«Формирование грамматического строя речи и обогащение словаря дошкольников посредством театрализованной деятельности»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Алфутова Оксана Николаевна

открытое занятие в группе детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_zhuravl.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый показ «Формирование грамматического строя речи и обогащение словаря дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Конспект  открытого показа   по теме:  «Лиса и журавль»

Цель: формирование грамматически правильной речи и обогащение словаря посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

   - совершенствовать навыки диалогической речи, умение передавать диалог действующих лиц;

   - развивать эмоционально-выразительную сторону речи, обогащать и активизировать словарь детей;

   - совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

   - упражнять в употреблении простых и сложносочиненных предложений;

    - воспитывать желание оказывать помощь другим, дружить;

    - быть воспитанным, гостеприимным.

Организационный момент.

Воспитатель: Предложить всем детям взяться за руки и организовать круг радости.

1.По дороге мы шагаем    (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

И друзей своих встречаем.

Здравствуй, солнце!       (Поднимают руки вверх)

Здравствуй, речка!       (Опускают руки и плавно водят ими вправо и влево)

Здравствуй, белая овечка! (Прикладывают кулачки на голове «рога»)

Здравствуй, козлик!       (Приставляют указательные пальцы к голове)

Здравствуй, кот!   (Выставляют вперед «кошачьи лапки»)

Тот, кто моет лапой рот! ( Имитируют умывание)

2.По дороге мы шагаем.   (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

И друзей своих встречаем.

Здравствуй, белка!       (прижимают руки к груди, опустив кисти вниз)

Здравствуй, стриж!    (Взмахивают кистями как крыльями)

Здравствуй, заинька- малыш!   (Приставляют ладони к голове «заячьи уши»)

Здравствуйте, мои друзья! (Поднимают руки вверх и приветственно машут )

Очень рад всех видеть я!  (Прижимают руки к груди и вытягивают их

                                           вперед

   

Молодцы,  и теперь я предлагаю девочкам и мальчикам занять свои стульчики.

Дети: занимают места.

 Воспитатель: 

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети,

Волшебство и мир прикрас.

- О каком жанре эта загадка?

- Как вы уже догадались, сегодня мы снова побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки? (Авторские и народные)

- Почему сказки называют народными?  (народная сказка-это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий)

Воспитатель:

- Какими словами начинаются сказки?  (Жили-были…, однажды…, в тридесятом царстве, в тридевятом государстве…).

- Вы много сказок знаете?

Сейчас проверим. Предложить детям отгадать загадки о сказках.

1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

(«Семеро козлят»)

2.Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(«Бычок – смоляной бочок»)

3.Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки 
Кушать не велит.
(Маша и медведь)


4.Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)

5.У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
(Царевна –лягушка)

6. Нет ни речки, ни пруда.                                                                                      Где воды напиться?                                                                                          Очень вкусная вода,                                                                                                  В ямке от копытца.                                                                                              («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

7. Хитрая обманщица из избушки выгнала
Маленького зайчика и на печку прыгнула.
Ни собака, ни медведь не могли её прогнать,
Только Петя-петушок смог плутовку наказать.
(Заюшкина избушка)

8.Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

Воспитатель: Молодцы! Много сказок знаете! А скажите, кто может быть героем сказки?

Дети: медведь, заяц, лиса…

Воспитатель: А теперь мы сделаем небольшую паузу и сыграем в игру.

Динамическая пауза.

Норка лисоньки в земле (показывали рукой вниз)

Спит хитрющая в тепле (изображаем как спит лиса)

Рядом с ней лисята ( изображаем лисят: ручки к голове)

два забавных брата ( показываем два пальчика)

Только солнышко взойдёт ( складываем ладошки друг с другом, поднимаем руки вверх и раскрываем)

На охоту их ведёт ( дружно шагаем на месте)

Рыжая плутовка (изображаем лису)

В ловле есть сноровка (грозим пальцем).

Воспитатель: предлагает занять свои места.

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомним одну русскую народную сказку. Одним из главных героев сказки является лиса, а второго героя вы должны угадать сами.

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль)

Воспитатель: Правильно, это журавль. Журавль большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. Давайте и мы с вами превратимся в журавлей.

Динамическая пауза.

За болотом травушка растёт (изображаем руками траву)

По воде журавушка, журавушка идёт (дети шагают на месте)

Ой, как ноги высоко поднимает! (дети высоко поднимают ноги)

Ой, как крылья широко раскрывает! (отводят руки в стороны и медленно машут ими)

погулять он по травушке хочет (изображают траву)

Но боится, что ноги замочит (дети изображают неуверенность при хождении).

Вы догадались, главными героями, какой русской народной сказки  они являются?

Дети: «Лиса и журавль»

Воспитатель: Мы с вами уже читали эту сказку, знаем ее, вот сегодня дети  напомнят и покажут эту сказку о дружбе лисы и журавля в стихах.

