Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Откуда хлеб пришёл?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Карелина Ирина Владимировна

                               Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда.  Уточнение, расширение  и

                                                                                      активизация словаря по теме.                                           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishyol.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл?».

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт; золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, сдобный, вкусный; растить, ухаживать, убирать, молотить, месить, печь). Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, презентация.

Предварительная работа. Поход с родителями в хлебный магазин. Формирование представлений о труде хлеборобов, рассматривание картин. Разучивание упражнения «Золотая рожь», загадок по теме и стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона и объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и приглашает детей занять свои места за столом.

Логопед.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

                                      Я.Аким

Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами замечательные хлебобулочные изделия. Рассмотрите  картинки и определите первые звуки в их названиях. Дайте характеристику этим звукам.

1 -й р е б е н о к. Хлеб. Первый звук [х]. Он глухой твердый согласный.

2-й ребенок. Пряники. Первый звук [п]. Он глухой твердый согласный.

3-й ребенок. Бублик. Первый звук [б]. Он звонкий твердый согласный.

4-й ребенок. Сушки. Первый звук [с]. Он глухой твердый согласный.

Логопед. Очень хорошо. Вы правильно определили первые звуки в словах и хорошо рассказали о звуках.

2. Загадывание загадок по теме. [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков.]

Логопед. Отгадайте загадки, которые я приготовила для вас.

Без чего хлеба не испечешь?                                Стоит стеной, шумит волной,
                            (
Без корки)                                        Волна золотая, не видно края.
Вырос в поле дом, полон дом зерном,                                (
Поле пшеницы)
Стены позолочены, ставни заколочены.                        Отгадать легко и быстро:
                                  (
Колос)                                        Мягкий, пышный и душистый.
Пузырюсь я и пыхчу,                                                   Он и черный, он и белый,
Жить в квашне я не хочу,                                          А бывает подгорелый.
Надоела мне квашня,                                                                                     (
Хлеб)
Посадите в печь меня.                                              Ходит дом ходуном на столбе золотом.
        (
Тесто)                                                                                             (Колосок)
И черно и бело, и всем людям мило.             На шпагате кольца к чаю в магазине покупаю.
        (
Хлеб)                                                                                              (Баранки)
Маленькое, сдобное                                                Ходят волны золотые.
Колечко съедобное.                                                В волнах зерна налитые.
Я одна тебя не съем,                                                По волнам корабль идет.
По кусочку хватит всем!                                        Кто корабль тот ведет?                                (
Бублик)                                                        (Комбайнер)        
                                Весь из золота отлит,
                                На соломинке стоит.
                                        (
Колосок)        
3.  Игра «Чего не купишь в булочной?» [Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед приглашает детей поиграть.

Логопед. А теперь игра «Чего не купишь в булочной?» Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной. Хлеб, бублики, сметана, булочки.

1-й ребенок. В булочной не купишь сметану.

Логопед. Правильно. Батон, сухари, рыба, печенье.

2-й ребенок. В булочной нельзя купить рыбу.

4. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. [Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений.]

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки.

Логопед. Рассмотрите картинки и составьте предложения.

1 -й р е б е н о к. Комбайны убирают спелую пшеницу.

2-й ребенок. Грузовики везут зерно на мельницу.

3-й ребенок. Мельник насыпает муку в мешки.

4-й ребенок. Пекарь печет пшеничный хлеб.

Логопед. Замечательно. Закройте тетради.

5. Подвижная игра «Золотая рожь». [Координация речи с движением. Уточнение и расширение словаря (устойчивые словосочетания).]

Логопед приглашает детей выполнить упражнение.

Ветерок спросил, пролетая:

Бегут на месте на носочках, руки на поясе.

— Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.

— Золотые руки растят!

Два наклона к носочкам.

Е. Серова

Логопед. Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми?

Дети. Они умелые, ловкие.

Логопед. Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос».

6. Разгадывание ребуса. (Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов).

Логопед помещает на магнитную доску карточку с ребусом.

Логопед. Попробуйте разгадать ребус.

Д е т и. В начале нарисован хлеб, потом написана буква О, получается хлебо... Дальше нарисован рак, но в этом слове нужно убрать две последние буквы и добавить буквы ОБ, получается ...роб. Соединим эти части слов и получим слово хлебороб.

Логопед. Чудесно! Вы разгадали такой сложный ребус! А в ребусе было спрятано название профессии.

7. Пальчиковая гимнастика «Каша». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям сделать  пальчиковую гимнастику.

Каша в поле росла,

Поднимают руки  вверх,   шевелят пальчиками.

К нам в тарелку пришла.

 «Шагают» пальчиками по столу.

Всех друзей угостим,

Встают,   мешают   указательным пальцем правой

По тарелке дадим.

руки в ладошке левой.

Птичке-невеличке,

Загибают по одному пальчику на обеих руках

Зайцу и лисичке,

на каждое название.

Кошке и матрешке —

Всем дадим по ложке.

Народная песенка

8.  Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Какие хлебобулочные изделия нарисовал для вас художник?

Дети. Это круглый хлеб, батон и бублик.

Логопед. Обведите то, что вам нравится, и подберите карандаш, чтобы правильно раскрасить рисунок.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

9. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед. Чем мы занимались сегодня?

Дети. Мы рассматривали картины и составляли предложения  по ним.

Логопед. Как называются люди, которые выращивают хлеб?

Дети. Это хлеборобы.

Логопед. Что вы можете сказать о работе хлеборобов?

Дети. Она очень трудная, но нужная.

Логопед. Вы очень хорошо работали сегодня, составили интересный рассказ. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...