Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Откуда хлеб пришёл?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и
активизация словаря по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_hleb_prishyol.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Откуда хлеб пришёл?».
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт; золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, сдобный, вкусный; растить, ухаживать, убирать, молотить, месить, печь). Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, презентация.
Предварительная работа. Поход с родителями в хлебный магазин. Формирование представлений о труде хлеборобов, рассматривание картин. Разучивание упражнения «Золотая рожь», загадок по теме и стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката...».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона и объявление темы занятия.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и приглашает детей занять свои места за столом.
Логопед.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким
Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами замечательные хлебобулочные изделия. Рассмотрите картинки и определите первые звуки в их названиях. Дайте характеристику этим звукам.
1 -й р е б е н о к. Хлеб. Первый звук [х]. Он глухой твердый согласный.
2-й ребенок. Пряники. Первый звук [п]. Он глухой твердый согласный.
3-й ребенок. Бублик. Первый звук [б]. Он звонкий твердый согласный.
4-й ребенок. Сушки. Первый звук [с]. Он глухой твердый согласный.
Логопед. Очень хорошо. Вы правильно определили первые звуки в словах и хорошо рассказали о звуках.
2. Загадывание загадок по теме. [Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков.]
Логопед. Отгадайте загадки, которые я приготовила для вас.
Без чего хлеба не испечешь? Стоит стеной, шумит волной,
(Без корки) Волна золотая, не видно края.
Вырос в поле дом, полон дом зерном, (Поле пшеницы)
Стены позолочены, ставни заколочены. Отгадать легко и быстро:
(Колос) Мягкий, пышный и душистый.
Пузырюсь я и пыхчу, Он и черный, он и белый,
Жить в квашне я не хочу, А бывает подгорелый.
Надоела мне квашня, (Хлеб)
Посадите в печь меня. Ходит дом ходуном на столбе золотом.
(Тесто) (Колосок)
И черно и бело, и всем людям мило. На шпагате кольца к чаю в магазине покупаю.
(Хлеб) (Баранки)
Маленькое, сдобное Ходят волны золотые.
Колечко съедобное. В волнах зерна налитые.
Я одна тебя не съем, По волнам корабль идет.
По кусочку хватит всем! Кто корабль тот ведет? (Бублик) (Комбайнер)
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
(Колосок)
3. Игра «Чего не купишь в булочной?» [Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед приглашает детей поиграть.
Логопед. А теперь игра «Чего не купишь в булочной?» Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в булочной. Хлеб, бублики, сметана, булочки.
1-й ребенок. В булочной не купишь сметану.
Логопед. Правильно. Батон, сухари, рыба, печенье.
2-й ребенок. В булочной нельзя купить рыбу.
4. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. [Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений.]
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки.
Логопед. Рассмотрите картинки и составьте предложения.
1 -й р е б е н о к. Комбайны убирают спелую пшеницу.
2-й ребенок. Грузовики везут зерно на мельницу.
3-й ребенок. Мельник насыпает муку в мешки.
4-й ребенок. Пекарь печет пшеничный хлеб.
Логопед. Замечательно. Закройте тетради.
5. Подвижная игра «Золотая рожь». [Координация речи с движением. Уточнение и расширение словаря (устойчивые словосочетания).]
Логопед приглашает детей выполнить упражнение.
Ветерок спросил, пролетая: | Бегут на месте на носочках, руки на поясе. |
— Отчего ты, рожь, золотая? | |
А в ответ колоски шелестят: | Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны. |
— Золотые руки растят! | Два наклона к носочкам. |
Е. Серова |
Логопед. Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми?
Дети. Они умелые, ловкие.
Логопед. Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос».
6. Разгадывание ребуса. (Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов).
Логопед помещает на магнитную доску карточку с ребусом.
Логопед. Попробуйте разгадать ребус.
Д е т и. В начале нарисован хлеб, потом написана буква О, получается хлебо... Дальше нарисован рак, но в этом слове нужно убрать две последние буквы и добавить буквы ОБ, получается ...роб. Соединим эти части слов и получим слово хлебороб.
Логопед. Чудесно! Вы разгадали такой сложный ребус! А в ребусе было спрятано название профессии.
7. Пальчиковая гимнастика «Каша». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.
Каша в поле росла, | Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками. |
К нам в тарелку пришла. | «Шагают» пальчиками по столу. |
Всех друзей угостим, | Встают, мешают указательным пальцем правой |
По тарелке дадим. | руки в ладошке левой. |
Птичке-невеличке, | Загибают по одному пальчику на обеих руках |
Зайцу и лисичке, | на каждое название. |
Кошке и матрешке — | |
Всем дадим по ложке. | |
Народная песенка |
8. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради. Какие хлебобулочные изделия нарисовал для вас художник?
Дети. Это круглый хлеб, батон и бублик.
Логопед. Обведите то, что вам нравится, и подберите карандаш, чтобы правильно раскрасить рисунок.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
9. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед. Чем мы занимались сегодня?
Дети. Мы рассматривали картины и составляли предложения по ним.
Логопед. Как называются люди, которые выращивают хлеб?
Дети. Это хлеборобы.
Логопед. Что вы можете сказать о работе хлеборобов?
Дети. Она очень трудная, но нужная.
Логопед. Вы очень хорошо работали сегодня, составили интересный рассказ. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"
Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках
Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе "Как звери весну встречали"
Развитие лексико-грамматических средств языка...
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"
Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...