Конспект НОД в подготовительной группе "Сказочное путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Авдевнина Инна Викторовна

Цель: Расширить представления детей об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по развитию речи32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 368 кировского района Волгограда»

V районный конкурс профессионального мастерства «Педагогический Олимп»

Номинация «Мое лучшее занятие»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Сказочное путешествие»

Составила воспитатель

высшей категории

Авдевнина Инна Викторовна

Волгоград 2018

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тип: интегрированное занятие.

Возраст: 6-7 лет.

Формы непосредственно образовательной деятельности:

  • двигательная (физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика);
  • игровая (дидактическая игра, игровые упражнения, пантомимика);
  • коммуникативная (беседа, объяснение, сюрпризный момент);
  • музыкально – художественная (слушание аудиозаписи ««Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.)

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Цель: Расширить представления детей об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.

Задачи:

1. Образовательная: Закрепить знание детей об особенностях сказочного жанра. Учить отвечать на вопросы полным ответом.

2. Развивающая: Развивать память, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, умение работать в коллективе.

3. Воспитательная: Воспитывать у детей любовь к сказкам, способность сочувствовать, сопереживать, готовность оказать помощь.

Словарь новых слов: жанр, волшебные, бытовые

.

Предшествующая работа:

- чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, прослушивание на CD;

- рисование, аппликация, лепка на тему: «Любимый сказочный герой»

- Д/и «Кому, что нужно?»; «Что перепутал художник?»; «Угадай, кто я?»; «По дорогам сказок»; «Загадки – отгадки»; «Собери сказку».

- Словесные игры «Закончи фразу», «Придумай предложение», «Сочиняем сказку».

Материалы и оборудование: Мультимедийные презентации. «Письмо» из страны сказок, конверты с заданиями, разрезные картинки по мотивам сказок. Картинки с изображением волшебных предметов. Видеоматериал, сюрприз..

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Этапы работы

Содержание деятельности воспитателя

Содержание деятельности детей

1.Вводная часть.

Задачи для воспитателя: создать условие для образовательной деятельности, сюрпризный момент,

Задачи для воспитанников:

Слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы.

Методы: рассказ, беседа

-Ребята подойдите ко мне, пожалуйста

Мы стоим, рука в руке,

Вместе мы большая сила

Можем маленькими быть,

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как поле с плугом.

Как ветер с морем, трава с дождями.

Как дружит солнце со всеми нами!

Дети по пути в детский сад я нашла странный конверт. На нём адрес: г.Волгоград, детский сад «Крепыш», ребятам подготовительной группы. Что внутри я не знаю. Давайте посмотрим!

Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его!

«Здравствуйте ребята! Пишут вам жители огромной страны сказок. Мы живём далеко – далеко, за горами за морями, за дремучими лесами. В Тридесятом царстве государстве. У нас случилась беда. Злой волшебник похитил все сказки, и вернёт их нам только тогда, когда мы выполним все его задания. Милые ребята если вы любите мечтать, верите в чудеса, помогите нам вернуть сказки. С уважением к вам, ваши друзья из страны сказок!»

-Вы любите сказки?

Тогда нам немедленно нужно браться за дело.

Дети становятся в круг

-Да

-Да, любим!

2.Основная часть.

Задачи для воспитателя: ознакомить детей с особенностями сказочного жанра, развивать звуковую культуру речи, мелкую моторику, двигательную активность, словарный запас, воспитывать интерес к русской народной культуре, традициям. Развивать выразительность речи, умение эмоционально и выразительно общаться, развивать воображение, пантомимические навыки.

Задачи для воспитанников: принимать активное участие в отгадывании загадок, отвечать на вопросы воспитателя. Методы: рассматривание иллюстраций, фото, презентации, беседа, рассказ

-Предлагаю превратиться в добрых волшебников и помочь сказочным героям. Согласны? Усаживайтесь рядом со мной и полетим на ковре-самолете.

-Сначала нужно вспомнить что такое сказка?

-Кто придумывает сказки?

-Назовите авторов, с чьими сказками мы знакомились?

- Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные  истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Существуют  сказки: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

-Что в сказках происходит необычного?

-Давайте вспомним, как начинаются сказки, какими словами?

-А какими словами заканчиваются?

-Вот наша первая остановка, здесь вас ждут загадки.

Игровая ситуация: «Отгадай загадку»

(Показ слайдов «Путешествие в мир сказок»)

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

-Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются  сказками о животных.

Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

- Да они обладают хитростью, сообразительностью.

Какая Лиса?

А волк?

Какой медведь?

А заяц?

-Дурные качества  характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках. Положительные черты характера прославляются?

