Консультация для педагогов "Использование сказкотерапии для коррекции речи дошкольников"
консультация по развитию речи на тему

Пиценко Наталья Григорьевна

Определить значимые возможности сказки для коррекции речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов "Использование сказкотерапии для коррекции речи дошкольников"

Актуальность

  1. предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве
  2. сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста детьми
  3. Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции

Сказкотерапия

  1. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значимы, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
  2. Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для дошкольника форме влиять на развитие речевых и психических функций

Использование сказкотерапии с детьми с ОВЗ

  1. Основным и обязательным условием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у детей с ОВЗ считается комплексный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятельности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.        
  2. Применяемые приёмы сказкотерапии позволяют детям с ОВЗ получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи

Цели и задачи

Цель сказкотерапии: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально – экспрессивной сферы дошкольников.

ЗАДАЧИ:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии
  •  Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  •  Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  •  Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. › Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  •  Развитие мелкой моторики.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики). › Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору

Логосказка

Виды логосказок

Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений. Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии

За основу в своей работе я взяла русскую народную сказку «Репка» и использовала данную сказку на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях

Артикуляционная гимнастика

Проснулся дед (Ребенок ставит фигурку деда), открыл окно (упражнение «Окошко» ) и начал делать зарядку(упражнение «Качели») Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка» ) с вареньем(упражнение «Вкусное варенье»).Вышел дед в огород (упражнение «Забор») и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата»).Начала репка расти (упражнение «Грибок»).

Пальчиковая гимнастика

упражнение «Репка».- двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы. - упражнение «Собака». - средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки - это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх - это «уши». - упражнение «Кошка»- средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки. - упражнение «Мышка» - кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам

Автоматизация звука

Автоматизация звука [Л] в слогах: Посадил дед репку. Он ее поливал утром и вечером: л-л-л-л Вокруг репки траву полол: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу. Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул- ыл-эл, ыл-эл-ал. А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ- сла-слу. Но вытянуть не может

Лексико-грамматические задания

Игра «Доскажи словечко».

Услышала мышка, что ее зовут. из дома …выбежала, по дорожке ... побежала. Через мостик речку ... перебежала, к огороду ... прибежала, в калитку ... забежала, к деду близко ... подбежала.

Сказка "мышки"

Формирование связной речи

Пересказ сказки с элементами драматизации

Выводы:

Таким образом, использование сказкотерапии позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях

«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень» (Ирина Токмакова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Отчет по плану самообразования на тему "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"

Отчет по плану самообразования на тему "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...

План самообразования "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"

План самообразования "Сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...

Консультация для воспитателей «Физкультминутки в коррекции речи дошкольников»

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчик...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия в коррекции детских страхов"

Большинство детей сегодня переживают страхи, которые им не подвластны. Ребенок очень сильно реагирует на события, происходящие в его жизни, а также на все, что его окружает....

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...

Влияние сказкотерапии на развитие речи дошкольников

На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у де...