консультации для родителей и педагогов на тему: "Как развивать связную речь"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Как правильно научить малыша связно рассказывать? Этим вопросом задаются многие родители. Материал в консультации поможет вам грамотно подойти к вопросу формирования связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyazn.docx | 457.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Одна из самых важных задач обучения дошкольников – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь имеет две формы:
· диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
· монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоционально-образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы, композиция языка учит детей четко и последовательно строить рассказ.
Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».
После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Взрослый задает вопрос: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?» «Сколько комнат было в медвежьем домике?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими допросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: «Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?», можно спросить: «Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович».
На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.
Внимание, ребенка надо привлекать и к средствам выразительности языка: «Как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? Какие слова она ему говорила?»
Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» можно дать такие указания:
- Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться.
- Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту, и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал.
После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей и педагогов Круги Луллия для развития связной речи дошкольников.
Материал поможет в работе по развитию связной речи детей....
Консультация для родителей и педагогов "Играем в друдлы-развиваем воображение"
Консультация для родителей и педагогов "Играем в друдлы-развиваем воображение"...
Консультация для родителей и педагогов на тему: "Значение пальчиковых игр для развития речи детей"
Консультация для родителей и педагогов на тему: "Значение пальчиковых игр для развития речи детей"....
Выступление на родительском собрании с сообщением по теме: «Как развивать связную речь детей по средствам мнемотехники при подготовке к школе?»
Данная сообщение подходит для родителей как помощь в подготовке детей возраста 6-7 лет....
Консультация для родителей и педагогов ДОУ "Правильно ли развивается речь ребенка?"
Статья содержит материал по возрастным группам с указанием нормы и патологии речевого развития, а также рекомендации по развитию речевых навыков в домашних условиях...
Консультация для родителей и педагогов "Упражнения в равновесии. Развиваем вестибулярный аппарат"
Упражнения в равновесии - способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку ребенка.В консультации даны варианты игровых упражнений для тренировки детей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и педагогов на тему: «Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников».
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...
- Мне нравится (5)