Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы "Путешествие в страну «Грамотейка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шахова Наталья Юрьевна

особенность данной разработки является включение НОД  в сюжетно игровую ситуацию, проблемные методы обучения, обеспечивающие активность и инициативность детей. Это обусловлено введением в дошкольное образование ФГОС ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_gramoteyka_shahova.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

   Центр развития ребёнка Детский сад № 18 «Родничок»  городского округа город Шарья

                                                              Костромской области

         Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы

                                 Образовательная область «Речевое развитие»

                                Путешествие в страну «Грамотейка»

                                         Выполнила: Шахова Наталья Юрьевна

1.Путешествие в страну «Грамотейка».

2.Характеристика группы: дети старшего возраста. В группе 11 мальчиков и 14 девочек. Дошкольники имеют высокую познавательную активность, положительно настроены на сотрудничество с взрослыми и сверстниками.

3.Программа используемая в работе основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР детского сада №18 «Родничок» и проекта примерной общеобразовательной программы  дошкольного образования «От рождения до школы».

4..Организация пространства: игровое пространство организовано в соответствии с принципами построения  развивающей предметно пространственной среды, рекомендованными ФГОС ДО: учитывается санПиН, безопасность. Возможность зонирования и трансформации. Столы расположены таким образом, чтобы перемещение детей по группе было свободным и безопасным. Таким образом, организация образовательной деятельности предусматривает наличие следующих центров:

-центр- «Здоровья» ( обручи, скакалки, мячи, ленты, резиновые надувные игрушки для прыгания, оборудование для лазанья. Дорожки для массажа стоп ног, коврики для закаливания. 

-«художественного творчества» ( трафареты, раскраски, дидактические игры, альбомы, краски, цветная бумага, клей, пластилин, карандаши, фломастеры, доски для лепки, клеенки для рисования, кисточки, подставки, салфетки.)

-музыкальный центр:  (бубен, шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, платочки, ленточки, султанчики.)

-театральный центр: разные виды театра (пальчиковый, теневой, настольный, фланелеграф);  костюмерная: (костюмы для мальчиков и девочек, головные уборы для мальчиков и девочек), атрибуты: (сумки, рюкзаки); разные виды ширм, фланелеграф; иллюстрации к сказкам.

 «Мир книги»(художественная литература: сказки, рассказы, повести, стихи; тематические выставки:«Картины родной природы»).

-коммуникации и кругозора: (игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Игры на диафрагментального  дыхания; игры на развитие фонематического слуха, дидактические игры на обогащение словаря; тематические альбомы: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, транспортные, домашние и дикие животные и др.).

-конструктивный центр (разные виды конструктора, природный и бросовый материал).сюжетно – ролевых игр: («дом», «больница», «магазин», «парикмахерская»).

-безопасности: (разные виды транспорта: наземный, водный, воздушный;

макеты домов, светофор, дорожные знаки). 

5.Особенности образовательной деятельности: особенность данной разработки является включение НОД  в сюжетно игровую ситуацию, проблемные методы обучения, обеспечивающие активность и инициативность детей. Это обусловлено введением в дошкольное образование ФГОС ДО.

Тема образовательной деятельности выбрана в соответствии с комплексно- тематическим планом.

Цель: выявить полученные знания, умения.

Задачи:

-Формировать умение обобщать, классифицировать , расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх

-Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

-Воспитывать интерес к образовательной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Методы и приёмы:

Словесный: объяснение, рассказ.

Наглядный: демонстрация.

Практический: выполнение заданий.

Игровой: физкультминутка.

Предварительная работа: дидактические игры, отгадывание загадок.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материал и оборудование: макет солнца с лучиками, макет дерева, запись мелодии «Вальс цветов» П.И. Чайковский, мяч, обруч, кубик, кукла, машина, бубен. колокольчик.

ТСО: магнитофон.

                                               План НОД

Этап

Мероприятие

Время

Организационный этап

Письмо

Обсуждение правил.

1

 1.5    

Содержательный этап

Отправление в сказочную страну  «Грамотейка»

Отгадывание загадки

1.Задание «Назови ласково»

2. Задание «Назови одним словом»

3.Задание «Что лишнее»

4. Задание «Скажи наоборот»

5. Физкультминутка.

6.Задание «Назови признаки»

7. Игра с колокольчиком.

1,5

1

2

 2.5

2

2

2

 2

 

3.5  

Итоговый этап

Возвращение в группу

Обсуждение путешествия

   1

   3

Общее время:    25 мин.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо из страны «Грамотейка».  «Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну: все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нашу страну!»

-Предлагаю отправится в путешествие и помочь жителям этой страны. Поможем?  (да)

-Воспитатель: Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия? (Фантазия- это наши мечты, когда мы выдумываем то, чего нет на самом деле.)

-Прежде чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1.Каждый день всегда, везде,

На занятиях,  в игре,

Громко, четко , говорим

Никуда мы не спешим.

