Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы "Путешествие в страну «Грамотейка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
особенность данной разработки является включение НОД в сюжетно игровую ситуацию, проблемные методы обучения, обеспечивающие активность и инициативность детей. Это обусловлено введением в дошкольное образование ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_gramoteyka_shahova.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка Детский сад № 18 «Родничок» городского округа город Шарья
Костромской области
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы
Образовательная область «Речевое развитие»
Путешествие в страну «Грамотейка»
Выполнила: Шахова Наталья Юрьевна
1.Путешествие в страну «Грамотейка».
2.Характеристика группы: дети старшего возраста. В группе 11 мальчиков и 14 девочек. Дошкольники имеют высокую познавательную активность, положительно настроены на сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
3.Программа используемая в работе основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР детского сада №18 «Родничок» и проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
4..Организация пространства: игровое пространство организовано в соответствии с принципами построения развивающей предметно пространственной среды, рекомендованными ФГОС ДО: учитывается санПиН, безопасность. Возможность зонирования и трансформации. Столы расположены таким образом, чтобы перемещение детей по группе было свободным и безопасным. Таким образом, организация образовательной деятельности предусматривает наличие следующих центров:
-центр- «Здоровья» ( обручи, скакалки, мячи, ленты, резиновые надувные игрушки для прыгания, оборудование для лазанья. Дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания.
-«художественного творчества» ( трафареты, раскраски, дидактические игры, альбомы, краски, цветная бумага, клей, пластилин, карандаши, фломастеры, доски для лепки, клеенки для рисования, кисточки, подставки, салфетки.)
-музыкальный центр: (бубен, шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, платочки, ленточки, султанчики.)
-театральный центр: разные виды театра (пальчиковый, теневой, настольный, фланелеграф); костюмерная: (костюмы для мальчиков и девочек, головные уборы для мальчиков и девочек), атрибуты: (сумки, рюкзаки); разные виды ширм, фланелеграф; иллюстрации к сказкам.
«Мир книги»(художественная литература: сказки, рассказы, повести, стихи; тематические выставки:«Картины родной природы»).
-коммуникации и кругозора: (игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Игры на диафрагментального дыхания; игры на развитие фонематического слуха, дидактические игры на обогащение словаря; тематические альбомы: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспортные, домашние и дикие животные и др.).
-конструктивный центр (разные виды конструктора, природный и бросовый материал).сюжетно – ролевых игр: («дом», «больница», «магазин», «парикмахерская»).
-безопасности: (разные виды транспорта: наземный, водный, воздушный;
макеты домов, светофор, дорожные знаки).
5.Особенности образовательной деятельности: особенность данной разработки является включение НОД в сюжетно игровую ситуацию, проблемные методы обучения, обеспечивающие активность и инициативность детей. Это обусловлено введением в дошкольное образование ФГОС ДО.
Тема образовательной деятельности выбрана в соответствии с комплексно- тематическим планом.
Цель: выявить полученные знания, умения.
Задачи:
-Формировать умение обобщать, классифицировать , расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх
-Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
-Воспитывать интерес к образовательной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Методы и приёмы:
Словесный: объяснение, рассказ.
Наглядный: демонстрация.
Практический: выполнение заданий.
Игровой: физкультминутка.
Предварительная работа: дидактические игры, отгадывание загадок.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материал и оборудование: макет солнца с лучиками, макет дерева, запись мелодии «Вальс цветов» П.И. Чайковский, мяч, обруч, кубик, кукла, машина, бубен. колокольчик.
ТСО: магнитофон.
План НОД
Этап | Мероприятие | Время |
Организационный этап | Письмо Обсуждение правил. | 1 1.5 |
Содержательный этап | Отправление в сказочную страну «Грамотейка» Отгадывание загадки 1.Задание «Назови ласково» 2. Задание «Назови одним словом» 3.Задание «Что лишнее» 4. Задание «Скажи наоборот» 5. Физкультминутка. 6.Задание «Назови признаки» 7. Игра с колокольчиком. | 1,5 1 2 2.5 2 2 2 2
3.5 |
Итоговый этап | Возвращение в группу Обсуждение путешествия | 1 3 |
Общее время: 25 мин. |
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо из страны «Грамотейка». «Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну: все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нашу страну!»
-Предлагаю отправится в путешествие и помочь жителям этой страны. Поможем? (да)
-Воспитатель: Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия? (Фантазия- это наши мечты, когда мы выдумываем то, чего нет на самом деле.)
-Прежде чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1.Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко , говорим
Никуда мы не спешим.
2.Если хочешь ответить, не шуми
Только руку подними.
-Итак отправляемся в страну «Грамотейка». (Включается музыка). Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что
летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим
леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
-Вот мы и прибыли .
