Конспект занятия по лексической теме: "Комнатные растения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya.docx | 18.21 КБ |
komnatnye_rasteniya.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».
По лексической теме: «Комнатные растения»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, игрушка , разрезные картинки (по количеству детей).
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».
Ход занятия
Л-д встречает детей, организует приветствие.
1.Оргмомент
Л-д: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро.
Дети: - Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Л-д: Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок Кузя он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений.
2. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)
А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.
-Комнатные растения необходимо поливать…
1-…..для того, чтобы они не завяли.
-Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-…..для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-…для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-…для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.
(Кузя задаёт детям вопросы.)
Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?
Ответы детей.
3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
( Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)
Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.
Ответы детей.
1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й- У меня две герани и пять гераней.
3-й- У меня две традесканции и пять традесканций
4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.
5-й-У меня две фиалки и пять фиалок
6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.
Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.
4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)
А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.
Вопросы задаёт логопед.
Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б'], последний - [я]? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний - [а]? (Камнеломка.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а.] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?
Ответы детей.
Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге….(рань), тра…..(десканция). Сколько слогов в этих словах?
Ответы детей.
5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)
Домовёнок приглашает вас на зарядку.
Проговаривание хором с имитацией движений.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Качание руками влево-вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Присели, спрятались.
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.
6. Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)
Домовёнок пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р].
Ответы детей.
1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.
2-й-Божья коровка летает над геранью.
3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.
4-й-Божья коровка летает вокруг герани.
5-й-Божья коровка сидит около герани.
6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.
Ребята у меня произошла неприятность, он нёс в подарок маме - цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.
7.Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)
Давайте соберем цветы, для мамы домовёнка Кузи:
Дети проговаривают свои действия.
-Я кладу стебелёк,…………………..
8. Итог занятия.
Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, я хочу подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы).
Литература:
1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.
3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005.
4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.
Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение».
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».
По лексической теме: «Комнатные растения»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, игрушка , разрезные картинки (по количеству детей).
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».
Ход занятия
Л-д встречает детей, организует приветствие.
1.Оргмомент
Л-д: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро.
Дети: - Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Л-д: Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок Кузя он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений.
2. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)
А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.
-Комнатные растения необходимо поливать…
1-…..для того, чтобы они не завяли.
-Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-…..для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-…для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-…для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.
(Кузя задаёт детям вопросы.)
Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?
Ответы детей.
3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
( Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)
Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.
Ответы детей.
1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й- У меня две герани и пять гераней.
3-й- У меня две традесканции и пять традесканций
4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.
5-й-У меня две фиалки и пять фиалок
6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.
Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.
4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)
А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.
Вопросы задаёт логопед.
Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б'], последний - [я]? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний - [а]? (Камнеломка.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а.] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?
Ответы детей.
Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге….(рань), тра…..(десканция). Сколько слогов в этих словах?
Ответы детей.
5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)
Домовёнок приглашает вас на зарядку.
Проговаривание хором с имитацией движений.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Качание руками влево-вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Присели, спрятались.
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.
6. Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)
Домовёнок пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р].
Ответы детей.
1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.
2-й-Божья коровка летает над геранью.
3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.
4-й-Божья коровка летает вокруг герани.
5-й-Божья коровка сидит около герани.
6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.
Ребята у меня произошла неприятность, он нёс в подарок маме - цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.
7.Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)
Давайте соберем цветы, для мамы домовёнка Кузи:
Дети проговаривают свои действия.
-Я кладу стебелёк,…………………..
8. Итог занятия.
Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, я хочу подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы).
Литература:
1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.
3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005.
4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.
Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексической теме: «Комнатные растения».
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительным...
Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».
Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....
Конспект логопедического занятия для средней группы детского сада по лексической теме "Комнатные растения"
Обогащение словарного запаса, развитие мелкой и общей моторики, речевого выдоха....
Презентация к занятию по лексической теме "Комнатные растения"
Данная презентация поможет в проведении логопедического или общеобразовательного занятий в разных возрастных группах....
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Комнатные растения»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Комнатные растения»...
План-конспект занятия по лексической теме «Комнатные растения»
План-конспект занятия по лексической теме «Комнатные растения»Цель: закрепление знаний о комнатных растений и активизировать словарный запас по теме «Комнатные растения».З...
Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Комнатные растения. Размножение и уход" в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Презентация расширит и систематизирует представления старших дошкольников о комнатных растениях, способах ухода за ними и размножения. В презентации использованы материалы сети интернет, находящиеся в...