Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателей по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста. Обогащение словарного запаса"
консультация по логопедии

Варро Светлана Олеговна

Данный материал будет особенно полезен воспитателям групп компенсирующей направленности ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Виды работы воспитателей по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста. Обогащение словарного запаса»

Связной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки,  не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию.

Связная речь включает в себя:

- Диалогическую форму речи.

- Монологическую форму речи.

Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом).

Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному. И каждая форма связной речи требует своего методического  подхода.

Диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственно живого общения.

В диалогической речи детьми используются односложные предложения, наполненные интонациями и междометиями. Ребенок, вступая с собеседником  в диалог,  должен научиться быстро формулировать вопросы и отвечать, если они ему были поставлены. При этом речь должна быть четкой и по делу.

Развитие диалогической формы речи во многом определяется формированием всей системы языка, его фонетики, лексики, грамматики. Также характер диалога и его развитие теснейшим образом связано с формой мышления и ведущей деятельностью ребенка.

Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года. А к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирована.

Диалог подготавливает развитие монолога, с появлением монолога развивается параллельно с ним.

Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.  Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной информации.

В отличие  от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

- Описание – это характеристика предмета в статике.

- Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.

- Рассуждение – это логическое изложение материала  в форме доказательства.

- Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца.

- Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

Работая над связной речью, преследуют следующую последовательность в занятиях:

- Работают над пониманием связной речи.

- Воспитывают диалогическую связную речь.

- Воспитывают монологическую речь.

Для процесса развития связности речи используют различные методы, которые направлены не только на логически правильное изложение своих мыслей, но и на пополнение словаря. Основными средствами являются сказки, разная литература, дидактические игры, театрализованные действия. Важно, чтобы занятия соответствовали возрасту ребенка. При этом может использоваться как один вид  деятельности, так и несколько.

Формирование связной речи у дошкольников проходит  несколько этапов.

Возраст от рождения до года.

В младенческом возрасте происходит ознакомление малыша со звуками. В первые недели после рождения младенец слушает речь близких, при этом у него формируется пассивный словарь из звуков. Малыш же впервые издает звуки, кряхтит. Спустя некоторое время появляется лепет из произвольных звуков. В этот период важно заниматься с ребенком: показывать разные предметы, рассказывать, какие звуки они издают (часики – тик-так, коровка – муу…), проговаривать их названия, описывать характеристики. Со временем новорожденный начнет реагировать на название знакомых предметов, будет искать их взглядом. При нормальном развитии к году малыш начинает выговаривать отдельные слоги, простые слова, типа «мама», «папа»…

Возраст 1-3 года.

В речи малыша присутствуют простые слова, которыми он чаще всего обозначает предметы, действия, желания (например : слово «дай» ребенок говорит, когда просит игрушку, хочет кушать, одеться, поэтому понять его могут лишь близкие люди). Спустя некоторое время малыш начинает проговаривать простые предложения, теперь он может выражать свои мысли точнее. К концу этого возрастного периода в своей речи ребенок употребляет предлоги, согласовывает слова по падежам и роду.

Возраст 3-7 лет. В этом возрасте формируется сознание ребенка, он становится полноценной личностью, и понимает это. К концу этого возрастного периода у ребенка вырабатывается правильная, четкая, осмысленная речь, его речевой аппарат уже сформирован окончательно. Дошкольник грамотно строит сложные предложения, его словарный запас постоянно пополняется новыми словами.

Четких границ между этапами не существует.  Каждый из них постепенно перетекает в следующий,  и зависит от общего умственного и психо-физического развития ребенка.

Формирование связности речи у дошкольников происходит успешней при использовании таких основных методик:

- Развитие диалогических навыков.

- Обучение пересказам.

- Обучение рассказу по картинкам.

- Сочинение описательных рассказов.

Во время диалога дети учатся слышать и понимать речь  собеседника, общаться со сверстниками, отвечать на вопросы, строя диалогическую речь, повторять слова и разные по объему фразы, запоминая их. Дошкольников учат построению простых форм монолога.

Если говорить о пересказах, то этот прием развития связной речи немного сложней диалога, так как от ребенка на таких занятиях требуется усидчивость, внимательность, сосредоточенность. Работа начинается с подготовки к пересказу. Для этого взрослый читает текст, а ребенок его внимательно слушает. Затем взрослый задает вопросы по тексту, на которые дошкольник должен ответить. Совместно составляется план рассказа, после чего взрослым снова зачитывается выбранный материал, после чего начинается его пересказ ребенком. Дошкольники практически всю работу делают совместно со взрослым.

Картинки значительно облегчают самостоятельный пересказ и являются незаменимым приемом для развития связности речи у детей. Ребенку так легче, ведь он весь сюжет видит на картинке. Для младших дошкольников используют картинки с изображением простых предметов, а описывают они их, отвечая на наводящие вопросы взрослых.

С четырехлетнего возраста дошкольники учатся создавать рассказ по картинкам. Подготовка к работе требует предварительного рассматривания изображения, ответов на вопросы взрослого, прослушивания рассказа взрослого. Только после этого ребенок может приступать к самостоятельному рассказу.

Все время взрослый должен контролировать речь ребенка, он может приводить опорные слова, словосочетания. К пятилетнему возрасту детей учат составлять план, по которому ими будет составляться рассказ. В возрасте 6-7 лет ребенок может подмечать незаметные на первый взгляд детали, описывать пейзаж или события на заднем плане картины. В этом возрасте дошкольник должен уметь, глядя на изображение рассказать, что происходило перед показанными событиями и после них. Таким  образом дошкольник выстраивает свою сюжетную линию, а взрослый должен ему в этом помогать. Задача взрослого – следить за грамотностью речи, правильностью построения предложений, последовательностью излагаемых мыслей, богатством словарного запаса. Наиболее полезно уделять внимание картинам с изображением пейзажей, где от детей требуется использовать слова в переносном смысле, антонимы и синонимы, сравнения.

Описательные рассказы тоже помогают развивать связную речь, сначала детей учат описывать игрушки, различные предметы. Затем с возрастом задача усложняется. Ребенку предлагают описать ситуацию, или время года. По мере взросления, ребенку предлагают делать сравнительное описание нескольких предметов или живых объектов с похожим, или разными характерами.

Еще одна достаточно интересная методика – мнемотехника.  Суть заключается в следующем: на каждое слово, или маленькое сочетание придумывается картинка. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично.  Глядя на эти схемы, рисунки ребенок легко запоминает информацию. Главное, чтобы эти коды максимально напоминали речевой материал.

 Мнемотаблицы используются для пересказа литературного текста, отгадывания и загадывания загадок, заучивания стихов.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных учреждениях. Развивая речетворчество  дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Созданные постройки можно использовать и в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того, или иного литературного произведения, сказки…, а также имеются элементы творчества.

Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, ребенка, родителей. Он представляет собой папку, на которую наклеены кармашки, маленькие книжки… в которых организован и записан изучаемый материал.

Работа по развитию связности речи у дошкольников должна быть последовательной и регулярной. Начинать стоит с простейшего, постепенно увеличивая нагрузки, усложняя задания. Так ребенок сможет быстро и качественно пополнить свой активный словарь, быстрее овладеет грамотностью, образностью и выразительностью речи.

Как определить  уровень связности речи у ребенка?

Чтобы понять насколько работа по развитию связной речи была выполнена успешно, следует проверить уровень связности речи.  Такой подход позволяет определить, каким детям нужны дополнительные занятия, а каким можно усложнять задачи. В целом связная речь делится на 3 уровня:

  1. Высокий уровень. Словарный запас ребенка достаточно обширен, он без проблем выстраивает правильные относительно грамматики и логики предложения, справляется с рассказами, описаниями и сравнением предметов. Его речь последовательна, а содержание его рассказов интересное.
  2. Ребята со средним уровнем могут строить интересные предложения, обладают высокой грамотностью. Однако, когда дело касается рассказов по заданному сюжету, могут возникать проблемы: ребенок может допускать ошибки, без помощи старшего ему не обойтись.
  3. Детям с низким уровнем развития связности речи слишком сложно строить рассказы по сюжетам. Их речь лишена логики и последовательности, в ней присутствуют грамматические ошибки и недочеты в смысловом аспекте.

Чтобы формирование связности речи происходило надлежайшим образом, процесс обучения должен быть непрерывным, причем участвовать в нем должны не только педагоги, но и родители. На таких занятиях можно использовать различные методы, но если они будут проводиться в игровой форме, информация будет усваиваться и запоминаться лучше. Результатом непрерывных трудов станет красивая, правильная и грамотная речь ребенка.

СЛОВАРЬ

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи.

Количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, а в 5 лет – 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность и образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

Для развития словарного запаса детей дошкольного возраста  применяются различные методы.

Наглядные, практические, игровые, словесные

Для развития и обогащения словарного запаса можно разработать комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно-графический и игровой материал:

- Предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина)

- Сюжетные картинки с изображением действий.

- Коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по составным частям, по фактуре (на ощупь).

- Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.

- Картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования  (по лексическим темам).

Игры для развития активного и пассивного словаря.

- Настольные игры. «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».

Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.

-Игра «Чудесный мешочек».

-Игра «Найди по описанию».

Развитие словообразования.

 1. Игра: «Назови ласково».

 2. Игра: «Один-много».

 3. Игра:  «Жадина».

Игры на развитие словаря существительных.

  1. Игра: «Кому угощение ?».

Цель: Формировать умение употреблять в речи трудные формы существительных.

Дидактический материал: картинки с изображением животных, картинки с подарками: мед, мясо, фрукты, зерно…

Ход игры: Детям предлагают распределить подарки между животными.

  1. Игра: «Назови части предмета».

Цель: обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части.

Дидактический материал: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы…

Ход: рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета.

  1. Игра: «Мяч бросай и слова называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов.

Дидактический материал: мяч.

Ход: бросаем поочередно каждому ребенку мяч и называем обобщающее слово.  Ребенок,  возвращая мяч,  должен назвать предметы, относящиеся к этому обобщающему слову, или наоборот.

  1. Игра: «Магазин посуды».

Цель: расширять словарь, развивать речевое внимание.

Дидактический материал: настоящая посуда, или картинки  с изображением посуды.

Ход: ребенку предлагают поиграть в магазин. Я буду покупателем, а ты – продавцом. Мне нужна посуда для супа – супница, для салата – салатница…. Далее можно поменяться ролями.

  1.  Игра:  «Часть и целое».

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого  предмета, или объекта.

Детям называют части предмета, или объекта, а они должны догадаться о   каком предмете идет речь: ствол, ветки, сучья (дерево). Крылья, клюв, хвост  (птица). Спинка, ножки, сиденье (стул).

  1. Игра:  «Подбери нужное слово».

Цель:  учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

       Мокрый, тяжелый, радостный, светит…

Игры на развитие словаря прилагательных.

  1. Игра: «Чья голова, чей хвост?».

Цель: Усвоение  притяжательных прилагательных.

Картинки с изображением  голов, хвостов животных.

  1. Игра: «Сравни зверей».

      Цель: формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных  животных.

      Дидактический материал: картинки с изображением животных.

      Предлагаем рассмотреть картинки мишки и мышки.

      Мишка большой, а мышка (маленькая), лапы у мишки толстые, а у мышки (тонкие), хвост у мишки короткий, а у мышки (длинный)…

Игры на развитие глагольного словаря.

  1. Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Развитие глагольного словаря, мышления.

Дидактический материал: мяч.

В ходе игры, бросая мяч, каждому ребенку задается вопрос: «Ворона каркает, а сорока -…..», Корова ест сено, а лиса - …..» и т.д..

  1. Игра: «Кто как передвигается?».

Цель: обогащение глагольного словаря.

Дидактический материал: картинки, мяч.

  1. Игра: «Кто что делает?»

Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря.

Дидактический материал: картинки.

Что делает врач? – лечит…

4. Игра: «Скажи правильно».

     Цель: развитие глагольного словаря.

     Машина (ехать), заяц (прыгать).

5. Игра: «Исправь ошибку»

      Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления

 Повар лечит, а врач готовит, Маляр рисует, а художник красит.

  1. Игра: «Кто как кричит».

       Уточнить названия действий животных.

Игры на развитие словаря наречий.

  1. Игра: «Закончи предложение».

Цель: формировать словарь наречий.

Ход игры. Педагог начинает говорить предложение, а дети должны его закончить. Например: поезд идет медленно, а самолет летит (быстро), летом жарко, а зимой (холодно)…

  1. Игра: «Хлопните в ладоши».

Цель: формировать словарь наречий.

Ход игры. Детям предлагают послушать слова и хлопнуть, когда они услышат слово, отвечающее на вопрос «как?»

Девочка, красный, хорошо, бежит. Кошка, лакает, плохо, цветок. Играет, большой, лиса, быстро….

Слова с противоположным значением.

  1. Игра «Упрямые дети».

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить все     наоборот.

Открыл – закрыл. Вылетел – залетел…

  1. Игра: «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи)   Чтобы правильно организовать познавательно – речев...

Консультация "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста."

Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речидетей дошкольного возраста."...

«Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».

Консулььтация для воспитателей. В ней дано определения связной  речи, последовательность работы над ней, приёмы работы, как традиционные, так и современные....

«Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека. Всем хорошо известно, что многим достаточно умным людям приходится играть в жизни втор...

Консультация для воспитателей. Тема "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста", 2020

Развитие речи -- процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво....