проект "Пальчики помогают говорить"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchiki_pomogayut_govorit_2.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи детей первой младшей группы № 4
Детского сада « Чайка».г.Нижняя Тура
«Пальчики помогают говорить».
Воспитатель: Карсакова.О.Ю.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей первой младшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, мы считаем, что
создание образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук необходимо.
Цель педагогического проекта: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи проекта:
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Обучение детей сенсомоторным играм.
4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.
Для педагогов группы №4
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.
3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 2-3 лет.
5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей первой младшей группы.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль 2015 г. - май 2015 г.)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.
Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы.
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
Содержание работы | Срок |
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики. 2. Обоснование путей реализации проекта. | сентябрь |
Основной (практический) этап
Содержание работы | Срок |
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук: - упражнения с элементами самомассажа; - упражнения для кисти рук; 2. Работа с детьми: Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: 3. Работа с педагогами Семинар-практикум 4. Работа с родителями: Консультации - «Поиграйте с ребенком дома» Конкурс на лучшее пособие | По ходу реализации проекта
По ходу реализации проекта
Ноябрь - май |
Заключительный этап
Содержание работы | срок |
1. Подведение итогов и анализ: – Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста. 2. Постановка задач на будущее. | Май |
План выполнения проекта
№ | Виды деятельности | Цели и задачи |
1. | Изучение тематики, формулировка проблемы | Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения. |
2. | Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр. | Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований. |
3. | Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев». | Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. |
4. | Семинар-практикум для воспитателей «Ловкие пальчики». | Познакомить воспитателей с новыми пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей первой младшей группы. |
5. | Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи». | Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей. |
6. | Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта |
7. | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми. |
8. | Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей третьего года жизни в конце учебного года. | Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 2-3 лет. |
9. | Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики помогают говорить» с педагогами ДОУ. | Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности. |
Ожидаемые результаты
- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).
- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.
- Значительно повысились внимание и память детей.
- Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
- Формирование коммуникативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальцы помогают говорить
развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...
Пальцы помогают говорить
Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...
Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"
Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....
Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» (к проекту)
консультация для родителей...
Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое р...
Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить
Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....
"Пальцы помогают говорить"
"Пальцы помогают говорить" Почему для малышей так важны игры, тренирующие мелкую моторику- движения пальцев и кисти рук? У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженн...