Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы. Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 «Весна. Перелетные птицы»

Тема: «Весна. Перелетные птицы».

Подготовила:  Крупнова М.В. – воспитатель.

Программные задачи:

1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы, употреблять обобщающие слова(перелетные, зимующие).

2. Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, употреблять в речи предлоги НА, С.

3. Составлять описательный рассказ о весне.

4. Развивать элементы логического мышления.

5. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход НОД.

Воспитатель. Тает снежок,

ожил лужок,

день прибывает,

когда это бывает?

Воспитатель. Правильно, весной.

- Сейчас у нас какое время года?

- Как называются весенние месяцы?

- Сейчас какой по счету месяц?

- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта.

(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне: достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску)

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Воспитатель: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.

Воспитатель: - А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).

(Выставляет картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка,)

- Что общее есть у всех птиц?

(Выставляет картинки – символы, дети по очереди рассказывают)

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

Воспитатель: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.

1. Дидактическая игра «Кого не стало?»

Воспитатель: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)

ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль

3. Физминутка:

«Я-дрозд, ты-дрозд» - игра на коммуникативное общение:

(дети встают парами)

Я-дрозд, - (показывают каждый на себя)

И ты-дрозд - (показывают друг на друга)

У меня есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки - (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)

Мы два друга – (берутся за руки)

Мы любим друг друга – (обнимаются)

Воспитатель: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель:– Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.

Воспитатель: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Воспитатель:– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Воспитатель: - Как называются птенцы?

4. Дидактическая игра «Назови птенцов».

У утки – утята

У гуся – гусята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

У кукушки – кукушата

5. На доску выставляется картинка с изображением скворечника.

Воспитатель: - Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение “Скворец живёт в скворечнике”

Воспитатель: - У меня еще есть волшебные картинки – помощники, сейчас каждый возьмет себе одну, и выполнит действие, которое зашифровано на картинке, а потом нам расскажет, что он сделал.

(Дети выбирают по одной картинке – схеме предлогов НА, С и выполняют действия)

Воспитатель: - Куда села птица? (Птица села на дерево (на забор, на куст)

- Откуда слетела птица? (Птица слетела с дерева, с забора, с куста)

Воспитатель: – Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.

(Дети составляют предложения по картинкам –символам).

Дети: - Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, но ведь в лесу не только они, но и звери встречают весну. Как же звери готовятся к весне, давайте посмотрим.

5. Игра – драматизация «В лес пришла весна»

Сорока:

- О весне я стрекотала,

Целый день в лесу летала.

Вот бы тут был телефон…

Ой, смотрите, вот же он! (берет телефонную трубку)

- Первым мишку разбужу.

О весне ему скажу. (Набирает номер)

- Разоспался наш Мишутка,

Разбудить его не шутка.

Медведь:

- Алло!

Сорока:

- Алло! Алло! Звонит Сорока!

Медведь:

- Что случилось, белобока?

Сорока:

- Мишенька, весна пришла.

По лесу идет она!

Медведь:

- Вот так новость принесла!

Говоришь, весна пришла?

Лапу я сосал пол – года,

А теперь поесть бы меда!

Сорока:

- Надо мне поторопиться,

Позвонить куме – лисиц! (Набирает номер)

Лиса:

- Алло!

Сорока:

- Алло! Алло! Звонит Сорока!

Лиса:

- Что случилось, белобока?

Сорока:

-Лисонька, весна пришла.

По лесу идет она!

Лиса:

- Ах, Сорока, как я рада!

Лучшей новости не надо!

Хватит мерзнуть в темной норке,

Сяду греться на пригорке.

Сорока:

- Ну-ка зайца разыщу,

Ему новость сообщу. (Набирает номер)

Заяц:

- Алло!

Сорока:

- Алло! Алло! Звонит Сорока!

Заяц:

- Что случилось, белобока?

Сорока:

- Заинька, весна пришла.

По лесу идет она!

Заяц:

- Побегу я по кустам,

Расскажу и тут и там.

Что весна в наш лес пришла

И тепло всем принесла!

Весна:

- Ярче солнышко сияй,

Нашу землю согревай.

Чтоб скорей раскрылись почки,

Чтобы выросли цветочки,

Чтобы птицы прилетели,

Свои песенки запели.

Зеленеет пусть трава,

Пусть ручейки везде звенят,

И бабочки к цветам летят!

(Весна дарит детям подарки – маленькие солнышки.)

Подведение итога: О ком говорили на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "перелетные птицы"

Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.  Упражнять...

Конспект занятия для средней группы: "Перелетные птицы"

1. Название конспекта2. Задачи.3. Ход занятия:- Кинессилогия- Мотивация- Элемент сюжетно-ролевой игры- Словарная работа- Разные виды игр и упражнения- Вопрсы детям- Загадки- Релаксация4. Итог....

Конспект занятий в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"

Конспект занятий по оркужающему миру о перелетных и зимующих птицах Содержит информацию о видах птиц, о самих птицах, а также загадки....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Перелетные птицы"

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной в старшей группе на тему "Перелетные птицы"...

Презентация к занятию в старшей группе "Перелетные птицы"

Презентация к занятию в старшей группе "Перелетные птицы". какие птицы называеются перелетными, их виды и особенности...

Конспект занятия в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы».

Составила воспитатель первой категории: Кривогина Мария Олеговна.Время занятия: 30 минут.Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.Задачи&nd...

Конспект занятия в старшей группе на тему: « Весна. Перелетные птицы»

Образовательная область «Познавательное развитие»...