Разыгрывание сказки «Лиса и Журавль» (в стихах) (приложение)

Воспитатель: задаёт вопросы .

  • О ком эта сказка? (о лисе и журавле)
  • Какая лиса в сказке? (хитрая, коварная и т.д.)
  • Какой Журавль? (гордый, воспитанный, стройный, сильный, умный, длинноногий, длинношеий, длинноклювый)
  • Как лиса называла журавля? (по-доброму, ласково: куманек, голубчик, дорогой)
  • Как угощала Лиса Журавля? (С добрыми, ласковыми словами: «Кушай голубчик, сама стряпала! (готовила)»)
  • Как ел Журавль? Почему? (Клевал), (Все птицы едят одинаково – клюют)
  • Лиса знала об этом? (Да)
  • Как ела Лиса? В чем была ее оплошность? (Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу». Журавль только стучит носом по тарелки, а каши ему при этом не достается.)
  • Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? (Могут рассердится, возмутиться, перестать общаться)
  • Как поступает Журавль? (Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
  • Расскажите, как угощал журавль лису?
  • Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? (Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)
  • Как вы думаете правильно ли поступил Журавль? (если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружится.)
  • Что значит «не солоно хлебавши»?
  • В конце сказки есть пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы ее понимаете?
  • Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость.
  • Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чем ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.
  • Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет)
  • Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (нет, эта сказка «о ложной дружбе».)
  • А вы умеете дружить?
  • Какие вы знаете поговорки и пословица о дружбе?
  • Молодцы ребята вы хорошо поработали!!!

Приложение.

Лиса и журавль в стихах

Рассказчик 1:

Отродясь ни зверь, ни птица        

Не слыхали о таком,

Что бы хитрая лисица

Подружилась с журавлём!

Верно – нет ли здесь подвоха?

Да уж так тому и быть,

Вот задумала плутовка

Кума в гости пригласить…

                                 Л И С А:

                 Приходи, дружочек милый,

                  Ты ко мне на огонёк,

                 Манной каши наварила –

                 Не побрезгуй, куманёк!

Рассказчик 2:

Но зовут лисицу нашу

Все плутовкою не зря:

Глянь, размазала всю кашу

По тарелке журавля!

                                Л И С А:

              Проходи, дружок любезный,

              Поудобнее садись,

              Кашка манная полезна,

              Угощайся, не стыдись!

Рассказчик 1:

Как журавль ни старался,

Сколько носом не стучал,

Так голодным и остался,

Каши клювом не достал.

Только рыжая плутовка

Ухмыляется тайком,

Потихоньку кашу ловко

Всю слизала языком.

                             

                               

                               Л И С А:

               Больше потчевать мне нечем,

               Ты уж, кум, не обессудь.

               Ну, прощай, до скорой встречи,

               Забегай же как-нибудь!

                             

                         Ж У Р А В Л Ь:

               Что ж, спасибо и на этом,

               Драгоценная кума,

               Ты ко мне после обеда

               Завтра приходи сама.

 Рассказчик 2:

Ждёт журавль лисицу в гости,

Сам окрошки накрошил

И налил её в высокий

С узким горлышком кувшин.

 

                              Ж У Р А В Л Ь:

                Ну, кума, располагайся,

                Угощу, чем Бог послал.

                Будь как дома, не стесняйся,

                Целый день тебя я ждал!

                Ты садись сюда, к окошку,

                Ешь, покуда хватит сил,

                Вот, отведай-ка окрошку,

                Вроде не пересолил!

 Рассказчик 1:

Рыжая кума к кувшину

Так и этак подойдёт,

А журавль носом длинным

Только, знай себе, клюёт.

Отойдёт лиса и снова

То заглянет, то лизнёт,

Да вот толку никакого –

Рассказчик 2:

Голова в кувшин нейдёт.

Думала плутовка наша,

Что насытится с лихвой,

Но несолоно хлебавши

Ей пришлось идти домой.

А журавль свою окрошку

 Чисто выклевал до дна:

                              

                                     Ж У Р А В Л Ь:

                  Больше в доме нет ни крошки,

                  Не прогневайся, кума!

Рассказчики вместе:

И пошла у них с лисою

С той поры и дружба врозь.

Не скупитесь хлебом-солью,

Если к вам заглянет гость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНР

Тема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить навыки словообразования и словоизменения;- со...

Открытый показ «Формирование грамматического строя речи и обогащение словаря дошкольников посредством театрализованной деятельности»

формирование грамматически правильной речи и обогащение словаря посредством театрализованной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в подготовительной группе с использованием мультимедийного оборудования. Тема: «Космическое путешествие»

Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.Образовательные задачи:-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбир...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР Тема: «День защитника Отечества» Цель: Уточнение знаний и...