Консультация для родителей и педагогов на тему: "Значение пальчиковых игр для развития речи детей"
консультация
Консультация для родителей и педагогов на тему: "Значение пальчиковых игр для развития речи детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_palchikovyh_igr_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Значение пальчиковых игр для развития речи детей
Развитие мелкой моторики = Развитие речи
Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия.
- Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Кинезиология, как метод развития пальчиковой моторики
(др.-греч. κίνησις «движение» + λόγος «знание») -это коррекционная методика, основанная на связи речи с движением. Она направлена на развитие темпа и ритма дыхания, совершенствование движений артикуляционных органов, формирование корректного грамматического и звукового оформления речевого высказывания, способствует выработке речедвигательной координации. Технология состоит из подбора упражнений, ориентированных на каждого конкретного ребёнка в соответствие с особенностями его развития и образовательными потребностями. Активное участие в коррекционном процессе самого ребёнка в качестве субъекта способствует повышению мотивации и эмоционального фона, что повышает результативность коррекции.
Упражнения:
Пулемёт
Ребёнок, произнося «д-д-д», ритмично постукивает указательным пальцем одной руки по раскрытой ладони другой руки.
Пароход
Произнося «ы-ы-ы» с сомкнутыми зубами, ребёнок водит ребром одной руки с поднятым вверх большим пальцем по ладони другой руки. Если упражнение проводится с подгруппой детей, правилами может регламентироваться направление и координация движений пароходов.
Измерим слова
Постукивая кулачок о кулачок, ребёнок произносит слово и определяет его длину, обозначая термином – «длинное» или «короткое».
Прятки
Кулачок ведущего прячется за ладонью, в ладони, под ладонью, на ладони, около ладони и так далее Ребёнок, повторяя движение, называет местоположение кулачка. Отрабатывается правильность употребления предлогов.
Эхо
Повторение за ведущим слоговых рядов с соответствующими движениями руки: кулачок – слог с твёрдым согласным, ладонь руки с раздвинутыми шевелящимися пальцами-лучиками – слог с мягким согласным; ладонь вниз – слог с глухим согласным, ладонь вверх – слог со звонким согласным.
Назови слово
Педагог показывает предметные картинки, дети называют изображённый предмет, ударяя пальчиками по столу на каждый слог.
Повтори
Педагог называет слова со сложной слоговой структурой; дети повторяют их по слогам, поочерёдно загибая пальцы на каждый слог.
Читающие пальчики
Дети произносят за ведущим звуки, поочерёдно нажимая на подушечки пальцев одной руки. Затем, на вопрос педагога «Какое слово получилось?», составляют его из заданных звуков (например, д – о – м, «дом»).
Том-дом-ком
Ведущий задаёт последовательность слов (том-дом-ком, дом-ком-том и так далее). Дети, называя следом за педагогом слова, выполняют соответствующие движения руками (том - «ушки» из ладошек по бокам головы; дом - «крыша» из соединённых пальцев рук; ком - сжатый кулачок).
Большие и маленькие
Синхронные движения обеих рук: дети показывают большой и маленький предмет, сводя и разводя руки и называют его (например, сад – садик; дом – домик; мяч – мячик и так далее).
Кинезиологические сказки для детей
Два котенка.
(способ организации – сидя за столом)
Жил-был на свете котенок, он был белый и пушистый и звали его Снежок (дети показывают правый кулачок).Он очень любил прогуливаться по своему саду (упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»).И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним(упр. «Кошка»).И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются). Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Выполнил: учитель-логопед
Срещикова С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: «Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста».
Данная консультация предназначена для родителей дошкольников. Из консультации можно узнать об основных понятиях, этапах и результатах работы по развитию речи с использованием мнемотехники....
Мастер - класс для родителей и педагогов "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр в работе с детьми....
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность – как одно из средств развития речи детей»
В ведущем виде деятельности – игре важное место занимают театрализованные игры. Здесь дети учатся активно расширять свой словарный запас, овладевать умением выполнять определённые роли. В старше...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и педагогов на тему: «Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников».
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...
Консультация для родителей и педагогов. "Су-Джок терапия-уникальное средство для развитии речи у детей".
Су-Джок терапия-уникальное средство для развитии речи у детей. Высокая эффективность-при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность-не правильное применение никог...
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему«Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребе...
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающаяогонек пытлив...