(Обратить внимание на необычное дерево)
Ребята, какое необычное дерево. Посмотрите, что-то на листе написано. Это загадка.
-Предлагаю отгадать загадку.
«Среди поля голубого, яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю-матушку обходит
Светит весело в оконце. Догадались это... (солнце)
-Только почему-то оно грустное. У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали
в разные стороны. Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Найти лучики)
-Правильно ребята.
- Ребята посмотрите, в стране «Грамотейка», даже дорожки необычные.
-Какие они? (разноцветные).
-На что они похожи? (на радугу)
-Идти по разноцветным дорожкам нам поможет радуга.
-Как вы думаете по какой дорожке мы пойдём? ( по красной дорожке.)
-Чтобы расколдовать лучики, предлагаю выполнить задания. (Воспитатель зачитывает задания, после выполненного задания прикрепляет лучик к солнцу)
1.Задание «Назови ласково». (красная дорожка)
Облако- облачко, дождь-дождик, ручей- ручеёк, трава-травка, цветок- цветочек, пчела-пчёлка, луч-лучик, солнце-солнышко, лист- листик, дерево- деревце.
2.Задание «Назови одним словом». (оранжевая дорожка)
-Кепка, панама, берет. (Головные уборы)
-Сарафан, футболка, шорты. (Одежда)
-Повар, швея, врач, продавец. (Профессии)
-Берёза, клён, осина. (Деревья)
-Мать- и –мачеха, нарцисс, ромашка.(Цветы)
3.Задание «Что лишнее?» (жёлтая дорожка)
-Медведь, волк, корова. (Корова).
-Яблоко, лук, морковь. (Яблоко)
-Груша, яблоко, капуста. (Капуста)
-Комар, пчела, воробей. (Воробей)
- Воробей, ласточка, стрекоза. (Стрекоза)
4.Задание «Скажи наоборот». (зелёная дорожка)
-Радостный- грустный, сухой- мокрый, открыть-закрыть,
сильный- слабый, тепло-холодно, тихо-громко.
5. Физкультминутка. (голубая дорожка)
-Прибежали, прибежали
Ежики, ежики
Наковали, наковали
Ножики, ножики
Прибежали, прибежали
Зайчики, зайчики
Хлопнем дружно
Хлопнем вместе
Девочки!
Мальчики!
А теперь все вместе: и мальчики, и девочки.
6.Задание «Назови признаки». (синяя дорожка)
-В стране «Грамотейка» живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Например: если матрешка из дерева, то она ...(деревянная), дом из кирпича...(кирпичный), замок из металла....(металлический), ведро из пластмассы (пластмассовое), стакан из стекла (стеклянный), кувшин из глины (глиняный).
7.Игра с колокольчиком. (фиолетовая дорожка)
-В этой сказочной стране живут жители, которые очень любят играть. Предлагаю вам поиграть. Я буду звенеть в колокольчик , а вы будете бегать по ковру, как только колокольчик перестает звенеть вы останавливаетесь около предмета, называете предмет при этом хлопками разделяете слово на слоги. (Стул, мяч, обруч, бубен, кукла, кубик. машина.)
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? (Лучистое, светлое яркое, теплое).
-Молодцы, ребята, жители этой необыкновенной страны говорят вам «Огромное спасибо!»
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. (Звучит музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковский).
-Вот и прибыли мы в д/с. Понравилось вам путешествие?
-Где мы путешествовали?
-Что вам больше запомнилось?
Анализ
Содержание занятия соответствует поставленным задачам. Время распределено рационально. Во всех этапах имелась последовательность и логическая связь. Для организации занятия были применены игровые приемы.
В соответствии с целью и задачами реализовывались такие принципы:
• Принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
• Принцип доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей детей) ;
• Принцип наглядности: каждый вид наглядности использовался для развития внимания, наблюдательности.
Рационально применялись такие приемы:
• Словестный метод - для формирования теоретических и фактических знаний
• Игровой - динамическая пауза «Подснежники», танец «Дождик», помогаем Маше.
• Наглядный – показ демонстрационного материала
• Практический: словесные упражнения по подбору слов.
Здоровье сберегающие технологии соблюдались в течение всего занятия через:
• Время, затраченное на занятие, соответствует требованиям к проведению занятия с детьми группы
• Своевременно проведены динамические паузы
• Чередование видов деятельности
Занятие достигло своей цели через выполнение всех этапов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»
Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "В стране настроений" (радость, грусть, гнев)
Задачи:1. Закрепить и обобщить знания у детей о чувствах радости и грусти. 2. Познакомить детей с чувством гнева (злости).3....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
на конкурс Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Страна Мультипультия»
использование дидакчических игр в нод...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»
Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие »...