ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Статья об особенностях развития связной и правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1925-8523ea76718e0a8db09f3c5a0059725a.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Связная речь- развернутые высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей. Умение правильно, последовательно излагать свои мысли является одним из важнейших качеств образованного человека.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его речь.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
В связной речи проявляются, как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества жизни.
По самостоятельному рассказу ребенка можно оценить не только уровень его речевого развития. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Значение развития связной речи многообразно, так как ее качество определяет готовность ребенка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ребенка: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок четырех – пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4 – 5 годам. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё более развернутыми и связными.
Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, пересказывают сказки и короткие рассказы, рассказывают про игрушки и картинки.
Во время пересказа можно включать упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью наглядной схемы, иллюстративного панно), рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам, восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом (подстановка в текст пропущенных слов, словосочетаний), восстановление нужной последовательности предложений), составление творческих пересказов (с заменой действующих лиц, места действия и т.д.).
На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок детям предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию (по вопросам педагога), придумать названия к картине или серии картин, проводятся игры – упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?» – используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом; «Кто лучше запомнил?» – ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины), упражнения в составлении предложений по данному слову с учетом содержания картины, восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок либо (в случае работы с одной сюжетной картиной) упражнение «Угадай-ка!» – по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента).
На занятиях по обучению описанию предметов проводятся игры –упражнения «Узнай, что это?» (по указанным деталям, отдельным составным элементам дети узнают предмет), используются игровые ситуации при составлении описательных рассказов («Реклама товара», «Магазин». «Пропала собака»), составляются описания предметов по собственным рисункам детей.
Занимаясь с дошкольником, его необходимо научить не только пересказывать готовые образцы связанных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера.
При повествовательном рассказывании о событии программа высказывания выражается при помощи глаголов, этого основного «двигателя» сюжета: играли – упал – поплыла – принесла. Существуют описательные рассказы, когда ребенок должен выделить и описать отдельные свойства и качества предмета или объекта. В рассказе – описании нет развития сюжета, и мысли здесь связаны по принципу непоследовательной связи (когда мысль каждого нового высказывания вытекает из мысли предыдущего), а по принципу параллельной связи (т.е. каждая мысль существует как бы самостоятельно). На первых порах обучения этот вид рассказывания дается ребенку легче именно благодаря отсутствию необходимости связывать фразы в одну логическую последовательность.
Таким образом, дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с наглядным материалом и без него. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Очень важно, чтобы ребенок правильно строил сложные предложения. От этого зависит формирование правильной связной речи.
Литература
1. Волкова Л. С. Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью фонематическое и общее недоразвитие речи. Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. – М., 2007. – 300 с.
2. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Изд.4–е., М., 1972. – 127 с.
3. Эльконин Д. Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964. – 116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста»
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Для психологии представляет...
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста
Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста1. СЛАЙД РЕЧЬ – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.Язык являясь важнейшим с...
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста".
Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста"....
Особенности работы учителя-логопеда с задержкой развития речи у детей дошкольного возраста
Речь является одним из важных аспектов развития ребенка. И задержка в формирвании речи может создать трудности для успешной адаптации в обществе и в обучении в будущем. Учитель-логопед играет ключевую...
консультация для педагогов " Особенности развития речи ребенка в дошкольном возрасте"
в консультации раскрыты особенности речи ребенка в дошкольном возрасте...