Комплексное занятие в старшей группе: «На море-океане, на острове Буяне».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Комплексное занятие по развитию творческо-речевых способностей у детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie.docx | 456.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по развитию
творческо-речевых способностей у детей старшей группы:
«На море-океане, на острове Буяне».
Программное содержание:
- Развивать интерес к художественной литературе; формировать эмоциональное отношение к произведению; воспитывать любовь к поэзии Пушкина. Упражняться в подборе определений, расширять словарный запас.
- Развивать музыкальную память через узнавание мелодий, относящихся к определенному образу, используя сопровождение литературных произведений музыкальным произведением (опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…») способствовать повышению эмоционального восприятия и более глубокому проникновению в художественный образ.
-Закреплять навыки счета в пределах 10 и обозначения порядкового номера, способствовать накоплению сенсорного опыта, используя построение плоскостных фигур из разрезных частей.
- учиться создавать образную картину, применяя, полученные ранее навыки. Упражняться в вырезании симметричного узора из ватного диска, сложенного вдвое, красиво располагать изображение на листе.
- Упражняться в построении в одну шеренгу, в беге врассыпную по сигналу воспитателя; развивать ориентировку в пространстве.
- закреплять навыки распознавания насекомых по их внешнему облику, знания их названий и способов передвижения.
Предварительная работа:
- Чтение 5-и сказок А.С.Пушкина:
1. «Сказка о царе Салтане…»;
2. «Сказка о рыбаке и рыбке»;
3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
4. «Сказка о попе и его работнике Балде»;
5. «Сказка о золотом петушке».
- Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
Материал: портрет А.С.Пушкина, картины с изображением царевны Лебеди, карточки с цифрами от 1 до 10 (2 экземпляра, мешочек с шариками из фольги и мешочек с плоскими фигурами круга, разрезанными по принципу «Ключ-замок»); столы, подносы с ножницами и ватными дисками, клей и кисточки для клея, клеёнки для работы, ноутбук, проектор, видеозаписи: мультфильм «Сказка о царе Салтане…» и аудиозаписи: музыка Римского-Корсакова – увертюра «3 чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане…», шум моря, звуки природы, ватман, тонированный в голубой цвет. картинки с изображением (10 – Царевна лебедь, 10 –33 богатыря, 10 – белочка).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы очень любите сказки? Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к сказке. Согласны?.....
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Чтобы в сказку нам прибыть ,
Нужно море переплыть.
А в море сказочные волны…
И острова загадок полны…
Давайте встанем друг к другу поближе и скажем вместе такие слова:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три …
Сказка, мы в гости пришли!»
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Сегодня мы побываем в чудесной сказке, которую написал замечательный русский поэт. Догадайтесь, о каком поэте идет речь?
Много сказок сочинил
В лукоморье путь открыл –
В страну, где с чудесами
Встречаемся мы с вами.
Это Александр Сергеевич Пушкин
На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина.
Воспитатель: Какие вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина?
Сегодня я предлагаю вам, отправится в одну из сказок А.С. Пушкина.
А в какую сказку мы приплыли, посмотрите (видео мультфильм)
Три девицы под окном пряли поздно вечерком
(Ответы детей «Сказку о царе Салтане…»).
- Какие герои живут в этой сказке?
Кто из героев вам понравился больше?
Почему?
- Расскажите, как получилось, что молодая царевна с сыном оказалась на незнакомом острове.
- (Ответы детей).
- Кто сделал это и почему?
- Как вы думаете, почему Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха подменили письма царя и царицы?
- Какими были Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха в сказке? (Жадные, скупая, злые, завистливые, вредные, сварливые, ворчливые). Объясните, как вы это поняли?
- Каким вам показался Царь Салтан?
Какими словами можно сказать о нём, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый, беспомощный). Объясните, как вы это поняли?
Игра «Какой»
Царь добрый а Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха злые……
Коршун черный, а царевна Лебедь…
Князь Гвидон молодой, а царь Салтан…
Коршун большой, а комар…
Ручеек маленький, а море….
У комара нос длинный, а у мухи….
- Кем приходится царь Салтан князю Гвидону?
Ответы детей: отцом.
(картинки насекомых на столе)
Воспитатель:
- В каких насекомых превращался в сказке царь Гвидон?
(звуки насекомых)
- Эти насекомые прислали нам свои песенки, давайте послушаем.
- Как вы думаете, какое насекомое мы сейчас слышим?
- А это чей голос?
- Какой голос у комара? (тонкий, высокий)
- А какой голос у шмеля?(…, низкий)
Давайте попробуем им подпевать
имитация - звуков произношение звука З в разных тональностях).???
- А как выдумаете, почему царевна Лебедь не превратила князя Гвидона в муравья?
Ответы детей.
Воспитатель:
- В сказке есть чудеса? Какие?:
1 чудо: (видео)
«В свете ж вот какое чудо…»
«Остров на море лежит
Град на острове стоит
С златоглавыми церквями
С теремами и садами …
Ель растет перед дворцом…»
Воспитатель:
- Посмотрите, белочка прислала нам 2 мешочка и просила проверить – не потерялось ли что из них.
Задание: Подсчитать, сколько орешек было у белочки (собирание золотых скорлупок (плоская фигура круга), подсчет ядер, больше - меньше и на сколько). Спрятать 1 орешек. Обратить внимание детей на блестящий предмет.
Все у белочки в порядке, слуги ее охраняют надежно!
2 чудо: (видео)
«Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой
Расплеснется в скором беге
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя 33 богатыря
И той страже нет надежней
Ни храбрее, ни прилежней …»
Воспитатель:
- Какими были в сказке 33 богатыря?
Давайте с вами поиграем и представим, что мы тоже богатыри, построимся в 2 шеренги, посчитаемся по порядку и получим свой порядковый номер. Я буду произносить слова, а вы произвольно двигаться. Как только вы услышите сигнальное слово «стоят», быстро встаете на свое место. Побеждает та команда, которая построится правильно первой.
- Подвижная игра по типу «Море волнуется..»
Построение в две шеренги после произвольных движений на скорость.
Сигнальное слово СТОЯТ.
Встать правильно так, как стоял изначально.
(Звучит аудиозапись «Шум моря».).
Воспитатель:
Море вспенилось бурливо
Разбросало всех игриво
Вдруг затихло все и вряд
Все богатыри стоят.
Воспитатель: Еще поиграем?
(Игра повторяется 2 раза)
3 чудо: (видео)
Воспитатель:
«За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
А сама то величава
Выступает будто пава,
А как речь то говорит
Словно реченька журчит»
А как вы думаете, что значит: выступает словно ПАВА? Пава – это птица павлин, с большим, красивым хвостом, который она распускает словно веер. Ну, а в народе это слово применяется к
женщине с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой.
Задание: Узнать музыкальную картинку.
Воспитатель: «Композитор Римский-Корсаков нарисовал три чуда музыкальными звуками». Давайте послушаем эти музыкальные картины и попробуем угадать, какое это чудо. На столах у вас лежат картинки с изображенными на них чудесами. Вы слушаете музыку и поднимаете карточку с чудом, изображенным композитором.
(Музыкальные чудеса из оперы «Сказка о царе Салтане…» Н.А. Римского-Корсакова. Слушание увертюры. Детям раздаются разные картинки: белка, 33 богатыря, Царевна - лебедь).
Воспитатель: многие художники захотели запечатлеть дивную красоту царевны Лебеди. А вот художник Михаил Врубель нарисовал принцессу Лебедь вот так:
Рассматривание картины «Царевна Лебедь» Михаила Врубеля.
Давайте с вами тоже попробуем создать дивный образ этой красавицы.
Аппликация «Царевна Лебедь» из ватных дисков. Коллективная работа.
- сложение ватного диска пополам,
- вырезывание треугольных частей (создание пера),
- приклеивание пера на лист бумаги голубого цвета.
Воспитатель:Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась! Мы возьмем ее с собой на память и покажем нашим родителям. А сейчас нам пора возвращаться назад в группу. Понравилось вам в гостях у сказки? Значит, мы с вами обязательно еще не один раз придем к ней в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"
Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...
Комплексное занятие в старшей группе "Сохрани свое здоровье"
Занятие о вредных привычках, о том как важно беречь и сохранять свое здоровье....
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна пришла»(подготовительная группа)
Цели. • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. • Развивать речь детей, воображение, логи...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие по островам»
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. -поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание поиграть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопом...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «По дорожкам радуги в подготовительную группу».
Составила: Иванова Евгения Анатольевна (воспитатель высшей квалификации)...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе " Морское путешествие по сказочным островам"
закрепление полученных знаний и умений, которые дети получили в течение учебного года....