А сейчас мы отправляемся в театр, согласны?

Игра пантомимика «Представите себе» 

Игровая ситуация: "Угадай, сказку по фрагменту"

(Просмотр видеоролика)

-Бытовые сказки похожи на сказки о животных.

В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Игровая ситуация - «Добрые – злые»

- Я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать из какой он сказки и какой поступок он совершил добрый или злой?

(Снежная королева, Дюймовочка, Мачеха, Карабас-Барабас, Буратино, Доктор Айболит, Баба Яга))

Физкультминутка под музыку «Буратино»

Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение.

Назовите сказки с элементами превращения.

С какими нечистыми силами там сражается герой?

Герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы,  животные выступают в роли чудесных помощников

В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?

Раз, два, три, четыре, пять! Будем с вами мы играть!

Все скорее в круг вставайте, скорее сказки угадайте!

Игровая ситуация: «Волшебный сундучок».

- В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Мы будем передавать сундучок, вынимать предметы, а вы должны отгадать из какой он сказки.

  • Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино».
  • Туфелька – «Золушка».
  • Монетка – «Муха-цокотуха».
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  • Яйцо – «Курочка Ряба».
  • Яблоко – «Гуси-лебеди».
  • Перо Жар – птицы – «Сивка-бурка».
  • Золотой ключик – «Золотой ключик или приключения Буратино».
  • Лук и стрела – «Царевна – лягушка».
  • Горшок мёда – «Вини - Пух».

В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас соберет свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.

Чтобы правильно и быстро выполнить задание сделаем гимнастику для пальчиков

«Любимые сказки»:

Будем пальчики считать (Фонарики)

Будем сказки называть (Сжатие пальцев)

Рукавичка, теремок

Колобок румяный бок

Есть снегурочка краса

Три медведя, волк, лиса

Репку мы не позабудем

Знаем волка и козлят

Этим сказкам каждый рад!

Игровое задание: «Сложи картинку»

(Звучит песенка страны сказок)

-Это выдуманное произведение

-Их придумывает  народ, авторы.

-А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Г.Х.Андерсен, А.Волков, Ш.Перро и др.

-Звери разговаривают, герои которые не существуют на самом деле.

-Жили-были, в некатором царстве и т. д.

-«Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец». « Стали они жить долго и счастливо».

Дети отгадывают загадки

-Звери разговаривают, ведут себя как люди.

-Хитрая

-Глупый и жадный

-Доверчивый

-Трусливый.

Дети изображают сказочных персонажей, используя маски

Дети отгадывают по фрагменту сказку

Дети составляют свои рассказы

-Дети отвечают. (Царевна лягушка, Сивка-бурка, и др.)

- С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным

- Главный герой — сильный и добрый

Добро вознаграждается, а зло наказывается.

Дети становятся в круг, передают сундучок друг другу, вынимая предметы.

Дети выполняют движения

3.Заключительная часть.

Задачи для воспитателя: 

Учить детей объективно оценивать свою работу

Задачи для воспитанников: делать выводы,

анализировать свою работу

Методы: объяснение, показ

Воспитатель: Что у вас получилось?

-Молодцы ребята все задания мы выполнили, и злой волшебник освободил все сказки!

-Дети как вы думаете, чему учат нас сказки?

Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?

-Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.

-Что помогло нам справиться с заданиями?

-Вы очень дружные ребята, и хорошо знаете сказки, это и помогло вам справиться с заданиями.

Воспитатель:

В мире много сказок - грустны и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них,

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло.

-Я думаю, герои сказочной страны остались довольны, мы выполнили все задания, все сказочные герои вернулись в свои сказки.

-Наше путешествие закончено, я хочу вас поблагодарить за работу и подарить подарок.

(Эмблема «Знаток сказок»)

-Предметы из сказок (Перечисляют)

-Быть добрыми, смелыми, дружными помогать слабым, быть трудолюбивыми, как победить зло, лож, коварство, не терять веру в удачу, любить родину.

-Наша дружба!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие капельки»

На занятии детям дается представление о круговороте воды в природе, о трех состояниях воды (твердом, жидком, газообразном); закрепляются знания детей о способах очистки воды....

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по родным местам"

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к родному городу.В заключительном мероприятии образовательного проекта "С юбилеем, родной город систематизируется знания  детей о родном го...

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в прошлое"

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, конспект направлен на познавательное развитие- формирование представлений о цивилизации....

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие Капельки".

НОД направлена на формирование представлений детей о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие по городу профессий"

Расширение и конкретизация представлений детей о профессиях людей (образовательная область "Познавательное развитие")...

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну весны»

Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну весны»...