Развитие коммуникативных навыков дошкольника
статья по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
source-4.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Единственно известная мне роскошь –
это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент Экзюпери
Что значит научить ребенка общаться? Как ответить себе на вопрос: «умеет ли мой ребенок хорошо общаться?». Разве научить общаться – это только научить правильным, вежливым, воспитанным словам? Что же такое общение?
Общение – это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. И включает в себя минимум три процесса:
- коммуникацию (обмен информацией)
- интеракцию (обмен действиями)
- социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Общение играет ведущую роль в развитии ребенка. Поэтому именно дошкольное детство так значимо в обучении общению.
«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» говори Джон Леббок.
Для педагога развитие коммуникативных навыков – это целая система непрерывной работы. Обучение общению происходит каждую минуту, ведь если ребенок не говорит, то он обязательно слушает или действует.
Не будем останавливаться на непосредственно образовательной деятельности, а рассмотрим другие возможности развития коммуникативных навыков в течении дня.
«Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают; тревожься о том, что ни всегда за тобой наблюдают» говорил Роберт Фулеш. и с этим трудно спорить. Взрослый – всегда пример. И дети копируют и повторяют за взрослыми даже интонации, не говоря уже о словах и выражениях. Наблюдая за приветливым, искренним общением взрослых ребенок и сам станет общаться так же, будь то группа или дом. Поэтому считаю, что первостепенной задачей педагога в обучении детей общению стоит личный пример и создание комфортной, доброжелательной, удобной каждому ребенку атмосферы в группе. В своей работе уделяю этому большое внимание – когда ребенок знает, что он интересен, то он будет хотеть говорить и общаться.
Одним из приемов работы использую совместное с родителями изготовление книжек-самоделок по разным темам. Дети с удовольствием «читают» свою книгу, рассказывают о своих рисунках-иллюстрациях, фотографиях в книжке, обсуждают и дополняют, задают вопросы и хвалят.
Велика роль в обучении общению театрализованной деятельности. Это прекрасный способ познакомить детей со значением интонации, эмоций, движений в общении. Успешно использую игровые приемы «Скажи, как добрая кошечка», «Поздоровайся, как волк или трусливый зайка», «Скажи о веселом событии грустным голосом». Это обогащает коммуникативный опыт детей и раскрепощает их.
Сюжетно-ролевые игры наиболее полны и интересны только благодаря общению, а не игровому материалу. Ведь именно развернутое общение развивает сюжет игры. Это взаимосвязанный процесс – в игре можно развивать и тренировать коммуникативные навыки.
Эффективно сближает детей и помогает общению введение «традиций» в группе. Например таких, как отмечание Дней Рождения с придумыванием и произнесением вслух пожеланий имениннику. А имениннику доброжелательному угощению своих друзей с описанием угощений.
В течении дня также проводится работа: организуются ситуативные беседы, обсуждения, словесные игры, игровые упражнения.
Не стоит забывать, что общение – это разговор двух и более людей, каждый из которых хочет быть услышан. Поэтому нужно не забывать учить детей слушать другого, видеть его настроения и желания. Необходимо помнить и о правилах поведения, ведь каждый хочет избежать конфликтных ситуаций и общения с человеком, который неприятен. Поэтому следует обучать детей различным стихам-«мирилкам» для устранения конфликта.
Обучая детей общению нужно помнить о нормах и правилах общения, основанных на уважении и доброжелательности. У ребенка не должно быть страха ошибиться, у каждого есть право на ошибку.
И конечно, всегда замечайте и хвалите ребенка за его успехи в общении, умении рассказать и выслушать. И тогда непременно он станет интересным собеседником, с которым все с удовольствием будут общаться.
Источники:
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663907/
https://www.kakprosto.ru/kak-113214-kak-nauchit-obshchatsya-rebenka-so-sverstnikom
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".
Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....
Ресурсы игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...
Роль игры в формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников
Мое выступление на педагогическом совете....
«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдру...
Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.
В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становит...
Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Коммуникативные способности включают в себя:- желание вступать в контакт,- умение организовать общение,- знание норм и правил при общении....
Конспект-занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников (старше-подготовительная группа)
Цель: Формирование навыков позитивного, созидательного общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здрав...