(монотонная речь, тихий голос, ускоренный или замедленный темп речи ит.д.).

Н.В. Нищева в своем исследовании отмечала, что у детей снарушением фонетико-фонематической стороны речи отмечаютсяопределенные специфические особенности, такие как [15]:

- они не различают и не анализируют именно те звуки, которые немогут произнести;

- они не различают звуки, которые относятся к разным фонетическимгруппам, несмотря на то, что они артикуляционно сформированы и детииспользуют их в собственной устной речи;

- они не различают звуки, входящие в слово, не могут выделятьопределенный звук в слове, не могут определить последовательность звуковв слове.

Таким образом, можно отметить, что дети с фонетико-фонематическимнарушением речи не воспринимают звук как часть речи, не слышат его. В своей речи они путают, пропускают или замещают не воспринимаемый ими звук. Они не ориентируются в слове, не могут подобрать к нему правильную схему, выделить нужный звук, указать его место.

П.В. Гуровец, С.И. Маевская выявили типичные звуковые расстройствапри фонетико-фонетическом нарушении речи:

1. Межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д,] [н,] [л],[с], [с'] сочетается с отсутствием или горловым произношением звука [р].

2. Боковое произношение шипящих, свистящих, звуков [р] [р'], замена[р] [р'] на [л] [л'].

3. Шипящие звуки формируются в более простом произношении изаменяют свистящие звуки.

4. Смягчение согласных звуков обусловлено спастическимнапряжением средней части спинки языка.

5. Дефекты озвончения, которые рассматриваются как проявленияголосового нарушения [16, с.105].

Таким образом, в исследованиях этих авторов были впервые описаны типичные случаинарушения звукопроизношения у детей с фонетико-фонетическим нарушением речи.

Все дети с фонетико-фонематическим нарушением речи имеютполиморфные нарушения звукопроизношения. Нарушения в речи детейданной категории разных групп звуков сопровождаются определеннымиособенностями, данные особенности обусловлены взаимодействиемречедвигательного и речеслухового анализаторов и акустической близостьюзвуков, которые нарушены у всех детей с фонетико-фонематическимнарушением речи [4, с.39].

Л.В. Лопатина, изучая звукопроизношение детей с фонетико-фонетическим нарушением речи, приводит статистические данныеполиморфных нарушений звукопроизношения:

- нарушение двух фонетических групп звуков (16,7%);

- нарушение трех фонетических групп звуков (43,3%);

- нарушение четырех и больше фонетических групп звуков (40%) [25,с.12].

Таким образом, можно отметить, что для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи характерно нарушение произношения трех и более групп звуков, объединенных фонетически.

Л.В. Лопатина отмечает, что у детей с фонетико-фонетическимнарушением речи самыми распространенными являются нарушения в речисвистящих звуков, потом – нарушения шипящих звуков, менеераспространенными являются нарушения произношения сонорных звуков.

Таким образом, исследование Л.В. Лопатиной позволило выявитьособенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонетическимнарушением речи. Исходя из результатов исследования автора, для этойкатегории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, а самым распространенным является нарушение свистящих звуков.

Особенностями звукопроизношения дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи занималась О.Ю. Федосова. Авторотмечала, что при обследовании звукопроизношения у детей даннойкатегории наблюдаются смещение, искривление, замена и отсутствие звуков[25, с.13].

О.Ю. Федосовой были выявлены следующие особенностизвукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонетическим нарушениемречи:

- ребенок произносит один и тот же звук по-разному, сначала онпроизносит звук правильно, потом его искажает или заменяет другим;

- характер произношения звука ребенком зависит от нахождения звукав слове, от длины самого слова, а также от структуры предложенного слова[38, с.6].

Также, в своем исследовании О.Ю. Федосова определила трудностизвукопроизношения у детей с фонетико-фонетическим нарушением речи,такие как:

- наибольшие трудности звукопроизношения возникают при позициизвука в середине слова и в безударном слоге;

- у ребенка с фонетико-фонематическим нарушением речисохраняется правильное воспроизведение количества слогов и ударения вслове;

- сложным для детей данной категории являются слова со стечениемсогласных, при этом один согласный звук при произношении выпадает;

- когда ребенок переключается от одного слова к другому, возможновыпадение целого слога из слова.

Таким образом, можно отметить, что у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, существуют определенные трудности, которые приводят к неправильному произношению звуков.

В своем исследовании по выявлению особенностей звукопроизношенияпри фонетико-фонетическом нарушении речи В.А. Ковшиков выделил такиеособенности как:

- ребенок произносит звуки непонятно, используя легкий носовой оттенок;

- ребенок правильно произносит изолированные звуки, но в речи данныезвуки становятся неясными и искаженными;

- процесс автоматизации звука у ребенка с фонетико-фонематическимнарушением речи затруднен;

- дыхание ребенка поверхностное, отмечается речь на вдохе, сокращенныйфонационный выдох;

- для ребенка характерен ускоренный или замедленный темп речи [19,с.36].

Таким образом, можно выделить определенные особенности произношения звуков у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, такие как невнятное произношение, нарушение дыхания при произношении звука, а также нарушенный темп речи.

Еще одной особенностью произносительной стороны речи детей сфонетико-фонематическим нарушением речи является несформированностьслухового восприятия, которое характеризуется процессами звукового анализа и синтеза. Нарушение звукового анализа и синтеза, у детей сфонетико-фонематическим нарушением речи, выражается в восприятиисмысловой стороны слова, а сторону фонетическую дети не воспринимают,им не понятна последовательность звуковых составляющих слова. Дети немогут производить звуковой анализ, расчленять на составные частиразличные сочетания звуков, слогов, слов.

Поэтому им требуются специальные упражнения, направленные наформирование умений и навыков звукового анализа и синтеза. Без долгойпрактики упражнений дети с фонетико-фонематическим нарушением речине смогут овладеть правильным чтением и письмом [43].

Таким образом, звуковой анализ и синтез базируются на устойчивомслуховом восприятии, которое нарушено у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, что приводит детей данной категориик нарушению звукопроизношения и трудностям при овладении навыками чтения и письма.

А.М. Пискунов в своих исследованиях обнаружил, что у детей сфонетико-фонематическим нарушением речи вялая и нечеткаяартикуляция, речевой акт своевременно не заканчивается, что приводит кгромкости последнего звука или его выпадению. Артикуляция детей неотрегулирована, уклад примерно соответствует фонеме, но язык можетсближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, также кончик языкаможет проходить в межзубную щель, а корень подниматься до неба, врезультате чего возникает искривление и замена звуков [29, с.61].

Таким образом, у всех детей с фонетико-фонематическимнарушением речи из-за особенностей слухового восприятия, артикуляции,речевого дыхания и голосообразования, отмечается неразборчивая речь инарушения просодической стороны речи.

Поэтому изучение дизонтогенеза речевой деятельности при различныхформах фонетико-фонетического нарушения речи, а также определениестепени проявлений, выяснение этиологии, механизмов, структуры исимптоматики речевых нарушений – важные задачи, решаемые теорией ипрактикой современной логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sysoeva_irina.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности развития произносительной речи дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи

У всех детей с фонетико-фонетическим нарушением речи отмечаетсязапоздалое речевое развитие, так первые слова у них появляются только к1,5-2 годам, становление фразовой речи происходит примерно в 3-4 года.Несмотря на это, речь детей данной категории, даже к 4 годам остаетсяфонетически несформированной.

Также наряду с нарушениемфонематического слуха и звукопроизношения, у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи отмечаются нарушения просодики(монотонная речь, тихий голос, ускоренный или замедленный темп речи ит.д.).

Н.В. Нищева в своем исследовании отмечала, что у детей снарушением фонетико-фонематической стороны речи отмечаютсяопределенные специфические особенности, такие как [15]:

- они не различают и не анализируют именно те звуки, которые немогут произнести;

- они не различают звуки, которые относятся к разным фонетическимгруппам, несмотря на то, что они артикуляционно сформированы и детииспользуют их в собственной устной речи;

- они не различают звуки, входящие в слово, не могут выделятьопределенный звук в слове, не могут определить последовательность звуковв слове.

Таким образом, можно отметить, что дети с фонетико-фонематическимнарушением речи не воспринимают звук как часть речи, не слышат его. В своей речи они путают, пропускают или замещают не воспринимаемый ими звук. Они не ориентируются в слове, не могут подобрать к нему правильную схему, выделить нужный звук, указать его место.

П.В. Гуровец, С.И. Маевская выявили типичные звуковые расстройствапри фонетико-фонетическом нарушении речи:

1. Межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д,] [н,] [л],[с], [с'] сочетается с отсутствием или горловым произношением звука [р].

2. Боковое произношение шипящих, свистящих, звуков [р] [р'], замена[р] [р'] на [л] [л'].

3. Шипящие звуки формируются в более простом произношении изаменяют свистящие звуки.

4. Смягчение согласных звуков обусловлено спастическимнапряжением средней части спинки языка.

5. Дефекты озвончения, которые рассматриваются как проявленияголосового нарушения [16, с.105].

Таким образом, в исследованиях этих авторов были впервые описаны типичные случаинарушения звукопроизношения у детей с фонетико-фонетическим нарушением речи.

Все дети с фонетико-фонематическим нарушением речи имеютполиморфные нарушения звукопроизношения. Нарушения в речи детейданной категории разных групп звуков сопровождаются определеннымиособенностями, данные особенности обусловлены взаимодействиемречедвигательного и речеслухового анализаторов и акустической близостьюзвуков, которые нарушены у всех детей с фонетико-фонематическимнарушением речи [4, с.39].

Л.В. Лопатина, изучая звукопроизношение детей с фонетико-фонетическим нарушением речи, приводит статистические данныеполиморфных нарушений звукопроизношения:

- нарушение двух фонетических групп звуков (16,7%);

- нарушение трех фонетических групп звуков (43,3%);

- нарушение четырех и больше фонетических групп звуков (40%) [25,с.12].

