Развитие словаря дошкольников
презентация по развитию речи на тему

Лебедева Галина Робертовна

Презентация была разработана для проведения семинара  "Развития словаря дошкольников"  как материал, подкрепляющий выступление .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_doshkolnikov.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие словаря дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8 д етский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области Подготовил ст.воспитатель Л ебедева Г.Р.

Слайд 2

Повестка семинара «Развитие словаря» I.Теоретическая часть 1.Словарная работа и ее содержание. 2.Приемы словарной работы. 3.Проведение словарной работы в разных видах детской деятельности. I I.Практическая часть 1. Тренинг по расширению своего словаря 2. Презентация подготовленных педагогами материалов.

Слайд 3

Свойства слова: фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Что такое слово ? Слово -знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Слайд 4

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение .

Слайд 5

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие , т.е. овладение значениями слов. Особенности развития детского словаря Вопрос: Как вы считаете, что важнее количественный или качественный рост словаря ?

Слайд 6

количественный рост словаря . 1 год - 10–12 слов 2 года - 300 – 400 слов 3 года -1500 слов 4 года количество слов доходит до 1900 слов в 5 лет – до 2000 – 2500 слов в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина , различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития». Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Слайд 7

качественное развитие словаря -развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения

Слайд 8

Слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей. Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Важно! Для развития более высоких степеней обобщения требуется во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более общим по значению словом . Этот заяц – хорошая игрушка. Сколько у тебя игрушек – и заяц, и пирамидка, и мячик!

Слайд 9

основные задачи : 1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе 2.Закрепление и уточнение словаря 3. Активизация словаря 4.Устранение из речи детей нелитературных слов Задание Конкретизируйте основные задачи применительно к возрастным группам дошкольников Задачи и содержание словарной работы в детском саду

Слайд 10

методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) Методы словарной работы методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря Методы опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря

Слайд 11

Методы и приемы словарной работы Называние Показ предметов с их называнием Сочетание показа предмета с активными действиями детей по его обследованию Договаривание слов, недосказанных воспитателем Сравнения сходных по внешнему виду предметов Толкование Включение слова в предложение Повторение слова Вопрос Объяснения происхождения слова Упражнения или дидактические игры Задание : Определите к какой группе методов относится конкретный метод.Почему ?

Слайд 12

Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря дошкольников в процессе использования художественной литературы

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных прои...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

Консультация для родителей "Развитие словаря дошкольника"

Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, о...

Игры по развитию словаря дошкольников

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, в дальнейшем успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и...

консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников через дидактические игры»

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра яв...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...