Конспект образовательной деятельности «Народный быт в старину»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Знакомить детей с народной культурой, бытом прошлых лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_.docx | 14.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности в старшей группе
«Народный быт в старину»
Задачи:
Воспитание у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа. Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена. Развивать речь детей, активизировать её словами:
русская печь,/труба, шесток, заслонка, лежанка ,горница, горшочек, ухват, кочерга, крынка, подсвечник, коврик, сундук, корыто.
Воспитывать интерес и уважение к народным традициям.
Материал: Использование интерактивной доски, предметы быта: утюг, чугунки, крынка, половик, игрушечный сундук, самовар.
Ход занятия:
В.: Ребята, мы сегодня отправимся в необычное путешествие. Мы с вами поплывем на корабле в старину к бабушке - говорушке. (Показ слайдов деревенской избы и ее убранство)
Воспитатель: Раньше в старину избы строили из сосны и ели. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались брёвна, из них ставился сруб /от слова рубить/.Избы строили, не используя гвозди, затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали её соломой. В избе была одна комната- горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. Самый главный предмет в горнице - это печка.
А для чего нужна печка?
В ней готовили еду, она и дом обогревала, на печи можно было даже спать.
Про неё в народе говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная».
Давайте рассмотрим печь - у неё есть труба, шесток, заслонка, лежанка. А как вы думаете, чем топили печь? Дровами.
Готовили пищу в горшках и чугунках. Брали ухват и ставили горшок в печь - так и готовили еду-щи, кашу, картошку.
Назовите сказку, в которой встречается печь? /«Гуси-лебеди», «По-щучьему велению»
Молоко наливали в крынку и оно не прокисало.
А ещё в горнице есть красный угол - боженица, это маленькая полочка, на которую ставили икону.
В шкафах хранили посуду и продукты.
За большим столом собиралась вся семья. Пили чай из самовара.
А чем покрыт пол?
Ковриками и половиками.
Для чего? Для тепла.
Из чего же изготавливали их русские хозяйки?
Вязали из разноцветных лоскутков ткани тёмными вечерами. Электричества не было- брали свечку, ставили в подсвечник и зажигали, а ещё использовали лучину /это щепочка, отколотая от полена/
Сундук - обязательная принадлежность избы.
В них хранили одежду, ткань и другую домашнюю утварь. Сундуки были большие и маленькие.
А гладили бельё утюгами, они были двух видов - одни, в которые клали угли, а друге ставили на печь.
Ну, вот я вам всё рассказала.
Понравилось вам в гостях?
Как называется дом, в котором вы были сегодня? - Изба.
Как называется комната, где вас принимали? Горница.
Самый главный предмет в избе? Печка
Как называется красный угол в избе?
Божница.
Молодцы!
Приходите ко мне ещё в гости - я буду вам очень рада!
До свидания и всего вам доброго!
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Поплыли. Вот мы снова в детском саду и я вам предлагаю попить чай из самовара.
В продолжение темы с детьми была подготовлена театрализация сказки «Маша и Медведь». И ее дети показали для всех ребят детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Народные мотивы»
Конспект разработан для детей подготовительной группы с целью приобщения детей к истокам народной культуры. Адресован музыкальным руководителям....
Конспект образовательной деятельности "Народные чудеса"
Конспект образовательной деятельности «Народные чудеса»(подготовительная группа)Разработан к тематическому периоду «Народная культура и традиции»....
Конспект организованной образовательной деятельности "Народная кукла "Колокольчик"
Воспитание интереса к историии и культуре русского народа...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Народная игрушка Дона»
Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки...
Конспект организованной образовательной деятельности «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группеЦель - формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как частикультуры народа. Задачи:1. Познак...
Конспект образовательной деятельности "Народная игрушка"
Тема : «Народная игрушка - конек»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Народные промыслы»
Знакомства детей с изделиями народных промыслов...