Таким образом, можно отметить, что для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи характерно нарушение произношения трех и более групп звуков, объединенных фонетически.

Л.В. Лопатина отмечает, что у детей с фонетико-фонетическимнарушением речи самыми распространенными являются нарушения в речисвистящих звуков, потом – нарушения шипящих звуков, менеераспространенными являются нарушения произношения сонорных звуков.

Таким образом, исследование Л.В. Лопатиной позволило выявитьособенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонетическимнарушением речи. Исходя из результатов исследования автора, для этойкатегории детей характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, а самым распространенным является нарушение свистящих звуков.

Особенностями звукопроизношения дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи занималась О.Ю. Федосова. Авторотмечала, что при обследовании звукопроизношения у детей даннойкатегории наблюдаются смещение, искривление, замена и отсутствие звуков[25, с.13].

О.Ю. Федосовой были выявлены следующие особенностизвукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонетическим нарушениемречи:

- ребенок произносит один и тот же звук по-разному, сначала онпроизносит звук правильно, потом его искажает или заменяет другим;

- характер произношения звука ребенком зависит от нахождения звукав слове, от длины самого слова, а также от структуры предложенного слова[38, с.6].

Также, в своем исследовании О.Ю. Федосова определила трудностизвукопроизношения у детей с фонетико-фонетическим нарушением речи,такие как:

- наибольшие трудности звукопроизношения возникают при позициизвука в середине слова и в безударном слоге;

- у ребенка с фонетико-фонематическим нарушением речисохраняется правильное воспроизведение количества слогов и ударения вслове;

- сложным для детей данной категории являются слова со стечениемсогласных, при этом один согласный звук при произношении выпадает;

- когда ребенок переключается от одного слова к другому, возможновыпадение целого слога из слова.

Таким образом, можно отметить, что у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, существуют определенные трудности, которые приводят к неправильному произношению звуков.

В своем исследовании по выявлению особенностей звукопроизношенияпри фонетико-фонетическом нарушении речи В.А. Ковшиков выделил такиеособенности как:

- ребенок произносит звуки непонятно, используя легкий носовой оттенок;

- ребенок правильно произносит изолированные звуки, но в речи данныезвуки становятся неясными и искаженными;

- процесс автоматизации звука у ребенка с фонетико-фонематическимнарушением речи затруднен;

- дыхание ребенка поверхностное, отмечается речь на вдохе, сокращенныйфонационный выдох;

- для ребенка характерен ускоренный или замедленный темп речи [19,с.36].

Таким образом, можно выделить определенные особенности произношения звуков у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, такие как невнятное произношение, нарушение дыхания при произношении звука, а также нарушенный темп речи.

Еще одной особенностью произносительной стороны речи детей сфонетико-фонематическим нарушением речи является несформированностьслухового восприятия, которое характеризуется процессами звукового анализа и синтеза. Нарушение звукового анализа и синтеза, у детей сфонетико-фонематическим нарушением речи, выражается в восприятиисмысловой стороны слова, а сторону фонетическую дети не воспринимают,им не понятна последовательность звуковых составляющих слова. Дети немогут производить звуковой анализ, расчленять на составные частиразличные сочетания звуков, слогов, слов.

Поэтому им требуются специальные упражнения, направленные наформирование умений и навыков звукового анализа и синтеза. Без долгойпрактики упражнений дети с фонетико-фонематическим нарушением речине смогут овладеть правильным чтением и письмом [43].

Таким образом, звуковой анализ и синтез базируются на устойчивомслуховом восприятии, которое нарушено у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, что приводит детей данной категориик нарушению звукопроизношения и трудностям при овладении навыками чтения и письма.

А.М. Пискунов в своих исследованиях обнаружил, что у детей сфонетико-фонематическим нарушением речи вялая и нечеткаяартикуляция, речевой акт своевременно не заканчивается, что приводит кгромкости последнего звука или его выпадению. Артикуляция детей неотрегулирована, уклад примерно соответствует фонеме, но язык можетсближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, также кончик языкаможет проходить в межзубную щель, а корень подниматься до неба, врезультате чего возникает искривление и замена звуков [29, с.61].

Таким образом, у всех детей с фонетико-фонематическимнарушением речи из-за особенностей слухового восприятия, артикуляции,речевого дыхания и голосообразования, отмечается неразборчивая речь инарушения просодической стороны речи.

Поэтому изучение дизонтогенеза речевой деятельности при различныхформах фонетико-фонетического нарушения речи, а также определениестепени проявлений, выяснение этиологии, механизмов, структуры исимптоматики речевых нарушений – важные задачи, решаемые теорией ипрактикой современной логопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи

Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Статья на тему «Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»

Статья на тему:«Особенности  развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми с...

Развитие лексико- грамматических и фонетико- фонематических компнентов речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие лексико- грамматических и фонетико- фонематических компонентов речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в б...