Консультация для педагогов "Использование сказкотерапии для коррекции речи дошкольников"
консультация по развитию речи на тему
Определить значимые возможности сказки для коррекции речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов "Использование сказкотерапии для коррекции речи дошкольников"
Актуальность
- предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве
- сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста детьми
- Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции
Сказкотерапия
- Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значимы, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
- Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для дошкольника форме влиять на развитие речевых и психических функций
Использование сказкотерапии с детьми с ОВЗ
- Основным и обязательным условием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у детей с ОВЗ считается комплексный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятельности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
- Применяемые приёмы сказкотерапии позволяют детям с ОВЗ получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи
Цели и задачи
Цель сказкотерапии: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально – экспрессивной сферы дошкольников.
ЗАДАЧИ:
- Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Эффективность игровой мотивации детской речи.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
- Развитие мелкой моторики.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики). Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору
Логосказка
Виды логосказок
Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии
За основу в своей работе я взяла русскую народную сказку «Репка» и использовала данную сказку на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях
Артикуляционная гимнастика
Проснулся дед (Ребенок ставит фигурку деда), открыл окно (упражнение «Окошко» ) и начал делать зарядку(упражнение «Качели») Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка» ) с вареньем(упражнение «Вкусное варенье»).Вышел дед в огород (упражнение «Забор») и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата»).Начала репка расти (упражнение «Грибок»).
Пальчиковая гимнастика
упражнение «Репка».- двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы. - упражнение «Собака». - средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки - это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх - это «уши». - упражнение «Кошка»- средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки. - упражнение «Мышка» - кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам
Автоматизация звука
Автоматизация звука [Л] в слогах: Посадил дед репку. Он ее поливал утром и вечером: л-л-л-л Вокруг репки траву полол: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу. Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул- ыл-эл, ыл-эл-ал. А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ- сла-слу. Но вытянуть не может
Лексико-грамматические задания
Игра «Доскажи словечко».
Услышала мышка, что ее зовут. из дома …выбежала, по дорожке ... побежала. Через мостик речку ... перебежала, к огороду ... прибежала, в калитку ... забежала, к деду близко ... подбежала.
Сказка "мышки"
Формирование связной речи
Пересказ сказки с элементами драматизации
Выводы:
Таким образом, использование сказкотерапии позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях
«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень» (Ирина Токмакова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Отчет по плану самообразования на тему "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"
Отчет по плану самообразования на тему "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...
План самообразования "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"
План самообразования "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...
Консультация для воспитателей «Физкультминутки в коррекции речи дошкольников»
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчик...
Консультация для педагогов "Сказкотерапия в коррекции детских страхов"
Большинство детей сегодня переживают страхи, которые им не подвластны. Ребенок очень сильно реагирует на события, происходящие в его жизни, а также на все, что его окружает....
Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»
Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...
Влияние сказкотерапии на развитие речи дошкольников
На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...