2.Если хочешь ответить, не шуми

Только руку подними.

-Итак отправляемся в страну «Грамотейка». (Включается музыка). Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что

летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим

леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

-Вот мы и прибыли .

 (Обратить внимание на необычное дерево)

Ребята, какое необычное дерево. Посмотрите, что-то на листе написано. Это загадка.

-Предлагаю отгадать загадку.

 «Среди поля голубого, яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю-матушку обходит

Светит весело в оконце. Догадались это... (солнце)

-Только почему-то оно грустное. У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали

в разные стороны. Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Найти лучики)

-Правильно ребята.

- Ребята посмотрите, в стране «Грамотейка», даже дорожки необычные.

-Какие они? (разноцветные).

-На что они похожи? (на радугу)

-Идти по разноцветным дорожкам нам поможет радуга.

-Как вы думаете по какой дорожке мы пойдём? ( по красной дорожке.)

-Чтобы расколдовать лучики, предлагаю выполнить задания. (Воспитатель зачитывает задания, после выполненного задания прикрепляет лучик к солнцу)

1.Задание «Назови ласково». (красная дорожка)

 Облако- облачко, дождь-дождик,  ручей- ручеёк, трава-травка, цветок- цветочек, пчела-пчёлка, луч-лучик, солнце-солнышко, лист- листик, дерево- деревце.

2.Задание «Назови одним словом». (оранжевая дорожка)

-Кепка, панама, берет. (Головные уборы)

-Сарафан, футболка, шорты. (Одежда)

-Повар, швея, врач, продавец. (Профессии)

-Берёза, клён, осина. (Деревья)

-Мать- и –мачеха, нарцисс, ромашка.(Цветы)

3.Задание «Что лишнее?» (жёлтая дорожка)

-Медведь, волк, корова. (Корова).

-Яблоко, лук, морковь. (Яблоко)

-Груша, яблоко, капуста. (Капуста)

-Комар, пчела, воробей. (Воробей)

 - Воробей, ласточка, стрекоза. (Стрекоза)

4.Задание «Скажи наоборот». (зелёная дорожка)

-Радостный- грустный, сухой- мокрый, открыть-закрыть,

сильный- слабый, тепло-холодно, тихо-громко.

5. Физкультминутка. (голубая дорожка)

 -Прибежали, прибежали

Ежики, ежики

Наковали, наковали

Ножики, ножики

Прибежали, прибежали

Зайчики, зайчики

Хлопнем дружно

Хлопнем вместе

Девочки!

Мальчики!

А теперь все вместе: и мальчики, и девочки.

6.Задание «Назови признаки». (синяя дорожка)

-В стране «Грамотейка» живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

Например: если матрешка из дерева, то она ...(деревянная), дом из кирпича...(кирпичный), замок из металла....(металлический), ведро из пластмассы (пластмассовое), стакан из стекла (стеклянный), кувшин из глины (глиняный).

7.Игра с колокольчиком. (фиолетовая дорожка)

-В этой сказочной стране живут жители, которые очень любят играть. Предлагаю вам поиграть. Я буду звенеть в колокольчик , а вы будете бегать по ковру, как только колокольчик перестает звенеть вы останавливаетесь около предмета, называете предмет при этом хлопками разделяете слово на слоги. (Стул, мяч, обруч, бубен, кукла, кубик. машина.)

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно? (Лучистое, светлое яркое, теплое).

-Молодцы, ребята,  жители этой необыкновенной страны говорят вам «Огромное спасибо!»

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. (Звучит музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковский).

-Вот и прибыли мы в д/с. Понравилось вам путешествие?

-Где мы путешествовали?

-Что вам больше запомнилось?

Анализ

Содержание занятия соответствует поставленным задачам. Время распределено рационально. Во всех этапах имелась последовательность и логическая связь. Для организации занятия были применены игровые приемы.

В соответствии с целью и задачами реализовывались такие принципы:

• Принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

• Принцип доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей детей) ;

• Принцип наглядности: каждый вид наглядности использовался для развития внимания, наблюдательности.

Рационально применялись такие приемы:

• Словестный метод - для формирования теоретических и фактических знаний

• Игровой - динамическая пауза «Подснежники», танец «Дождик», помогаем Маше.

• Наглядный – показ демонстрационного материала

• Практический: словесные упражнения по подбору слов.

Здоровье сберегающие технологии соблюдались в течение всего занятия через:

• Время, затраченное на занятие, соответствует требованиям к проведению занятия с детьми группы

• Своевременно проведены динамические паузы

• Чередование видов деятельности

Занятие достигло своей цели через выполнение всех этапов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»

Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы "В стране настроений" (радость, грусть, гнев)

Задачи:1.     Закрепить и обобщить знания у детей о чувствах радости и грусти. 2.     Познакомить детей с чувством гнева (злости).3....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»

Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие »...