Конспект занятия по речевому развитию "Весна пришла" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Знакомство детей с временем года весна, её характерными признаками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0001ff8b-fa605155.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию «Весна пришла»
Цели:
Закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна».
Развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный речевой выдох, мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, умение замечать красоту природы.
Оборудование и материалы: картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картинки (зимующие птицы, перелетные птицы), картинки с изображением птиц (зимующие, перелетные, домашние), карандаши (синий, зеленый, красный).
Ход занятия
Доброе утро тем, кто проснулся.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Доброе утро людям и птицам.
Доброе утро приветливым лицам.
Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.
Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И становится теплей.
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла… (весна).
Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.
- Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).
- Вспомните приметы ранней весны (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы и т.д.)
- Как много признаков весны вы назвали!
Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое?”
Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо, весной какое? (Весеннее). (Облако, утро, погода, ручьи, капель, трава, проталинка, сосулька, дождь, день, сад, снег, перезвон.)
Физкультминутка «ВЕСНА»
Ушла зима, пришла весна,
(ходьба на месте)
Нас очень радует она.
(хлопать в ладоши)
Небо синеет и солнышко греет.
(сводят и разводят руки над головой)
Подснежник цветет и трава зеленеет.
(упражнение «цветок»)
Давайте теперь, раз вы всё знаете, расскажем, что бывает весной. Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.
Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).
Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).
На крышах вырастают белые морковки (сосульки).
И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).
Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).
Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки), которые бегут-звенят по всем (дорожкам), зовут в гости весну.
На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки).
А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).
И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).
Их называют… (подснежниками).
А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).
Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда).
А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)
Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.
Хоровод «Матушка-Весна»
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!
(Можно - двое детей зелеными веточками образуют ворота)
Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет!” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)
Они летать умеют
Их пух, и перья греют. (Птицы)
- Как называют птиц, которые возвращаются весной в родные края (перелетные).
- Какая птица открывает весну? (Загадываю загадку.)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
- Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (Дети отвечают.)
- Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…скворец .
- Как называется домик у скворца? Дети отвечают (скворечник).
-Какие ещё птицы к нам прилетают весной? (Скворец, соловей, стриж, ласточка, журавли и другие). Давайте для них вспомним пальчиковую гимнастику.
Перелетные птицы Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! | Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица. |
Показываю картину «Грачи прилетели».
- Нравится, ли вам картина?
- Что именно в ней нравится?
- Как называется картина? («Грачи прилетели»)
- Кто написал эту картину? (А.Саврасов)
- Какое время года изобразил Алексей Кондратьевич Саврасов? (Весну)
- Какую весну (раннюю или позднюю) художник изобразил на картине (Раннюю).
- Докажите, что это ранняя весна (Снег темный, грязный, прилетели грачи, тает снег…).
- Дети, подумайте и назовите слова – признаки, грачи какие? (Большие, чёрные, умные, шустрые, дружные, полезные, крикливые, перелётные…).
- Что делают грачи? (Летают, кричат, клюют, вьют, ловят жуков, защищают, открывают весну…).
- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
- Как бы вы назвали картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны). Так какое время года изображено на картине?
- Дети, а теперь вспомним ещё раз зимующих и перелетных птиц (вывешивает на доску).
- У вас на столах лежат листочки и цветные карандаши.
Внимательно рассмотрите птиц. Обведите синим карандашом – зимующих птиц, зеленым карандашом – перелетных птиц, красным карандашом – домашних птиц.
(Дети самостоятельно выполняют задание.)
Что вам сегодня понравилось на занятии, о чем сегодня говорили, что запомнилось, что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста «Теремок»
Цель.Закрепление текста сказкиАктивизация речи – проговаривание текстаФормирование навыка ролевой игры....
Конспект занятия по речевому развитию. Средняя группа 4-5 лет. Тема: Знакомство детей со звуком «Ж».
Цель: Познакомить детей со звуком Ж.Задачи:Познакомить детей с характеристикой звука.Продолжать учить определять позицию звука в слове.Развивать слуховое внимание, память, мышление, фонема...
Конспект занятия по речевому развитию средняя группа Тема: «Под грибом»
Цель:Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев;Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй...
Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста "В гостях у солнышка"
Конспект игрового занятия....
Конспект занятия по речевому развитию в группе дошкольного возраста 3-4 лет "Что такое Новый год?"
Интегрированное занятие по речевому развитию с рисованием на песке....
Конспект занятия по речевому развитию подготовительной группы «Кто всех нужней?»
Конспект занятия по речевому развитию подготовительной группы «Кто всех нужней?» Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные». Задачи Образоват...