Лексические упражнения по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Проверить насколько богат лексический словарь детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskie_uprazhneniya_razvitie_rechi.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексические и грамматические игры и упражнения
Цель: Проверить насколько богат лексический словарь детей
Дети сидят на стульях полукругом напротив воспитателя.
Упражнение 1 «Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Оборудование : Сенсорная коробочка
Взрослый достает из коробки предметы, называет их, ребенок называет признаки, отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?
Дети справились с заданием, воспитатель просит детей посмотреть под их стульями есть ли посторонние предметы. Два человека увидели под своими стульями солнце и платье. С помощью этого упражнения дети будут учиться подбирать к существительному как можно больше прилагательных.
«Укрась слово»
Дети делятся на две команды. Каждой команде даётся слово и за определённое время нужно набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Получает дощечку та команда, которая набрала больше прилагательных.
Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.
«Кто больше увидит и назовет»
С помощь. Этого предложения дети смогут выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
По группе разложены игрушки: кукла под ней карточка с цифрой 1, зайчик (цифра 2), кошка (цифра 3).
Взрослый предлагает детям найти игрушку, которая обозначена цифрой 1. Нашли. Рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы).
Затем нашли зайчика. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий), значит, он короткохвостый. Увидели кошку. Она гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы даются дощечки для прокладывания дорожки.
Физминутка: Танец с куклами.
Дети уселись на стульях перед воспитателем, с помощью следкющего задания дети вспомнят как подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Упражнение «Кто что умеет делать»
Картинки с домашними животными разложены по группе так, что не видно лицевую сторону.
Ребенок выбирает картинку, подходит, открывает и рассказывает о ней по примеру: кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается дощечка для тропинки.
«Где что можно делать». Картинки времена года.
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)
«Кто больше слов скажет»
Работа с книгой со скзками
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
«Найди точное слово»
Выставить все предметы
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
Сидят за столами
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба. (плавает), кузнечик. (прыгает), уж. (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух. (кукарекает, тигр. (рычит), мышь. (пищит), корова. (мычит).
Публикации по теме:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»
Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".
В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация &q...
перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по лексическим темам
МЕСЯЦТЕМАЦЕЛЬСЕНТЯБРЬ«Здравствуй детский сад«Мы – воспитанники старшей группы» Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на з...
Игры и упражнения по развитию речи в старшей группе
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений...
Картотека речевых игр и упражнений для развития речи детей старшей группы
Речевые игры и упражнения можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментов, индивидуальной работе с детьми....
Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме «Дом, в котором я живу».
Предлагаемый комплекс речевых игр и упражнений даст возможность родителям в домашних условиях способствовать расширению словарного запаса и грамматического строя речи детей с ТНР старшего дошкольного ...
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в старшей группе.
Упражнения по развитию речи...